Четвертая глобальная научная революция и формирование постнеклассической науки

Последние три десятилетия XX века ознаменовались новыми радикальными научными достижениями. Эти достижения можно характеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой формировалась постнеклассическая наука. Сме­нивший прежнюю неклассическую науку первой половины XX века этот новейший период в развитии естествознания характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, это ориентация постнеклассической науки на исследование весьма сложных, исторически развивающихся систем (среди них особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек). Представления об эволюции подобных систем вводятся в картину физичес­кой реальности через новейшие идеи современной космологии (кон­цепция «Большого взрыва» и др.), через изучение «человекоразмерных» комплексов (объекты экологии, включая биосферу в це­лом, системы «человек — машина» в виде сложных информацион­ных комплексов и т.д.), и, наконец, через разработку идей термо­динамики неравновесных процессов, приведших к возникновению синергетики.

Во-вторых, важное направление исследований постнеклассической науки составляют объекты биотехнологии, и в первую оче­редь, генетической инженерии. Успехи последней на рубеже XX— XXI вв. определяются новейшими достижениями биологии - в плане расшифровки генома человека, постановки и решения про­блем клонирования высших млекопитающих (эти проблемы, за­метим, включают не только естественнонаучный, но и социально-этический аспекты).

В-третьих, для постнеклассической науки характерен новый уровень интеграции научных исследований, нашедший выраже­ние в комплексных исследовательских программах, реализация которых требует участия специалистов различных областей зна­ния.

Поэтому объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.

При изучении такого рода сложных систем, вклю­чающих человека с его преобразовательной производственной де­ятельностью, идеал ценностно-нейтрального исследования ока­зывается неприемлемым. Объективно истинное объяснение и опи­сание такого рода систем предполагает включение оценок обще­ственно-социального, этического характера. Например, исследо­вания последствий влияния производственной деятельности че­ловека на биосферу предполагают проведение социальной экс­пертизы с целью выявления вредных, а часто катастрофических, последствий этого влияния и установления ограничений и даже запретов на некоторые виды человеческой производственной дея­тельности. В постнеклассическом типе рациональности учитыва­ется, как считает современный философ науки В. С. Степин, «соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями». А это значит, что рациональное познание не имеет безусловного приоритета перед дорациональными и внерациональными познавательными формами.

Итак, современная физика и космология сформировали сход­ную с античной тенденцию обращения к умозрению, к теоретизи­рованию. Они впустили в пространство своих научных построе­ний вопросы, которые в классической и неклассической науке от­носились к философским: почему Вселенная устроена так, а не иначе; почему во Вселенной все связано со всем и т.д. Но на фи­лософские вопросы нельзя адекватно ответить, опираясь на нор­мы и идеалы научного познания, сложившиеся в пределах клас­сической и неклассической рациональности.

Наши рекомендации