Лекция 12. Жизнь и творчество Абая
Международная Образовательная Корпорация
HAND-OUTS
История казахской литературы
Кредита
ФОГН Ж(11,12)2,3 ВС*
Лекция 11. Казахские просветители 19 века: Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Творчество Шангерея Бокеева .
Лекция 12. Жизнь и творчество Абая
Цель лекции:
ü Определение роли и значения творчества казахских просветителей
ü Выявление специфических особенностей жанра «Слов назидания».
ü Выявить традиции и новаторство в творчестве Абая Кунанбаева.
Вопросы к теме:
1. Литература II пол. 19 в. Общая характеристика.
2. Творчество Чокана Валиханова.
3. Творчество Ибрая Алтынсарина.
4. Творчество Абая Кунанбаева.
5. Философская, пейзажная, любовная лирика Абая.
6. Восточные мотивы в поэмах Абая.
7. Особенности жанра, стиля, проблематика «Слов назидания».
Тезисы:Во II пол. 19 в. возникло казахское просветительство. Ученый, этнограф Чокан Валиханов (1835-65), педагог Ибрай Алтынсарин (1841-89), поэт Абай Кунанбаев (1845-1904) звали народ идти по пути передовой рус. демократич. культуры. Алтынсарин разработал на основе рус. графики казах. алфавит, создал знаменитую «Киргизскую хрестоматию» (1879, Оренбург) для школьного чтения, включив в нее свои переводы басен И. А. Крылова, К. Д. Ушинского, оригинальные стихи и рассказы о пользе труда и знаний. Он первым перевел рассказы Л. Н. Толстого на казахский яз. Алтынсарин явился одним из зачинателей казах. худож. прозы. Важным для понимания демократических и гуманистических взглядов Алтынсарина является рассказ «Кипчак Сейткул». В рассказах «Юрта и деревянный дом», «Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества, польза знаний и науки. Валиханову принадлежат выдающиеся труды по географии, истории, этнографии, экономике, социологии Казахстана, он сделал записи казахского фольклора. Важным результатом его поездки на Иссык-Куль в 1856 году стало открытие величайшего памятника кыргызского устного творчества - эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал и перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. Именно ему принадлежит определение, данное им «Манасу», как «степной «Илиады». В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии», «Западный край Китайской Империи и город Кульджа». Ведущим жанром в публицистике Валиханова становится путевой очерк. Пребывание в Петербурге духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни: работа в Азиатском департаменте и Географическом обществе, участие в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай»), чтение лекций по истории Востока в РГО. В Петербурге Валиханов вновь встретился с Ф. М. Достоевским. Среди его друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России. Основные мысли изложены им в ряде работ: „О мусульманствах в степи“, „О кочевниках киргизах“, „Записка о судебной реформе“ и др. Валиханов подходил к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов. Подход к родному народу как к целостному национальному единству отражается в его формулировке: «... Интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия». Академик Н.И. Веселовский писал о нём: „Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов».
Тезисы:Поэзия Абая, его философско-публицистич. назидания «Гаклия» - это широкая картина жизни казах. общества. Абай создал новые формы и жанры поэзии (шестистишия, восьмистишия). Его творчество, оказавшее влияние на развитие нац. самосознания народа, питали три источника: нар. поэзия, вост. классич. литература, рус. литературара. Впервые стихи Абая были напечатаны в «Дала уалаятының газеті в 1889 г.; в 1909 г. в СПб. был издан сб. его стихов. Абай переводил на казах. яз. соч. Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина, а также Гете, Гейне. К лирич. стихам он сам создавал музыку. Особенно популярны переводы Абая из «Евгения Онегина». Дастанам Абай придал новую форму. Поэмы «Масгут», «Азим» - притягательные истории написаны в духе восточных легенд с элементами волшебства. Сюжет поэмы Абая «Искандер» встречается в творениях Фирдоуси, Низами, Навои. У каждого из этих великих поэтов своя интерпретация этой личности. Особое место в творчестве Абая занимает «Гаклий» - «Қара сөз» («Слова назидания», «Книга слов»). Под этим наименованием объединены 45 "Слов" - небольших законченных фрагментов в художественно обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор - собеседование. Термин «кара сөз» - это обозначение прозы в отличие от рифмованного текста. «Кара сөз» по жанру близки к европейским жанрам философского эссе – «максимы», «беседы», «рефлексии» (Монтень, Паскаль, Ларошфуко). Абай - основоположник жанра эссе в казахской литературе, эссеистской прозы, философско-дидактической прозы, с характерными для нее моментами осмысления бытия, места человека в нем, с ориентацией на внимательного читателя-собеседника, равного автору-творцу. Элементы жанра эссе можно найти в устной литературной традиции, в жанрах нақыл сөз, өсиет сөз, билік сөз, с характерной для них притчевостью, дидактизмом, философичностью. «Слова» имеют четкую композицию: автор дает посыл-идею, затем приводит примеры-инварианты этой идеи непосредственно из жизни, опыта, иногда с подробными деталями; далее идет нравственное рассуждение, заканчивающееся обобщениями, придающими «Слову» завершенность. Каждое «Слово» можно озаглавить тематически (Абаем они даются в нумерованном списке): «Слово первое» - к примеру, можно озаглавить «О причинах, заставивших меня писать»; «Слово второе» - «О некоторых особенностях народов глазами казахов» и т.д., где «О том…» – это своеобразная формула жанра эссе. Герольд Бельгер: «По сути дела, «Слова» Абая - не назидания, а размышления, суждения, то, что ныне обозначают словом эссе - своеобразное изложение сокровенных исповедальных мыслей, дум». «Гаклия» – это собрание размышлений мыслителя, это философско-моралистическое, дидактическое эссе на различные темы, начиная от анализа ментальных особенностей казахов до широких обобщений исторического, юридического, политического, духовно-религиозного характера.
СРС:
Идейно-тематическое содержание рассказов И.Алтынсарина
СРСП :
Классический период тюркской литературы
Glossary:
Life and activity | Өмірі мен жұмысы | Жизнь и деятельность |
position | тұрғысы | позиция |
industry | қоғамдық | промышленность |
country | мемлекет | страна |
Список литературы.
Основная литература:
Каз.литература Жаксыбаев.К 2005.А.Жеты жаргы-150
Каз.литература. Хрестоматия. Адибаев Х. 2004.А.Жеты жаргы-150-400с
Каз.литература. . Адибаев Х. 2004.А.Жеты жаргы-150-400с
Казак адибиети. Адибаев.Х.А.Мектеп.2003-390
Дополнительная литература:
Ежелгi дэуiр эдебиетi: хрестоматия.-А.: Ана тiлi, 2003.-280 б.
Кенжебаев Б. ХХ гасыр бысындагы эдебиет.-А.: Бiлiм, 2001.-248 б.
Тiлеужанов М. Ел эдебиетi.-А.: Ана тiлi, 2001.-176 б.
Радлов В.Алтын сандык.-А.: Ана тили, 2001
Казактын батырлык эпосы.-А.: Рауан, 2002
Кобыланды батыр: батырлар жыры. Прилож.к звук.альбому.-А.:Ак ниет,2001
Дастандар. Т.1.-А.: Жазушы, 2000
Нүрғали А.Қазақ iлкi тектерiнiң дәстүрлi мәдениетi. А.: Атамұра.- 168 б.2001
Казак жумбактары.-А.: Ана тили, 2005
Казак макал-мэтелдери/ Жин.О.Турманжанов.-А.: Ана тили, 2007