Атомизм демокрита, его значение для науки
Демокрит(460-370) учился у Анаксагора.
Исходная мысль его учения "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты"Бытие есть нечто предельно простое, неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы так: атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - быт" то пустота - это небытие. С одной стороны, если бы не было пустот, то не было бы и реального множества и движения. С другой стороны, если бы все было делимо до бесконечности, то пустота была бы во всем, то есть в мире ничего бы не было, не было бы и самого мира. Отсюда следует вывод, если бесконечная делимость уничтожала) всякую величину, разрешив ее в ничто, то должны существовать твердые тела, иначе не было бы ничего плотного. Движение Демокрит считал вечным ,естественным состоянием Космоса. При этом движение истолковывалось строго однозначно, как механическое перекрещение атомов в пустоте.
Как и другие "мудрецы" Демокрит попытался применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит их к совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Под влиянием этого столкновения образуется единый вихрь, в котором атомы кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. Имеющие одинаковый вес, вследствие большого скопления, больше не в состоянии кружиться и образуют различные соединения. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетая к периферии. Прочие же остаются в центре и образуют некое шарообразное соединение.
Из этой шарообразной массы отделяется нечто вроде "оболочки", которая в виде неба простирается над всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под влиянием тех же механических причин. Человек - то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.
Демокрит объясняет познание мира на основе принципа "истечения". Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Демокрит не видит связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание достигается только разумом.
Характерные черты античной философии: 1)синкретичность, т.е. для нее характерна большая слитность , нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов филослфствования ; 2) космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека; 3) пантеистична: ант. Фил-я исходит из Космоса, чувствительного и умопостигаемого. Космос в ант. фил-ии часто считается абсолютным божеством (не личностью); 4) логика- это преимущественно логика общих имен, понятий (Платон, Аристотель, стоики ); 5)этика- это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. 6)функциональна, т. е. она призвана помочь людям в их жизни, дает ответы на вопросы бытия.
13. Критика Аристотелем философии Платона. Проблема источника движения и источника всех форм в философии Аристотеля.
Аристотель(384-322 гг до н.э.). был учеником Платона до его смерти. Затем стал воспитателем А. Македонского. Аристотель был первым историком философии (он изучил все, что было до него).
Аристотель начинает с критики Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель воспользовался самокритикой Платона. Мир идей – это некоторое единство, но в то же время существует множество идей. Пример - идеи кошки и животного - это одно и то же или нет. Аристотель говорит не об идеях, а о понятиях. Он разделяет все понятия на понятия вещей и понятия классов вещей.
Единственный существующий мир – телесный мир и все его многообразные проявления, включая человека. Все знания – лишь вторичные сущности, а первичны сами сущности. Сущность – это не наши мысли о вещи, а сама вещь. Первые сущности – это то, о чем все сказывается, и что ни о чем не сказывает. Суждение: первая сущность – это субъект суждения. Пример, «Иван – человек», Иван – это первая сущность. Первая сущность выступает единицей бытия. Субстрат – лишь возможность. Телом он становится, только будучи упорядочен идеей. Идея внутренне присуща конкретной вещи (это заземление платоновской философии).
Каждая первая сущность определена 4 причинами:
Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).
Материальная причина – возможность (стройматериалы).
Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).
Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы в нем жить).
Аристотель предполагал, что существует редукция в сторону формы или материала.
Пример: Медный шар: шар – форма, медь – содержание.
Перводвигатель – это бог, энтелехия (вечное, неподвижное, неизменное) – это второе начало, противоположное материальному. Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин. Космос строится божеством из хаоса на основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.
Теория познания
Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).
Уровни познания:
Эмпирия - самый низший – опыт;
Техно – умение, обобщение на пальцах;
Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;
Софос - знание конечных причин, основания мира.
Источник движения и источник всех форм.
Несколько противоречивы взгляды Аристотеля на источник движения. Сказанное выше говорит о том, что движение присуще самим вещам, следовательно, источником является само движение. С другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения.
Аристотель различает шесть видов движения : возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.
Движение Аристотель тесно связывал с изменением. Он приводит четыре главных вида изменений : относящихся к сущности, к количеству, качеству и месту . Движение, относящееся к сущности , не может быть признано действительным , потому что в нем нельзя найти " противное". Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. По Аристотелю, противным движению является "покой"; противном возникновению – гибель; увеличению – уменьшение, а изменению места – покой на месте. Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает как переход возможности в действительность. Тем самым движение становится универсальным свойствам сущего.
Процесс осуществления, то есть переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи ( как возможности ) к осуществлению реализации формы ( как реальности ) .
Аристотель уделяет внимание и анализу "пространства" и "времени". Во-первых , он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает связь времени и движения.
Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает его объективное существование.
Самой чистой формой, формой форм и источником всех формообразований является, согласно Аристотелю, Бог. Поскольку Бог Аристотеля - это чистая форма. Сам по себе он не имеет не только человеческих, но и, вообще, каких-либо видимых черт.
С чистой формой человек сталкивается тогда, когда он имеет дело с мыслями и идеями. Но, у мысли, идей тоже есть некоторая материя и форма. Материя, в данном случае, - это то содержание мысли, которое в ней мыслится. Под формой Аристотель понимает то, как связаны между собой элементы содержания, как они организованы, то есть некоторую организацию элементов содержания. В этом смысле мысль тоже обладает формой, то есть связями элементов своего содержания.
Аристотелевская форма форм - это тот случай, когда предметом (содержанием) мысли становится сама мысль. Причем, предметом является именно форма мысли как таковая. Мышлением о форме мысли, то есть исследованием организации мысли является логика. Таким образом, Бог Аристотеля - это чистое мыслительное начало мира, некое абсолютное сознание, мыслящее самое себя в логических формах (категориях). Представление Аристотеля о Боге предельно рационализировано. По сути, Аристотель подверг обожествлению логический разум.