Тема 2. Этические учения Древнего Востока
Ключевые понятия: «Веды», брахманизм, веданта, миманса, йога, буддизм, даосизм, легизм, конфуцианство.
Этико-философские системы Древней Индии. Характерные особенности древнеиндийского нравственного мировоззрения. Ортодоксальные и неортодоксальные системы. Этика буддизма. Этико-философские учения Древнего Китая. Даосизм, легизм, конфуцианство.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите ортодоксальные и неортодоксальные нравственно-философские системы Древней Индии.
2. Что означает состояние нирваны в этике буддизма? Как ее достичь?
3. Что включает «золотое правило» нравственности, сформулированное Конфуцием?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Установите хронологические и содержательные связи между направлениями этики Древнего Востока, выявите их специфику и попытайтесь охарактеризовать.
2. Даосистский принцип недеяния гласит: «Чтобы овладеть Поднебесной, постоянно осуществляй неслужение». В чем состоит этот принцип? Каково его соотношение с современными нравственно-этическими нормами?
3. Каков путь к достижению нирваны?
Дополнительная литература и первоисточники:
1. Будда: жизнь, учение, мысли, изречения, афоризмы / В.В.Юрчук. – Мн.: Современное слово, 2006. – 316 с.
2. Древнекитайская философия / Собрание текстов. Т. 1,2. – М.: МП «Принт», 1994. – 747 с.
3. Дружинин, В.Ф. Этика: курс лекций (учебное пособие для вузов) / В.Ф.Дружинин, Л.А.Демина. – М.: Экзамен, 2005. – 221 с.
Тема 3. Античная этика.
Ключевые понятия: этический релятивизм, этический рационализм, гедонизм, эпикуреизм, киренаики, киники, стоицизм, эвдемонистическая этика.
Нравственная философия древних греков: общая характеристика и основные направления и школы. Этический релятивизм софистов. Ориентированный на логическое мышление нравственный рационализм Сократа и Платона. Эвдемонистическая этика Аристотеля. Этика поздней античности: Эпикур, стоицизм.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите основные этико-философские направления и школы периода Античности.
2. Кто является основателем этического рационализма в этике?
3. В чем суть эвдемонистической этики Аристотеля?
4. Дайте сравнительную характеристику гедонизма киренаиков и эвдемонизма Эпикура.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каков социально-нравственный идеал Платона?
2. Раскройте специфику этической позиции Сократа.
3. В чем суть стоицизма?
Дополнительная литература и первоисточники:
1. Аристотель. Этика / Аристотель. – М.: АСТ, 2006. – 491 с.
2. Гусейнов, А.А. Античная этика / А.А.Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003. – 270 с.
3. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. – М.: Наука, 1993. – 379 с.
4. Платон. Сочинения: в 4-х т. / Платон. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1-3.
Тема 4. Этика средневековья и эпохи Возрождения.
Ключевые понятия: христианство, христианская этика; патрисика,
схоластика, протестантизм; Возрождение (Ренессанс), гуманизм, антропоцентризм.
Специфика и содержание нравственно-религиозного сознания. Христианская этика: основные моральные ценности и их роль в формировании духовности личности. Десять заповедей и их общечеловеческое значение. Августин Блаженный и Фома Аквинский как наиболее яркие представители христианской этики.
Этика эпохи Возрождения. Гуманизм как основной принцип этики Ренессанса. Отражение нравственных ценностей эпохи в искусстве и литературе. Этический идеал Н.Макиавелли.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы основные нравственные идеи христианства?
- Изложите взгляды Августина Блаженного на свободу воли человека в сопоставлении с этической концепцией Фомы Аквинского.
- Каковы нравственные идеалы эпохи Возрождения в сравнении с эпохой Средневековья?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Попытайтесь соотнести идеалы христианской этики с реалиями современной жизни.
2. Что составляет греховность согласно христианской этике Августина Блаженного?
3. Каково соотношение морали и политики в учении Н.Макиавелли?
Дополнительная литература и первоисточники:
1. Августин, А. Исповедь / А.Августин. – М.: Канон-Реабилитация, 2005. – 462 с.
2. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х.Горфункель. – М.: Знание, 1980. – 187 с.
3. Дружинин, В.Ф. Этика: курс лекций / В.Ф.Дружинин, Л.А.Демина. – М.: Экзамен, 2005. – 221 с.
4. Монтень, М. Опыты / М.Монтень. – М.: Литература, 2006. – 463 с.