Основные идеи Карла Ясперса
Ясперс выступил критиком научной философии, олицетворением которой была для него, в частности, Гуссерлева философия как "строгая наука". В философии Ясперс видел не просто профессию и университетскую специализацию, а глубоко личностное мышление, процесс философствования, который не может быть отделен от существования мыслящей личности, раскрытой в этом процессе для другой личности. "Философия есть средство коммуникации между экзистирующими, составляющими подлинное бытие философствования"[2]. Поэтому в процессе философствования образуется истинная общность людей, так же как истинное философствование происходит из подлинной, личностной коммуникации, а не из социальных форм общения в профессиональных коллективах.
Цель науки – ориентирование человека в мире посредством объективирующего мышления. Ее характеризует "перспективизм" – рассмотрение объектов с определенной позиции "внутри мира". Наука видит цель в том, чтобы овладеть миром, независимым от субъективности познающего. Но у науки есть граница, за которой – неподвластные ей вопросы о мире в целом, свободе, жизни и смерти. Научное ориентирование в мире находит завершение в научных философиях позитивизма и идеализма. Позитивизм – это такое миросозерцание, которое полагает бытие тождественным эмпирическому миру, познаваемому естественными науками. Идеализм рассматривает бытие как тождественное бытию духа, в нем удостоверение в бытии совершается не посредством предметного мышления рассудка, а посредством мышления разума. Эти формы миросозерцания признают личность или как предмет в его объективности, или как особенную форму всеобщего. "Индивиды для них – только арена и проезжая магистраль, они существуют только как частные случаи или как орудия... и в этом качестве не имеют самостоятельного бытийного характера"[3].
То, о чем говорит экзистенциальное философствование и что не может быть объектом науки и вышеназванных философий, Ясперс называет "объемлющим". Это сфера изначального опыта человека, которая включает находящееся вне человека бытие в себе (окружающий мир и трансценденцию, Бога) и "нас самих". Последнее, паше индивидуальное существование, определенным образом структурировано и включает следующие моменты: наличное бытие (душа и тело); сознание вообще, т.е. рассудок с его продуктами – суждениями; дух – движение к пониманию целого, которое реализуется в идеях искусства, науки, морали, политики и т.д.; и экзистенцию. Экзистенция не является явленным в предметности существованием. "Бытие, которое в явлении существования не есть, это бытие семь я сам как экзистенция. Я семь она, поскольку не становлюсь для себя самого объектом. ...Она есть явление лишь для себя самой и для других экзистенций. Итак, нс мое существование есть экзистенция, но человек есть возможная экзистенция в существовании".[4]
Ясперс различает существование человека и его экзистенцию. Существование обнаруживается как реальная жизнь, с ее началом и концом, экзистенция же не знает смерти, она обнаруживает себя как свобода и направленность к другой экзистенции и к трансценденции. Экзистенция, однако, вступает в отношение с миром, который является средой ее обитания, но в то же время мир таит угрозу ее падения в одно лишь существование. Об экзистенции свидетельствует неудовлетворенность, которую испытывает человек в теоретическом знании или практической жизни, когда полагает, что мир, мирское – это все бытие. Прояснение данной неудовлетворенности Ясперс называет просветлением экзистенции. Есть мыслительные средства для этого: "просветляющей мысли нужно как некое средство предметное мышление, через которое мысль трансцендирует к этому искомому изначальному трансцендированию самой экзистенции"[5]. Так, к просветлению экзистенции подводят философские рассуждения о свободе.
Реально экзистенция открывается исследователю в таком просветлении, которое происходит в пограничных ситуациях, когда происходит крушение привычных мерок существования, и человек остро переживает разрыв с предметно-практическим миром, свою безосновность, свободу и открытость трансценденции, устремленность к вечному, единому, безусловному.
Человек, по Ясперсу, есть конкретное историческое существо, всегда находящееся в той или иной ситуации. Нет всеобщих ситуаций, они всегда конкретны, собственные для каждого. Ситуация не обозначает некий внешний человеку порядок вещей, в котором он оказался. Так, человек претерпевает на себе действие законов природы (например, силы тяжести), но такое положение дел не является ситуацией. Существование может стать ситуацией, если человек будет осмысленно, заинтересованно относиться к объективной реальности, т.е. рассматривать действие тяжести, например, как полезное или вредное и т.д. Пограничные ситуации – особые среди всех. В пограничных ситуациях человек реагирует на сложившиеся обстоятельства не планами и расчетами с целью их изменения, а становлением своей экзистенции. Философ описывает пограничные ситуации и дает их систематику. Во-первых, это пограничная ситуация "историчной определенности экзистенции", когда человек ограничен обстоятельствами времени, места, возраста, пола и т.д. Здесь "теснота его данностей" вызывает у него беспокойство при переживании случайности этих данностей, в контрасте с совершенством всей возможной полноты "человека вообще". Во-вторых, Ясперс описывает отдельные пограничные ситуации. Так, смерть, страдание – это пограничные ситуации, существующие без содействия человека, в то время как ситуации борьбы и вины активно им создаются. В обычном существовании у человека есть только "возможная экзистенция", в пограничных ситуациях она выводится на свет, и человек как свобода соприкасается с трансценденцией по ту сторону мира.
Важнейшим определением экзистенции является свобода, которая, как и собственно экзистенция, не может быть предметом науки, поскольку ее нельзя обнаружить в предметном мире. Сам вопрос о свободе, пишет Ясперс, мотивирован в своем истоке во мне как экзистенции, во мне "желающем, чтобы она существовала". Но свобода обнаруживается не в рассуждении, но в экзистировании. Ее нет ни в мире, ни в трансценденции, она ни предметное бытие, ни трансцендентное бытие: "свобода есть только экзистенция во временно́м существовании. Она обнаруживается как интимный опыт человека, как последнее основание экзистенциальных переживаний, при этом сама свобода ни на чем не основана (в этом состоит "парадокс свободы"), В отличие от произвола, связанного с предметным бытием человека, свобода экзистенциальна. Безосновная свобода требует именно от меня принятия решения, выбора: в решении я, наконец, обнаруживаю свое сокровенное, возможную раньше и реальную теперь экзистенцию. "Выбор есть решимость быть в существовании самим собой".[6]
Несмотря на влияние иррационалистической философии, Кьеркегора и Ницше, Ясперс отводит важную роль разуму. Он трактует последний как гарант преодоления солипсизма, залог экзистенциальной коммуникации. В отличие от Кьеркегора, который трактовал экзистенцию как одинокое существование, Ясперс видит в коммуникации важнейшую сторону экзистенции. "Разум есть воля к коммуникации", – пишет он в "Философской вере". В отличие от коммуникации средствами рассудка, когда человек ориентируется на достижение целей в мире практических интересов, экзистенциальная коммуникация – это обращение к другому как экзистенции, в котором мне открывается истина другой самости. Поскольку истина сообщается в коммуникации – она является делом разума; поскольку экзистенция открыта для другого – она является разумной.
Философ создает собственную концепцию разума, в контексте своего учения о философской вере. Это понятие отсылает к немецкой философии и богословию XIX в., когда католическое гегельянство (А. Гюнтер, Я. Фрошамер, М. Дойтингер и др.), в противовес романтическому традиционализму с его мистическим духом, представило наиболее рационализированный вариант католической мысли, предложив понимать веру как разновидность знания и введя таким образом понятие философской веры. По Ясперсу, для каждого из четырех видов "нас самих" имеется собственная познавательная способность. Для наличного бытия – инстинкт, для сознания вообще – "очевидность рассудка", для духа – убежденность, экзистенция же постигает истину в "разумной вере". "Верой называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценденцией". Философская вера – результат философского познания, которое осуществляется не на путях науки, а на путях субъективного понимания того, что лежит за пределами науки. Если религия предполагает веру в Откровение, то философская вера – веру в разум. С одной стороны, разум экзистенциален, он является способом бытия в ситуации, с другой – экзистенция разумна и благодаря этому открыта для другого.
В философии истории Ясперс отрицал существование всеобщих законов исторического развития, однако подчеркивал единство мирового процесса. В истории человечества он выделял этапы, важнейший среди которых – так называемое осевое время – с VIII по II вв. до н.э., когда независимо друг от друга в разных цивилизациях (Китай, Индия, Ближний Восток, Греция) возникают новые духовные ценности и новый человек как духовное существо, личность. Смысл истории философ видел в движении к единству всех людей на основе свободы и уважения личности. Он был критиком тоталитаризма и сторонником либерального правового государства.