Общая характеристика и периодизация 7 страница
Для ученых древностиестественные начала нашего мира выступают в форме неких абстрактно-образных рациональных конструкций, или стихии, названных «земля», «вода», «огонь», «воздух». В Китае помимо первых трех упоминаются еще «дерево» и «металл», причем одна их стихий могла – особенно в науке Древней Греции – приниматься за исходную, фундаментальную. Стихии, в свою очередь, пронизываются, связываются и наполняются особым энергетическим началом: « греки называли его «пневмой», индийцы – «праной», китайцы – «ци».
Диалектический подход к пониманию бытия впервые появился у Гераклита (554-483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир как находящийся в постоянном становлении и изменении. Платон (427-347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял «истинное бытие» - «мир объективно существующих идей», которое противопоставлял «чувственному бытию». Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.
В средневековой христианской философии выделяется несотворенное бытие, Бог, и сотворенное Богом бытие – мир. Философы-материалисты 17 -18 вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила «натурализация» бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимании проблемы бытия, выделив такие философские категории как «субстанция», «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», «объективно развивающаяся идея» и т.д.
20 век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. Такая философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в философии как псевдопроблему, полагая, что прежняя наука о бытии – есть предмет частных наук, но не философии.
Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством – качеством быть, существовать, занимается особая наука – онтология. Это отдельная область философских знаний. Термин «онтология» означает «учение о сущем». В философии он употребляется с 17 века. У рационалистов 17-18 вв. онтология есть не что иное, как метафизика бытия и вещей, являющаяся основой для решения более специальных вопросов метафизики, например, проблемы существования Бога, души, мира, свободной воли т.п.. И.Кант считал онтологию бессодержательной метафизикой и заменил ее своей трансцендентальной философией. У Г. Гегеля онтология является только учением об абстрактных определениях сущности.
В 20 векев процессе отхода от неокантианства и поворота к метафизике онтология вновь возрождается, у Г. Якоби и Н. Гартмана – как строго предметная философия бытия, а у М. Хайдеггера и К. Ясперса – в смысле фундаментальной онтологии. Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т. е. все формы и связи реального мира с его богатством переходов как приспособленные к человеку. Человек, благодаря этому, становится конечной целью мирового порядка, даже единственно истинным бытием. Новая онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к активному бытию остального мира. Большое место в новой онтологии занимает категориальный анализ.
Все другие разделы философского знания, имеющие важное философское содержание, имеют своим основанием онтологию, которая в свою очередь составляет основу любого философского мировоззрения, и тем самым во многом предопределяет понимание и интерпретацию других, не входящих в онтологию философских и мировоззренческих проблем, менталитет и судьбы той или иной цивилизации. М. Хайдеггер, посвятивший более 40 лет проблеме бытия, утверждает, что вопрос о бытии, как он был поставлен в античности Парменидом и Гераклитом, предрешил судьбу Западного мира. В чем смысл этого утверждения? Запад воспринял представление о наличии за пределами вещей видимого мира иного мира, где все есть: Благо, Свет, Добро, Истина и на протяжении многих столетий отрабатывал искусство постижения инобытия мыслью, тренировал ее способность работать в пространстве, где нет чувственных образов и представлений. Европейская культура, как никакая иная, в совершенстве овладела способностью мыслить в пространстве чистой мысли. В дальнейшем эта способность с успехом использовалась в науке учеными при построении научных теорий. Далее, если сослаться, что существует истинное бытие, тогда следует признать земное существование не подлинным, а нуждающимся в совершенствовании, переделке в соответствии с идеалами подлинного мира. Отсюда тяга Запада к новациям, различного рода социальным утопиям, к социальному активизму.
Парменидовское учение о бытии открыло возможность метафизики – той особой европейской философии, которая пыталась найти первые начала, первые причины и принципы всякого бытия в идеальной духовной сфере, существующей объективно, т.е. вне и независимо от человека и человечества. В дальнейшем метафизика обрела значение онтологии – особого философского учения о бытии как таковом, вне и независимо от всякого рода логико-гносеологических и методологических вопросов.
В настоящее время различают следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытии: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком, 2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и объективизированное (внеиндивидуальное) духовное, 4) бытие социальное, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было, влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего. В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (в переводе с латинского - сущность, то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, «физическое» основание бытия, и как его сверхприродное, «метафизическое» начало. Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, их которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху, или идеальным конструкциям, первопричинам – апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), казуальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).
43. Картины мира
Центральной проблемой философии является отношение человек - мир. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Кто мы? Каково наше предназначение и есть ли оно? Какие силы и для чего создали сознающее «Я» в комке смертной плоти? Являемся ли мы и ответственными представителями вселенского разума или мы - не более чем побочный результат слепой звездной эволюции? Ответы на эти вопросы связаны с исторически изменяющимися представлениями о мире как целом. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира. Картина мира означает как бы зримый портрет мирозданья, образно - понятийную концепцию, образ, модель Вселенной и место человека в ней.
С понятием «картина мира», претендующим на объективность видения, сопряжено понятие «мировоззрение». Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. В реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны, потому что картина мира органично переходит в мировоззренческие представления и непосредственно сопряжена с ними. Картина мира всегда мировоззренчески окрашена и непременно включает в себя ценностные суждения.
Что такое «мир»? Под миром чаще всего понимается действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Исторически существующие картины мира могут формироваться либо стихийно в процессе повседневной жизни, либо являются итогом сознательной деятельности мыслителей, философов, ученых.
Они могут быть монистическими, если исходят из единого основания, дуалистическими, если в рамках универсума полагается два начала: материя и дух. Если же онтологических начал много, то можно говорить о плюралистической точке зрения. Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является то, вокруг чего именно они строятся, т.е. у каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.
В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где человек – главная фигура. Поскольку повседневность – мир человеческий и практический, постольку его пространство и время антропоцентричны. Пространство повседневности равно пространству культуры и меряется его рамками. Время повседневности – это время природных циклов, с которыми связан труд человека в аграрных обществах, время трудовых ритмов, задаваемых техникой, в современной цивилизации. Это психологическое время человеческих переживаний. Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.
Научная картина мира строится вокруг объектов, понимаемых как независимые от человеческой субъективности, существующих, функционирующих и развивающихся на основе объективных законов. Наука претендует на роль бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях. Однако развитие самой науки убедительно свидетельствует о том, что «чисто объективное» описание в действительности невозможно, ибо сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. «Антропный принцип» означает: мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на них, и всякое изменение в нас меняет картину мира.
Религиозная картина мира главным предметом своего внимания делает соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Мир дольний и мир горний, земное и небесное, сфера человеческого и сфера божественного – вот что является сердцем религиозных размышлений. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер. Она – результат или проекция другой – настоящей, истинной реальности – Бога или богов. Религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если неабсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе. Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический мир, только сферу посюстороннего. Дальше простирается область религии, и, быть может, философии. Главное, чтобы, увлекшись земными делами и заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.
Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяет между собой интеллектуальность рассмотрения, и вечное сомнение в собственных утверждениях, всегдашняя критичность и неуспокоенность мысли. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой. Философские картины мира могут быть материалистическими и идеалистическими. Они могут быть как объективистскими (признавая мир объективным) или субъективистскими. Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Картины мира могут быть также космоцентрическими, антропоцентрическими, изотерическими.
44.Материя
Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было, влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего. В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (в переводе с латинского - сущность, то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, «физическое» основание бытия, и как его сверхприродное, «метафизическое» начало. Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, их которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху, или идеальным конструкциям, первопричинам – апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), казуальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те их них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, в многообразии его вещей и явлений, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух – плюрализмом.
С точки зрения современных научных представлений о происхождении сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.
Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладает субстанциональной природой и выводится из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения 18 в., К.Маркса и его последователей.
Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – несотворенная и саморазвивающаяся «абсолютная идея») и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д.Беркли).
Понятие «материя» является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно впервые встречается философии Платона. Термин «материя» имеет немало определений. Аристотель трактовал как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может совершаться без двигающегося, а последнее и есть материя. Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия «энергия», совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии «материя» является краеугольным понятием, в разных школах материализма она принимает различные значения.
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. У всех предметов и процессов природы есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания человека, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. По этому признаку их объединяют в понятии «материи». Таким образом, в определении материи решается основной вопрос философии: четко утверждается приоритет материи: она первична по отношению к сознанию.
Материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них. Можно и короче: материя –этопознаваемая объективная реальность.
Современная научная философия признает субстанциональность материи, но только в определенном смысле – в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел.
В философии существует несколько основных подходов к пониманию материи:
ü материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество, – являются порождением материи. По утверждению материалистов, материя первична;
ü объективно-идеалистический подход: материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
ü субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, галлюцинация) субъективного, существующего только в виде сознания человека духа;
ü позитивистский подход: понятие «материи» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины и качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается более 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Наряду с этим существуют еще частицы, не обладающие массой покоя (фотоны). От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.
Под структурностью материи понимается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры при этом применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена ее единой структурной организацией.
Выделяют следующие виды материи: вещество; поле (полевые структуры); плазма; вакуум. Сегодня нам известны пока лишь два типа материи: неорганическая материя и органическая материя. Особым подтипом органической материи выступает общество (социум), включающее в себя несколько уровней.
Вопрос III.Атрибуты материи.
Понятие «атрибут» фиксирует необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибуты материи – это такие неотъемлемые и существенные свойства, которые всегда и везде присущи как всей материи, так и любым отдельным (конкретным) материальным объектам. Сегодня выделяют следующие атрибуты материи: движение; самоорганизация; размещенность в пространстве и времени; способность к отражению.
Важнейшим атрибутом материи является движение. Существовать – значит быть в движении, изменении. Мир находится в постоянном движении, у него нет «выходных дней» для покоя.
45.Движение
Движение – это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение обозначается в философии понятием движения.
В истории философии постоянно поднимался вопрос, является ли движение атрибутом, т.е. всеобщим, неотъемлемым, универсальным свойством материи или только ее модусом, т.е. частным свойством, которое может быть, а может и не быть. Истоки диалектического понимания движения восходят к Гераклиту, который в образной форме выразил мысль о том, что материальная первооснова постоянно тождественна себе и в то же время находится в состоянии постоянного изменения. Античная философия в лице Гераклита и Эпикура обнаружила источник всякого движения в противоречивости внутренних процессов.
В то же время трудности постижения процесса движения в логике понятий посредством логического доказательства привели античного философа и математика Зенона к формулированию апорий, трудноразрешимых проблем, которые, в противовес чувственным впечатлениям, заставляли усомниться в движении как в атрибуте материи.
Мыслители эпохи Возрождениябыли уверены, что всякое бытие от целой Вселенной до мельчайших частиц, приводится в движение присущей ему душой. Преимущественное развитие механики в 17-18 вв. привело к тому, что движение стали рассматривать только как механическое движение, т.е. простое пространственное перемещение. Ограниченность метафизических представлений была связана с отношением к движению как модусу с убеждением в необходимости первотолчка. Философы- материалисты 18 в. такие как Толанд и Д. Дидропризнавали движение атрибутом материи и понимали его как всеобщую внутреннюю активность.
В современной философии понятие движения истолковывается в широком смысле как любое изменение. Движение характеризуется такими признаками, как вечность, всеобщность, универсальность, противоречивость, атрибутивность, абсолютность и непрерывность, количественная и качественная бесконечность, неразрывная связь с материей, пространством и временем. Одни видят основное противоречие в возникновении и уничтожении, другие – в противоречии пространства и времени, третьи – в противоречии устойчивости и изменчивости. Источник движения, внутренней активности материи есть противоречие, а причина взаимодействия между его сторонами. Иначе как в движении материя не может существовать, движение есть способ существования материи. И с этой точки зрения движение абсолютно. Но понятие движения потеряло бы смысл, если бы не было его противоположности, понятия покоя. Что такое покой? Покой есть состояние сохраняющегося в границах меры движения. И с этой точки зрения оно относительно. В нем фиксируется достигнутый движением результат, оно есть условие качественной дифференциации вещей, процессов, состояний.
Соответственно иерархии форм материи, существуют разнообразные формы его движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи высказывалась многими учеными, но впервые научную классификацию их дал Ф. Энгельс. В основу своей классификации форм движения он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения, 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших, 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам, 4) низшие формы движения входят в высшие в измененном и преобразованном виде. Исходя из этих принципов, и опираясь на достижения науки своего времени, Ф.Энгельс выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Энгельсовская классификация претерпела существенные изменения, но положенные в ее основу принципы сохраняют свое значение и поныне.
Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. «Понятие развития, - отмечал Вл. Соловьев, - сначала настоящего (т.е. 19) столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление». Выделяются две разновидности процессов развития. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного вида ее организации. Вторая разновидность – это процессы перехода от одного уровня к другому. Развитие также подразделяется на прогресс,при котором имеет место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, и регресс,когда движение происходит в обратном направлении, от более совершенных и развитых форм к менее совершенным.
Движение – это способ существования материи, включающий всякое изменение материальных объектов. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение – это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение физического мира, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми. Мир не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип движения. При его уничтожении объект распадается и переходит в другой объект, который, в свою очередь, характеризуется определенным набором форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще миру в целом и его отдельным фрагментам в частности. Оно также абсолютно, как абсолютен и мир.
Движение материи возникает из самой материи, из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы, оно не привносится извне. Поэтому материя не нуждается ни в каких внешних стимулах и причинах для своего изменения, для движения. Самодвижение представляет собой такое внутренне необходимое изменение материального предмета, которое определяется присущими ему противоречиями;
Движение всеобъемлюще, движется все. Движение абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде разнообразных конкретных форм движения, а покой относителен. Покой представляет собой особый вид движения, в основном колебательного характера, при котором качество данного предмета практически не меняется и предмет остается в целом тождественным сам себе;