НАДА ЙОГА — ПУТЬ ОСОЗНАВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗВУКА
Вступление
"Вверх и вниз и во всех направлениях, есть совершенное бытие, бесподобное сознание, бесконечное и вечное, неделимое"
Шри Ади Шанкарачарья, "Атма бодха" (55)
Наша внутренняя реальность безгранична. Хотим мы этого или нет, мы всегда нечто гораздо большее, чем это тело, и нам придется убедиться в этом рано или поздно.
Мы живем в таинственном, непостижимом мире, сущность которого — вечность и бесконечность. Мы сами — непостижимые магические существа, являемся частью этой вечности. Реальность бытия имеет очень мало общего с теми представлениями, которые мы создали о ней, интерпретируя ее. Современные постулаты новейшей физики, являются таким же шокирующем откровением, как и древние йогические тексты, возникшие в просветленных умах медитирующих провидцев — риши и сиддхов. Они утверждали, что наша Вселенная состоит из энергии и не является всего лишь грудой твердых объектов, воспринимаемых органами чувств. Эту энергию они описывали как трансцендентный свет (Джьоти) и вибрация — звук (Нада). Более того, они утверждал — что этот свет и звук исходит из нашего сознания и проецируют внешнюю реальность, подобно тому, как свет кинопроектора проецируется на экран во время демонстрации кинофильма.
"Ты есть это блаженство, это высшее блаженство, внутри которого этот вымышленный мир спроецирован, как змея на веревку"
Аштавакра-самхита.
Дома, деревья, люди, горы и облака видимые и осязаемые нами — всего лишь магическая голограмма, виртуальная реальность, искусно созданная излучающейся энергией света, исходящего из нашего сознания. Подобно магической паутине, она очаровывает нас с рождения до смерти, заставляя верить в ее незыблемость и независимость. На санскрите, эта магическая паутина называется "Майя" — сила иллюзии. Благодаря Майе, мы считаем этот мир тем, чем он не является, подобно тому, как человек в темноте может ошибочно принять веревку за змею. Будучи очарованными Майей, мы не осознаем себя, строим иллюзорные планы, не учитывая истинные законы реальности. Пребывая в непонимании законов истинной реальности, мы неизбежно оказываемся в состоянии глубинного экзистенциального замешательства перед жизнью и миром. Мы не можем избавиться от этого замешательства, имея банковский счет и кредитную карточку, сотовый телефон или автомобиль. Никакие чудеса цивилизации не раскроют нам глаза на самих себя и не избавят нас от нашего иллюзорного восприятия себя и мира. Однако Майя вокруг нас существует только до тех пор, пока мы не осознали свою внутреннюю реальность, преодолев концептуальное мышление и связанность объектами, возбуждающими органы чувств. С осознанием внутренней реальности мы навсегда избавляемся от Майи, осознав себя как трансцендентную бессмертную реальность, высший дух — сознание (Атман), неограниченный временем, формой, пространством, законом причины и следствий.
"Именно это высший Брахман, непоколебимый, ясный.
Я — Брахман, узнавая, йогин становится освобожденным. Непоколебимый и бесконечный, вне качеств и таттв, неизмеримый и вечный Брахман узнавая, мудрец достигает освобождения"
Амрита-бинду-упанишада (8,9)
Нада-йога безусловно является настоящим сокровищем для любого духовного искателя, независимо от его конфессиональной принадлежности, культурной традиции, философского мировоззрения или системы верований. Подобно драгоценному, мистическому камню Чинтамани, исполняющему любые желания, путь йоги осознания внутреннего звука, переданной от учителя к ученику, способен даровать искреннему и настойчивому йогину высший плод духовной реализации — Самадхи и Мукти (освобождение).
В данной брошюре мной сделана всего лишь попытка приоткрыть глубину практики Лайя-йоги, передающейся в традиции сиддхов.
Я уверен, что каждый искренний саддхак сможет извлечь из нее пользу, продвигаясь к Освобождению.
Свами Вишну Дэв
Часть I
Общие понятия и источники
В йога сутрах говорится, что имя Брахмана (Высшей реальности) — это Пранава. Пранава не отлична от самого Брахмана — Пранава есть сам Брахман, манифестирующий себя посредством звуков.
Согласно учению тантры, вся проявленная Вселенная возникает из первичного звука Нада или Пранава. Внутренний звук, который йогин слышит во время медитации, называется Анахата-нада. Природа нашего чистого сознания на уровне энергии проявляется как вечный самосветящийся трансцендентальный свет — Нитья-Сваям-Джьоти и как самопорождающийся звук, поэтому он называется Анахата-нада.
Анахата-чакра связанна с чувством в сердце человека, которое возникает само собой без всякой причины. Часто приводится такой пример: "Звук самопорождается, подобно тому, как звучат струны на хорошо настроенном инструменте, если рядом заиграть на другом струнном инструменте". Мистический звук Анахата-Нада является естественным проявлением нашего высшего «Я», когда в теле йогина достигнуто равновесие праны (ветра) и огня (агни) — это равновесие называется самйога.
Санскритский корень "Нада" переводится как "звук" или "вибрация". Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайи-йоги — более широкого учения об Освобождении, через растворение индивидуального сознания йогина, в трансцендентальном состоянии Изначального Ума — Брахмане. Считается, что учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (Богом Шивой) древним риши и сиддхам, из которых наиболее известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.
В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:
"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.65)
Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто умеет играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, обрести сиддхи. В пуранах, таких как Шримат-Бхагаватам, часто описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в тонком Теле Света. Он всегда изображается с виной. Подобные сиддхи, с точки зрения йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина здесь олицетворяет звук Нада, который двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в тонком теле по различным мирам вселенной.
Целью индийской музыки является достижение пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные Нади и чакры, благодаря чему у слушателя возникает самйога праны и агни (соединение элемента ветра и огня), тогда он слышит внутренний звук Нада, поэтому занятия музыкой назывались "Надопасана" (стремлением испытать внутренний звук нада).
Когда мы говорим о Нада-йоге нас особо может воодушевить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце жизни ушел в Ясный Свет в своем теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у своего гуру. Его имя "Винапа" происходит от названия древнеиндийского музыкального струнного инструмента "вина". До того, как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь сильно, что ни государственные дела, ни наслаждения, ни учеба не заботили его. Родители были в замешательстве, не зная как передать ему трон. Однажды Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него возникло сильное желание идти по пути Дхармы, однако он не мог оставить свою единственную привязанность — игру на вине. Его учитель, видя это, дал ему совет использовать свою привязанность в качестве духовной практики, и обучил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря такой практике, Винапа полностью устранил все двойственные представления своего ума, обрел сиддхи и стал известен как великий святой. В конце жизни он ушел в Ясный свет Брахмана (Брахмаджьоти) вместе со своим телом.
Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляют Нада-йогу, как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.
"Нет асаны, подобной сидхасане, нет Кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (1.45)
На пути Лайя-йоги садхак стремится освободиться от страданий сансары — старости, болезней, рождения и смерти и достичь Мокши (Освобождения). Освобождение означает развитие в уме йогина особого тонкого всепроникающего сознания (Джняны). Реализация этого сознания означает для йога радикальную смену самоощущения, прекращение отождествления с телом и мыслями. Йог, реализовавший Джняну, видит весь мир как долю и часть себя. Для него нет ни внешнего ни внутреннего. Все проявленные феномены воспринимаются как единые с его умом. Он больше не разделят на себя и других и не находится в тисках двойственности, обусловленной концептуальным мышлением. Он отсекает всякое цепляние за свое эго, свою маленькую личность и тело. Он выходит за пределы всех теорий, концепций, идеологий. Радость и горе, честь и бесчестие, хвала и хула, грешное и святое, чистое и нечистое, внешнее и внутреннее, великое и ничтожное, доброе и злое видится им как ярлыки, иллюзии, которые спроецированы человеческими умами на внешнюю реальность, подобно тому, как понятие змеи проецируется на веревку. Он не разделяет эти иллюзии, поскольку не находится в плену двойственных представлений, заставляющих верить в некоего самосущего субъекта, «Я», который воспринимает внешние объекты, отличные от него, наделенные различными характеристиками. Подобное сознание (Джняна) реализуется садхаками Лайя-йоги в самадхи.
Последовательно реализовывая различные виды самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа-нирвикальпа, саруба-самадхи, он движется к заветной цели — "кайя-вьюха"- так называемому "великому переходу" в бессмертное, лучезарное Тело Света "Вейя-паракайя". Достижение тела света — "пранава-дэхам", является совершенным плодом и высшей ступенью реализации на пути Лайя-йоги. В сутрах часто упоминаются святые, которые при жизни реализовав такое бессмертное тело, могли летать по воздуху, проходить сквозь стены, путешествовать в миры богов, передвигаясь по солнечным лучам, посещать звезды и другие планеты. Сиддхи были мастерами самадхи, годами погруженными в глубокую медитацию, поэтому их мнение как практиков, обладающих колоссальным опытом, очень важно для нас, обычных людей, ведущих монашескую или мирскую жизнь и таким опытом не обладающих. Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога — наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей таких как мы с вами, то есть обладающих средними способностями.
"Я даю практику Нада в Анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал священные писания и не способен понять Истину"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.64)
Часть II