Аристотель – противник отделения материи от формы
Скажите, согласны ли Вы с мнением ваших товарищей, участвовавших в диспуте. Если Вы не согласны, приведите свои аргументы.
УРОК 4
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Задание 1. Уточните по словарю значение следующих слов, выделите в них ударный слог.
Патристика, схоластика, теология, доктрина, апологет, синтез, вероучение, концепция, благодать, предопределение, грех, осмысление, аргумент, провозглашение, независимость, истина, вера, гармония.
Задание 2. Образуйте с данными прилагательными определительные словосочетания в соответствии с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
Философский, теологический, христианский, фрагментарный, богословский, эллинский, логический, религиозный, целостный, наследственный, первородный, радикальный, критический.
Задание 3. Объясните способ образования следующих слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Средневековье, философствование, богослов, служанка, доказательство, защитник, вероучение, систематизация, благодать, первородный, предпосылка, платонизм, провозглашение, противоречие.
Задание 4. Подберите к следующим словам однокоренные слова. Составьте с ними словосочетания или предложения. Выразите их смысл другими словами.
Образец: проблема – проблематика, проблематический, проблематичный, проблемный, проблемность, проблематичность, проблемно, проблематично.
На сегодняшнем семинаре мы обсуждали сложный теоретический вопрос, требующий исследования.
Проблема предсказания землетрясений пока не решена.
Теология, доктрина, апологет, полемика, фрагментарный, логический, систематизация, комплекс, проблема, диалектика, тезис, авторитет, традиция, аргумент, инструмент, ориентироваться.
Задание 5. Составьте словосочетания, используя существительные в первой группе и прилагательные во второй групп, не нарушая принцип лексической сочетаемости.
I. Доктрина, философствование, школа, культура, вера, способ, доказательство, патристика, знание, концепция, установка, сила, предпосылка, платонизм, осмысление, истина, творчество.
II. Самостоятельный, научный, критический, августиновский, теолого-догматический, нравственный, философский, целостный, религиозный, западный, рациональный, полезный, христианский, эллинский, богословский, фрагментарный, теологический, аскетический.
Задание 6. Уточните по словарю значение следующих глагольных словосочетаний. Составьте с ними предложения по образцу.
Образец: проявляться / проявиться в чём – Материалистическая ориентация софистов наиболее выразительно проявляется в воззрениях Протагора.
Стремиться к чему / стремиться что сделать; сформулировать что; принадлежать кому / чему; считаться кем / чем; устранить кого / что; обусловить что; находиться под влиянием кого / чего; ориентироваться на кого / на что.
Задание 7. Прочитайте фрагмент текста. Сформулируйте заголовок. Скажите, о чём идёт речь в этом тексте.
В философии средневековья выделяют два периода: патристику и схоластику. Сам термин «патристика» (от лат. Pater – «отец») обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, так называемых «отцов церкви» II-VIII веков н.э. Для первого периода (II-IIIвв.) патристики характерно полемически фрагментарное философствование апологетов (защитников какой-либо идеи, учения).
Одним из представителей этого течения был Тит Флавий Климент, глава Александрийской богословской школы, христианский теолог и писатель. Он стремился к синтезу эллинской культуры и христианской веры.
Климент (ок.150-ок.219 гг.) обнаружил в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Ему принадлежит идея о том, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал Климент, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии единственным путём к Богу служит вера, которая станет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. Климент сформулировал принцип гармонии веры и разума.
Главным представителем западной патристики считается Аврелий Августин (354-430 гг.), который тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них и дал новое их толкование. Августин провёл огромную работу по систематизации религиозного знания, стремясь представить его в качестве единой, целостной концепции.
Философская установка Августина гласит: «Верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить». Августин развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против пелагианства. Пелагианство – учение христианского монаха Пелагия, ставившего спасение человека в зависимость от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственную силу первородного греха.
Параллельно с теологией в философии рассматривались проблемы, касающиеся устройства мира (Бог и мир), места человека в мире (Бог и человек), возможности человека познать мир и бога. Такая рационализация в поле веры обусловила переход от патристики к схоластике, которая сначала представляла собой комплекс дисциплин для обучения, позднее – самостоятельное философское творчество, рождающее новое знание.
Схоластика как тип религиозной философии характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) находилась под влиянием августиновского платонизма, одним из сторонников которого был французский философ, теолог и поэт Пьер Абеляр.
Радикальный рационализм привёл Абеляра к определению веры как «предположения» о невидимых вещах, которые недоступны человеческим чувствам. Абеляр понимает роль диалектики как своего рода критическое осмысление утверждений и тезисов, их принятие не силой авторитета и традиции, а рациональными аргументами. У разума есть свой предмет исследования и в природе, и в сфере христианских истин. Разум не слуга теологии: он развивается самостоятельно, осваивая свои инструменты и ориентируясь на свои цели. Тем самым Пьер Абеляр начинает процесс провозглашения независимости истин науки и философии от религиозной веры.
Задание 8. Ответьте на вопросы.
1. Какие этапы развития философии средневековья вы знаете?
2. Что обозначает термин «патристика»?
3. Что характерно для первого периода патристики?
4. Кто такой Тит Флавий Климент? Чем он знаменит?
5. В чём видел Климент силу веры?
6. Кого считают главным представителем западной патристики?
7. Какое учение принадлежит Аврелию Августину?
8. Каков путь перехода от патристики к схоластике?
9. Чем отличается схоластика от патристики?
10. Как Пьер Абеляр определяет веру?
11. Как оценивает Пьер Абеляр роль диалектики?
12. В чём заключается заслуга Пьера Абеляра?
Задание 9. Прослушайте текст. Сформулируйте основную мысль автора. Задайте своему товарищу вопросы по прослушанному тексту.
Зрелая схоластика (XII-XIII вв.) связана с именем доминиканца Фомы Аквинского, философа и теолога, систематизировавшего схоластику на базе христианского аристотелизма. Он сформулировал пять доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего.
Фома Аквинский считал основной проблемой соотношение философии и теологии, которые по своему предмету (Бог и всё, что он создал) не различаются. Они отличаются друг от друга методом, средством познания. Теология идёт от Бога к природе, а философия – от природы к Богу.
Философия, к которой относились и научные знания о природе, опирается на опыт и разум, а теология – на веру. Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности. Некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, однако многие истины не поддаются рациональному обоснованию.
Фома Аквинский выдвинул следующие доказательства существования Бога:
- «От движения»: всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное, значит, существует перводвигатель, т.е. Бог.
- «От причины»: всякая вещь имеет свою причину, но и причины имеют свою причину, значит, существует первопричина, т.е. Бог.
- «От необходимости»: всякая вещь существует конечное время. Остальное время она не существует. Значит, в её сущность не входит существование, должно быть нечто, включающее в себя существование всего мира, т.е. Бог.
- «От целесообразности»: всё существующее в мире имеет свою цель, значит, существует источник целенаправленной деятельности, т.е. Бог.
- «От степени совершенства»: вещи обладают различными степенями совершенства, значит, среди них должна быть высшая степень совершенства, т.е. Бог.
Фома Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая её к задачам обоснования догматов христианской религии. Для него все предметы природы есть единство формы и материи. Материя пассивна, форма активна. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог.
Фома Аквинский выдвигает своеобразное решение проблемы соотношения общего и единичного (существования универсалий): общее содержится в единичных вещах, составляя их сущность. Общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нём уже после вещей: общее существует до вещей, в вещах и после вещей.
Задание 10. Прослушайте предложения. Повторите их и выразите своё согласие или несогласие с данными утверждениями. При несогласии приведите свои аргументы.
1. Фома Аквинский (Аквинат) основной проблемой считал соотношение философии и теологии.
2. В то же время Аквинский предполагал, что философия и теология различаются по своему предмету.
3. Философия и теология, по утверждению Аквинского, отличаются друг от друга методом, средством постижения истины.
4. Фома Аквинский пытался доказывать, что все положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией.
5. По мнению Фомы Аквинского, многие истины не поддаются рациональному обоснованию.
6. Фома Аквинский резко критиковал аристотелевскую концепцию формы и материи.
7. Согласно теории Фомы Аквинского, материя активна, а форма пассивна.
8. Фома Аквинский всесторонне изучал проблему соотношения общего и единичного.
9. Фома Аквинский сформулировал 8 доказательств бытия Бога как первопричины, конечной цели сущего.
10. Фома Аквинский полагал, что общее существует до вещей, в вещах и после вещей.
Давайте проведём диспут на тему «Существуют ли реально универсалии (общие понятия)?». За философскую основу спора возьмём вопрос об отношении общего и единичного (частного, индивидуального). Вашему вниманию предлагается суть позиций сторонников реализма и номинализма в споре об универсалиях. Из следующего перечня выберите себе одну из позиций и, используя материалы урока и сведения из других источников по философии, постарайтесь ответить на вопрос, какую пользу извлекли философы из спора об универсалиях.
Реализм (от латинского realis «действительный»)
1) существует лишь общее – идеи;
2) по мнению крайних реалистов, опиравшихся на учение Платона об идеях, идеи существуют до единичных вещей и вне единичных вещей;
3) умеренные реалисты, сторонники учения Аристотеля, считали, что общее существует в вещах.
Номинализм (от латинского nomen «имя»)
1) общее существует после единичных вещей;
2) крайние номиналисты утверждали, что общее лишь пустой «выдох воздуха», звуковая сторона слова;
3) по мнению умеренных номиналистов, общее есть мысль (имя), играющая важную роль в познании.
Если Вы правильно осветили позицию реалистов и номиналистов в споре об универсалиях, то вы должны были прийти к важному выводу: спор об универсалиях подтолкнул философов к исследованию и развитию логических структур мысли. Не зря принято считать, что истина рождается только в споре.