Лекция . Проблема человека в философии
План:
1.Проблема человека в философии
2.Природное и социальное в человеке
3.Личность
4. Сознание и бессознательное.
5. Человеческая деятельность
(1) Философия стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность. Выделяют три принципа, характеризующих родовую сущность человека:
- Человек – существо одушевлённое (душа – внутренняя сущность человека)
- Человек – существо деятельное (способность к активной свободной деятельности)
- Человек – существо социальное
(2) * У человека и шимпанзе – 98, 7% общих генов. Вне общества, без особых социальных форм организации жизни человек – не более чем животное.
Человек живёт в напряжении, не свойственном животным. Все естественные физиологические процессы, с которыми связано существование человека, протекают в социально-культурных условиях:
- Общество изменяет среду обитания людей. Технизированная среда («вторая природа») отделяет человека от природы (дом, улица, город, парк; генные мутации, протезы, искусственные органы, имплантанты и т.д.)
- Удовлетворение потребностей регламентируется существующими в культуре правилами и обычаями. Изменяется даже чувственное восприятие действительности (у соврем-го человека слух и обоняние играют меньшую роль, чем неск-ко веков назад)
- Кул-ра выступает как множество запретов («табу»), к-рые накладываются на поведение людей, сдерживая и подавляя естественные, «животные» его формы.
- Общ-во формирует у человека новые, сверхприродные, социально-культурные потребности ( потребность в жилищно-бытовом комфорте, политических свободах, творчестве и т.д.).
Итак, именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека наполняют его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных.
(3) У человека как члена общества вырабатываются социальные качества, которые определяют его личность. Личность – это человеческий индивид как социальное существо способное к самостоятельной деятельности.
Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей.
Личность проявляет себя в поступках, т.е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность.
(4) СОЗНАНИЕ– это способность субъекта отражать окружающую действительность и себя самого в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание.
Сознание определяется следующими характеристиками:
1. Субъективность. Сознание не может быть ничьим. Оно всегда имеет своего носителя. Субъект –носитель сознания выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя материальным объектам, составляющим условия его существования.
2. Предметность (содержательность). Сознание не может быть пустым, не наполненным никаким содержанием. В нём всегда есть нечто такое, что сознаётся и составляет его предмет. Предметы сознания предстают в нём в виде различных образов
(представлений, понятий, мыслей, знаний). В сознании содержатся как образы, дающие картину окружающего мира, так и образы, отражающие самого субъекта. Отражение своего «Я» образует самосознание субъекта.
3. Идеальность. Образы, в которых сознание отражает материальные явления, идеальны.
Идеальный образ не менее реален, чем материальный объект, но реален только для субъекта, в сознании которого он существует, и вне его сознания не существует(мысль о горячем утюге не горяча и не имеет тяжести). В мире идеальных образов не действуют законы, по которым существуют материальные объекты. Поэтому субъект имеет огромные возможности для произвольного порождения и уничтожения, изменения и комбиниров-я идеальных образов. Из них создаются мысленные модели действительности.
Сознание постоянно проверяет, насколько эти модели соответствуют действительности, и постоянно совершенствует их.
4. Интенциональность. Направленность сознания на какие-то определённые объекты. Сознание создаёт поле внимания, проявляя, активную избирательную устремлённость к одним объектам и оставляя вне поля внимания другие. Сознание включает в себя целеполагание – постановку целей, т.е. то, чего ещё нет, но что должно быть осуществлено.
5. Рефлективность. Сознание способно отражать не только внешний мир, но и свое собственное содержание.
6. Объективируемость, «лингвистическая оснащённость». Для того чтобы «давать себе отчёт» о том, что происходит в сознании, субъект должен уметь формулировать этот «отчёт» в какой-то знаковой системе, т.е. в некотором языке. Развитие сознания невозможно для субъекта без общения с другими субъектами. Т.о., сознание д.б. оснащено лингвистическими средствами, с помощью к-рых осуществляется как внутренняя, так и внешняя речь. Социальная коммуникация является необходимым условием формирования сознания.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Согласно концепции Зигмунда Фрейда (1856-1939), психика индивида имеет трёхслойную структуру:
- слой «ОНО» - бессознательное психическое начало. Глубинный источник психической энергии, «кипящий котёл» несознаваемых влечений. В нём властвуют Эрос – инстинкт к жизни, удовольствиям, и Танатос –инстинкт смерти, склонность к агрессии.
- слой «Я» - сознательное, разумное; учитывает требования реальности и управляет слоем «ОНО».(Однако «ОНО» часто выходит из подчинения).
- слой «сверх-Я» - формируется под влиянием норм поведения, принятого в обществе.
Виды бессознательных явлений:
Бессознательные импульсы, побуждения, желания; хранящаяся в глубинах памяти информация; бессознательные установки, заранее настраивающие на соответствующее действие; автоматизированные навыки и способы действий; подсознательное мышление; надсознательное – неконтролируемое сознанием «интуитивное»понимание социальных потребностей и задач (тайна гениальности).
Под «порог сознания» уходит то, что устойчиво, стабильно, мало подвержено обновлению, а над «порогом сознания» удерживается информация, находящаяся в работе, в незавершённом процессе её обработки.
В бессознательной психике, подсознании хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании (скорость процессов – 109бит/сек).
(5) Жизнь делится на растительную и животную. Чтобы обозначить более сложный вид актив ности, выступающий способом существования » используют понятие «жизнедеятельность» . Наконец, человека отличает от животных специфическая форма движения, активности, поведения, которую и называется деятельностью .
Деятельность — это способ существования человека. Однако надо иметь в виду, что не все действия людей являются собственно человеческой деятельностью. Мы дышим, едим. Эти наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческой деятельности свойственны:
Сознательное целеполагание. На то и дан человеку ум, чтобы руководствоваться им в своих действиях. В отличие от поведения животных человеческая деятельность имеет сознаваемую цель. Направленностью на какие-то цели обладает и поведение животных, но целесообразность его обусловлена биологическими закономерностями. Человек же способен выбирать цели своей деятельности произвольно. В своей деятельности он создает для себя все новые и новые цели, выходя при этом далеко за рамки биологических потребностей.
Стремление к совершенству. Человек оценивает свою деятельность по степени совершенства ее исполнения, сравнивая свои действия и их результаты с тем, что «должно быть». Животные же не стремятся к достижению какого-то «совершенства», они просто выполняют то, что обусловлено природными механизмами их поведения.
Самоуправление. Жизнедеятельность животного протекает в соответствии с естественными законами. Деятельность человека, кроме этого, подчиняется еще и определенным правилам и нормам, которые он сам для себя устанавливает. Естественные законы невозможно произвольно нарушать или отменять. А правила и нормы человек может принимать или не принимать, может их соблюдать или отступать от них.
Преобразование, а не приспособление. Если животное в своей жизнедеятельности приспосабливается к окружающей среде, то человек , активно воздействуя на условия своего существования и изменяя их, творит вокруг себя «вторую природу» — искусственную среду, мир культуры.
Природа по своим законам не может произвести то, что по ее законам производит человек.Возникновение естественным путем даже простого колеса, не говоря уже о других, более грандиозных творениях технического и художественного гения человечества, является маловероятным.
Основные компоненты человеческой деятельности следующие.
1. Субъект деятельности. Им может быть отдельный индивид, группа людей, общество в целом.
2. Объект деятельности. Он может быть как материальным (например, земля, обрабатываемая крестьянине» или гипс в руках скульптора), так и идеальным (понятие, мысль). Объектом своей деятельности человек может сделать и себя самого (например, при самовоспитании).
3. Цель деятельности.
4. Акты деятельности — отдельные действия, из которых она складывается.
5. Способ (метод) деятельности.
6. Средства деятельности — материальные или идеальные предметы, используемые субъектом в процессе деятельности. Например, в производственной деятельности используются такие материальные средства, как орудия труда или механизмы; в научной деятельности применяются такие идеальные средства, как мысленные модели изучаемых объектов или математические средства их описания и т. д.
7. Результат (продукт) деятельности
Семинар № . Проблема смысла жизни.
План:
- История взглядов на смысл жизни
- Смысл жизни через призму религии
- Современная философия о смысле жизни
(1) Жизнь, какой бы она ни была, есть ценность сама по себе. (гедонисты, эпикурейцы)
Но в какой-то момент (смерть близких) человек осознаёт, что хотя его отдельные действия каждый раз имеют какой-то свой смысл, в целом вся его жизнь течёт бесцельно и бессмысленно (жизнь материального мира – одна большая барахолка).
- А ртур Шопенгауэр (иррационализм)– воля-«тёмный глухой порыв», объективир-ся в человеке. Жизнь человека – страдания, постоянная суета, а причина этого – воля к жизни нбх. успокоить свою волю, не бояться смерти.
- Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Альбер Камю (экзистенциализм) – смысл существования осознаётся в пограничных ситуациях – на границе жизни и смерти, при трагических поворотах судьбы. У человка есть свобода выбора направленности своей жизни. Человек сначала просто существует, а затем строит свою сущность. Человек делает самого себя. Каждый строит свою мораль.
- С ократ – «истинные ценности - сокровища души»
Решение вопроса «зачем я живу?» состоит в том, чтобы выбрать цель жизни и суметь посвятить себя ей.
(2) Смерть уравнивает всех: те, кто преследовал самые благородные цели, точно так же превращаются в прах, как и те, кто жил бесцельно и бессмысленно.
Проблема смысла жизни – одна из главных проблем религии (Платон). Связывая смысл жизни со стремлением к добру (т.е. с выполнением «предначертаний Божьих») и борьбой против зла («козней дьявола»), религия играет огромную роль в нравственном воспитании людей.
Но с точки зрения религии высший смысл жизни выносится за её рамки: жизнь оказывается лишь средством для потусторонней по отношению к ней цели.
(3) С точки зрения материализма, никакого данного свыше смысла и предназначения человеческая жизнь не имеет (смерть маленьких детей, отсутствие наказания для насильников-убийц). Смысл жизни индивидуален: он существует для индивида и у каждого индивида свой. Смысл жизни субъективен: его нет, пока субъект сам не установит его. Жизнь должна иметь смысл в себе, а не за своими пределами.
Индивидуальная жизнь человека есть часть общей жизни семьи, коллектива, народа. Фейербах: эвдемонизм – обоснование нравственности стремлением к счастью.
Т. о., индивидуальная жизнь получает смысл как частица совместной, общей жизни людей.
Лекция. Общество.
План:
- Понятие «общество»
- Материальное и духовное в жизни общества
(1) Общество – не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий совместной жизни людей.
Такое понимание общества выразил и своих трудах Эмиль Дюркгейм(1858 1917). Он утверждал, что общественная жизнь представляет собою реальность особого рода - социальную реальность.
Социальная реальность – это реальность особого типа. Она отличается от природной реальности и несводима к последней. Ибо в ней кроме вещественно-энергетических процессов есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни — невидимые процессы, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание.
Общество как социальный организм представляет собой сверхсложную, связанную с окружающей средой( диссипативную), эволюционирующую систему, которая имеет характерные для подобных систем общие свойства.
1. Взаимодействие со средой.
Общество есть открытая динамическая система. Непременным условием существования общества является то, что оно извлекает из окружающей среды вещество и энергию, распределяет их между клетками социального организма, перерабатывает и использует, выбрасывая их из себя и рассеивая в окружающей среде.
Специфической для общества формой взаимодействия со средой является материальное производство. Производство вместе с распределением и потреблением его продуктов образует экономическую сферу общественной жизни. В ходе исторической эволюции общества интенсивность его обмена веществом и энергией со средой имеет тенденцию увеличиваться. Эта тенденция выражается в росте производства материальных благ.
2. Самоорганизация.
Самоорганизация человеческого общества исторически происходит в виде развития разнообразных форм управления социальными процессами. Особенности самоорганизации общества связаны с понятием власти. Обладание властными полномочиями является основой для выполнения управленческих функций со всеми вытекающими отсюда привилегиями. На высшем уровне структурной иерархии общества находится государственная власть. Борьба за власть на различных уровнях общественной структуры составляет сущность политики в широком смысле этого слова — политической сферы общественной жизни.
3. Рост объема используемой информации.
Человеческое общество как сверхсложная система отличается колоссальным количеством сохраняемой в ней информации. Однако его специфика определяется не только этим. Главная особенность информационных процессов в обществе— смысл. Наделяя смыслом явления окружающей действительности, люди превращают их в знаки, с помощью которых кодируется информация. Особое место при этом занимает созданный людьми код, специально приспособленный для обмена информацией, — язык. Выраженная в языке и других знаковых средствах, она становится социальной информацией, носителем которой является уже не один добывший ее индивид, а все общество. Все члены общества оказываются погруженными в объединяющую их информационную среду. Информационная среда в человеческом обществе — это культура. Каждый индивид — источник и приемник социальнойинформации(способный генерировать, передавать, хранить, отбирать и целесообразно использовать ее). Но так как социальная информация кодируется внешними по отношению к индивиду структурами, она получает самостоятельное существование и может сохраняться в культуре после его смерти. Это принципиально отличает человеческую [культуру от информационных процессов, происходящих в животном мире. Там хранилищами информации являют сами тела животных — хромосомные структуры клеток нейродинамические системы мозга. Добытая особью информация не передается ее потомкам — наследуется лишь генетическая информация, содержание которой мало подвержено изменениям. В человеческом же обществе возникает механизм социальной памяти: накопленная предшествующими поколениями информация не исчезает вместе ' с ними, а сохраняется в культуре, и каждое новое поколение умножает ее. Благодаря этому в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, — ускоренный рост объема информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа. Такой рост является фактором, обусловливающим развитие общества.
Указанные свойства общественной системы определяются как экономическая, политическая, культурная сферы общества.
(2) Материальное и духовное в социальной реальности неотделимы друг от друга.
Материальные процессы (такие как приготовление пищи пли изготовление орудий труда) осуществляются в соответствии с сознательными намерениями и замыслами людей, а продукты духовной деятельности входят в общественное сознание только тогда, когда обретают материальную знаковую «оболочку». В социальной реальности материя и дух по отдельности, «в чистом виде», независимо друг от друга, не существуют.
Однако, в сфере экономикиматериальная сторона обладает большим «удельным весом», чем в других областях общественной жизни. Производство, которое является способом взаимодействия общества с природной средой, имеет целью преобразование природного материала, а этого можно достичь только путем практической деятельности и только в соответствии с объективными законами природы. Но его духовная свобода существенно ограничена необходимостью строго сообразовывать «полет мысли» с материальными условиями внешней среды.
Главное в культуре — духовное содержание, а материальная форма, в которой оно выражается, приспосабливается под него. Культурная деятельность есть работа со смыслами — создание, распространение, переработка социальной информации. Свобода духовного творчества — важнейшее условие развития культуры.
Сфера политикипо соотношению духовных и материальных факторов занимает промежуточное место между экономикой и культурой. Ее духовные компоненты — это политические идеи, проекты, замыслы, рождающиеся в умах людей и имеющие нередко весьма утопический, фантастический характер, а материальные — это группировки, организации, государственные органы, вооруженные силы и т. д.
(В истории не раз сила оружия доказывала бессилие идеалов и благих помыслов. Но случалось и обратное, когда вся мощь государственной машины не могла подавить самые, казалось бы, бесперспективные духовные движения, и вдохновляющие их идеи в конце концов побеждали. Мало кто мог в свое время предвидеть, что христианство восторжествует в Римской империи или что «инакомыслие» диссидентов в Советском Союзе окажется способным выстоять в противоборстве с тоталитарным режимом.)
Материальная и духовная сторона общественной жизни взаимозависимы, и никакую из них нельзя считать ни «первичной», ни «вторичной».
«Среда» определяется предшествующим «общественным мнением» и определяет возникновение нового «общественного мнения», а «общественное мнение» определяется предшествующей «средой» и само определяет изменение и формирование новой «среды». Т.о., в реальном процессе общественной жизни материальное и духовное «обмениваются ролями», и на разных этапах истории и в разных сферах социальной реальности определяющей становится то материальная, то духовная сторона.
Общественное сознание может выступать в качестве силы, определяющей общественное бытие («среду», экономическую жизнь общества, производство и производственные отношения); но общественное сознание, как и индивидуальное сознание, остается вторичным по отношению к материи, к материальному бытию вообще.
Лекция. Общественный прогресс. Проблема смысла истории.
План:
- Общественный прогресс.
- Проблема смысла истории.
(1) Неудовлетворённость жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом смотреть в будущее. История рисовалась как движение ко всё более худшим временам, как деградация, регресс. (О возврате от пороков цивилизации к «золотому веку» мечтали, например, Гесиод, Жан-Жак Руссо).
В противовес этим взглядам в Новое время получила популярность идея общественного прогресса. Это оптимистическое убеждение в том, что в процессе истории жизнь человечества постепенно меняется в лучшую сторону. (Приверженцы этой идеи: Г. Гегель, К.Маркс, А.Тойнби, О.Тоффлер).
Критерии общественного прогресса:
v Прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества ( недопустимо развязывание ядерной войны, разрушение необходимых для жизни людей природных условий)
v Создание условий для свободной и счастливой жизни каждого человека в соответствии с идеалами человеческого бытия (рост производимого обществом валового продукта, уменьшение голода и нищеты в обществе, развитие народного образования и повышение уровня образованности населения, развитие социального обеспечения и здравоохранения, обеспечение гражданских прав и свобод населения и т.д. )
Таким образом, общественный прогресс – это такое развитие общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека.
(2)Религиозно-идеалистическая точка зрения на смысл истории:
Если человек создан высшей сверхъестественной силой, то возникает вопрос, для чего она его создала? Должна быть цель, ради которой существует человечество. В продвижении к этой цели и заключается сущность, смысл исторического прогресса. ( Следование воле Бога, ведущего человечество к спасению/А.Августин/, развитие самопознания Абсолютной идеи/Г.Гегель/, достижение «всеединства», слияния с природой и Богом /Вл. Соловьёв/ ).
Синергетика (наука о закономерностях самопроизвольного развития сложных систем) утверждает, что никто не создавал человечество и не ставил никакой цели перед ним. Человеч-во сущ-вует не для того, чтобы выполнить какое-то заданное ему свыше предназначение, а потому, что возникло на определённом этапе эволюции материи на Земле и развивается в соответствии с объективными законами до тех пор, пока имеются условия, в которых оно может существовать.
Человечество способно само поставить себе цель и придать смысл своей деятельности.
Но пока исторический прогресс идёт полилинейно, о какой-либо единой цели или едином смысле истории говорить не приходится. Человечеству нбх. прежде осознать своё единство и организоваться во всемирном масштабе – таково условие осуществл-я целенаправленной общечеловеческой деятельности.
Семинар №2. Глобальные проблемы современности.
План:
- Основные глобальные проблемы современности
- Экологические проблемы
- Глобальные социально-политические проблемы
(1) Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:
1) они затрагивают интересы всего населения нашей планеты;
2) решение их не под силу какой-либо одной стране и возможно только при условии международного сотрудничества и объединения человечества во всемирном масштабе.
Специалисты насчитывают более двух десятков глобальных проблем. К ним, в частности, относятся:
- загрязнение природной среды обитания людей;
- истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;
- нарушение энергетического баланса планеты;
- опасности, связанные с генной инженерией и созданием генетически измененных видов растений и животных(допинг-препараты)
- опасность накопления атомного оружия и задача его ликвидации;
- необходимость устранить угрозу атомной войны и ядерной катастрофы;
- опасность «столкновения цивилизаций»;
- задача сокращения разрыва между процветающими и бедствующими регионами.
- задача предупреждения и предотвращения вооруженных конфликтов, особенно с применением оружия массового уничтожения;
- борьба с международным терроризмом;
v проблема информационного «перегрева» (информация быстро устаревает);
q проблема ухудшения генофонда человечества;
q проблемы сохранения здоровья населения, доступности медицинской помощи, борьбы с эпидемиологическими болезнями (СПИД и др.);
Глобальные проблемы взаимосвязаны. Обострение одной из них осложняет решение других. Средства, способствующие позитивным сдвигам в отношении какой-то одной проблемы, иногда могут негативно сказаться на состоянии какой-то другой проблемы. Чтобы справиться с глобальными проблемами, необходим комплексный, системный подход, учитывающий разнообразные и порой противоречивые последствия предпринимаемых для их решения усилий.
Глобальные проблемы многоуровневы. Их приходится решать и на местном, региональном уровне, и на уровне общенациональном и государственном, и на уровне международных сообществ и всемирных организаций.
Наиболее значимыми в настоящее время считаются проблемы экологического и военно-политического характера.
Что касается военно-политических проблем, то общепризнанными условиями их решения считаются утверждение и неукоснительное соблюдение всеми государствами норм международного сотрудничества, развитие дружественных межнациональных отношений, усиление роли ООН и других всемирных организаций, единодушие мировой общественности в осуждении любых попыток разжигания национальной и религиозной розни, решительное отстаивание принципов мира, демократии и гуманизма во всех сферах жизни.
(2) Вокруг экологических проблем современности не умолкают острые дискуссии. Сложилось несколько различных подходов к оценке ожидающих человечество экологических перспектив.
Экологический пессимизм. Техническая цивилизация зашла в тупик. Гибель природы неизбежна, а следовательно, приближается и смертный час человечества. В этой связи наполняются новым смыслом религиозные представления о «конце света».
Неоруссоизм. Руссо был прав, когда утверждал, что развитие науки человечеству счастья не принесет. Необходимо отказаться от технической цивилизации, перейти к простой естественной жизни на природе, вернуться в «золотой век» — «назад к природе!».
Экологический оптимизм. Для паники нет оснований. Нужно лишь ограничить вредные последствия технического прогресса, усилить охрану природы, разработать меры против загрязнения среды и т. д. Все это может быть сделано в процессе дальнейшего продолжения технического прогресса и на его основе.
Технократический утопизм. Технический прогресс остановить невозможно, и масштабы человеческого воздействия на природу будут увеличиваться возрастающими темпами. Это рано или поздно окончательно сделает природные условия на земле непригодными для жизни. Но не надо впадать в отчаяние: человечество на основе достижений техники сумеет создать для себя искусственную техническую среду (подземные города, космические колонии), наладит производство всего необходимого для жизни (воздуха, пищи и пр.) и будет жить в новых условиях не хуже, чем теперь.
Рушится старая мечта человека о господстве над природой. Становится ясно, что человек должен перейти к принципиально иному типу отношения к ней. Вряд ли имеет смысл стремиться «законсервировать» природу, сохранить ее такой, какова она сейчас. Было бы неверно думать, что решение экологических проблем должно сводиться просто к мероприятиям по охране природы. Во-первых, природа не остается неизменной, и происходящие в ней изменения далеко не всегда идут желательным для людей образом (например, наступление моря па сушу в Голландии). Во-вторых, в природе совершается немало процессов, наносящих вред людям (стихийные бедствия). Наконец, в-третьих, технический прогресс неостановим, и полностью устранить его растущее влияние на природную среду никакими мерами не удастся.
В последнее время получает все большее признание концепция коэволюции человека и природы — их совместного, сопряженного, взаимосогласованного развития. Человечество должно не противопоставлять себя природе, а составлять с ней единую целостную систему. Разумная деятельность человека становится в такой системе фактором, обеспечивающим ее сохранение и дальнейшую эволюцию, результатом которой является возникновение на Земле ноосферы, т. е., по В. И. Вернадскому, новой, высшей стадии развития биосферы на земле, возникающей па основе разумной деятельности человечества.
Чтобы справиться с экологической угрозой, человечество должно организовать глобальное (в масштабе всей планеты) управление экологическими процессами. Условием этого является, очевидно, мирное сотрудничество всех стран Земли. Необходимо не только рациональное природопользование, предполагающее охрану природы и обеспечение экологической безопасности производства (замкнутые циклы, безотходная технология и т. д.), но и интенсивное развитие новых отраслей хозяйства — индустрии восстановления, совершенствования и обогащения природы. Важную экологическую роль должно сыграть перенесение части производственных процессов (особенно вредных и опасных производств) в космос.
(3) Глобальность проблем, которые человечеству предстоит решать в III тысячелетии, — одно из проявлений общей исторической тенденции к глобализации. В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое — как биологический вид, но и социальное — как охватывающая весь мир целостная социальная система.
Это ведет к фундаментальнейшей перестройке всемирно-исторического процесса. До сих пор этот процесс шел путем «проб и ошибок», которые совершали разные народы, выбирая тот или иной из возможных вариантов общественного развития. Разделенное на множество самостоятельных социальных организмов человечество могло на практике испытывать открывавшиеся в бифуркациях разные возможности и таким образом находить пути к будущему. Неудачный выбор мог приводить отдельные народы к ассимиляции с другими или гибели, но человечество продолжало жить, и удачный выбор других народов позволял ему совершенствовать организацию своей жизни.
Но теперь ход истории коренным образом изменяется. Глобальный человеческий мир как единое целое не может двигаться к будущему разными путями. Развитие через «пробы и ошибки» становится очень рискованным: выбор ошибочного пути может завести все человечество в эволюционный тупик, непоправимая ошибка грозит гибелью уже не отдельному народу, а всему миру. Отныне на все народы и страны, на всех людей, своей деятельностью создающих условия для выбора путей в будущее, ложится ответственность за судьбы человечества.
Глобализация имеет свои трудности. На пути к единению человечества встает немало препятствий. Историческая память народов, веками защищавших свои земли от захватчиков, рождает законные опасения: не приведет ли «великое людей содружество» к иностранному вмешательству в жизнь страны и не окажется ли она под чужеземным игом? Идея сотрудничества сталкивается с идеей соперничества. Наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству. Реакцией на это является взрыв национализма в экономически слабо развитых странах. Встает вопрос: на каких основах должно строиться единство человечества? Стабильность глобального порядка пока не достигнута, мировая система находится в неустойчивом состоянии. Человечество опять встает перед бифуркацией, и окончательный выбор еще не сделан.
* РИМСКИЙ КЛУБ - международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира. Создана в 1968 по инициативе итал. экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи (1908—84), являвшегося ее первым президентом. С 1984 президент Р. к. — фр. ученый А. Кинг. Юридически Р. к. зарегистрирован в Швейцарии. Его члены не представляют официально интересы к.-л. организации или страны. Организационная и координирующая деятельность осуществляется исполнительным комитетом. Р. к. проводит ежегодные собрания, организует симпозиумы, семинары, встречи с политическими лидерами и представителями делового мира. Деятельность Р. к. направлена на проведение исследований глобальных проблем современности и ставит своей целью добиться понимания трудностей, возникающих на пути развития человечества, оказать соответствующее влияние на общественное мнение и т. п. По инициативе Р. к. осуществлен ряд исследовательских проектов, результаты к-рых опубликованы в форме докладов. К их числу относятся: „Пределы роста", 1972 (рук. Д. Медоуз), „Человечество у поворотного пункта", 1974 (рук. М. Месарович и Э. Пестель), „Цели для человечества", 1977 (рук. Э. Ласло), „Нет пределов обучению", 1979 (рук. Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица), „Третий мир: три четверти мира", 1980 (рук. М. Гернье), „Маршруты, ведущие в будущее", 1980 (рук. Б. Гаврилишин) и др. В целом теоретическая деятельность Р. к. неоднородна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок и общефилософских рассуждений о бытии человека в мире, гуманистических ценностях, перспективах развития человечества. Проведение работ в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций капиталистической цивилизации, поиски путей и средств гуманизации мираи человека, осуждение гонки вооружений.
· ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ ( млрд. чел ):
1830г- 1
1930г- 2
1960г- 3
1975г- 4
1987г- 5
2000г- 6