Происхождение интеллигенции
Большую роль в создании ментальных форм имеют гении, которые являются отправными полюсами для формирования традиций в тех или иных формах ментальности. Гении – это лучшие представители интеллигенции, её «культурные герои - демиурги» - образцы для подражания. Современный исследователь интеллигенции М.Л. Гаспаров правильно подмечает: «Говорят, в звериных стаях есть особи - маргиналы с нестандартным поведением: их держат в унижении и пренебрежении, однако не убивают. А когда стая оказывается в нестандартной ситуации, их выпускают вперед: если погибнут – не жалко, а если не погибнут, то, может быть, отыщут выход. Вероятно, в человеческой стае тоже есть такие маргиналы с таким отношением к ним; теперь, во время всеевропейской перестройки, спрос на них вырос, они и стали героями новой, индивидуалистической эпохи» (Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность \\ Русская интеллигенция. М., 1999. С.5-6)
В первобытном периоде эту роль интеллигента выполняли шаманы – определенная категория людей, которая обладала специфическими чертами: нестандартным строением психики, отсутствием атрибутов половой идентификации, с маргинальной формой поведения. Эти же существенные черты сохранились далее, потому творцы ментальности довольно часто - это ущербные, психически неуравновешенные и маргинальные личности. Эти черты были отмечены в свое время Ч. Ломброзо (1835-1909), М. Нордау (1849-1923) и Ш. Рише (1850-1935).
Маргинализованность позволяет их сознанию быть свободным от принятых форм жизни, а потому дает свободу сознанию для изобретения инновационных форм ментальности. Но при всем этом имеется минус в этой необходимой для творчества маргинализованности, ибо их символические конструкции часто непонятны, и, ввиду сложности чисто житейской возможности для выживания такого рода маргинализованных личностей не завершены и отрывочны. Но парадокс состоит в том, что, как только маргинализованная личность получает поддержку в социальном, то она теряет тот исходный посыл – отрыв от социальности и принятых обычаев, а потому инновационный толчок, которые привел их к созданию новых символических конструкций пропадает, потому-то институлизованная деятельность, как правило, мало продуктивна.
Известна концепция «Героев» в истории, на которых и возложена функция создания творений мысли и социальных форм. Действительно, эта точка зрения имеет основание. Было подмечено, что в стаде обезьян более всего склонны к изобретениям либо молодняк, либо маргинальные и ущербные самцы стада. В принципе этими же специфическими чертами обладают изобретатели – они отличаются «детскостью» и, как правило ущербны по психофизологии. В первобытном роде или племени функцию носителей ментальности, относили людей с плохо идентифицируемой половой принадлежностью, что также важно, ибо основной формой организации этого общества были именно сексуальные оппозиции, что получило отражение в мифах, где сексуальные оппозиции являются центральными аналоговыми моделями истолкования мира природы и мира культуры.
1. МАРГИНАЛ
2. ШАМАН
Интеллигентами древности были шамана. В многих языках мира слово «шаман» означает «тот, кто знает». Шаман – это ученый древности. Его методология познания – корень тех методологий, которыми пользуются современные ученые. Шаман в процессе своей деятельности создает искусственные условия для своих мысленных экспериментов – это ввод себя в экстаз, использование магических инструментарием. Неудивительно, что многие ученые и до сих пор склонны к магическому знанию, да и сама наука возникла из средневековой магии и колдовства.
Как подчеркивал Й. Хейзинга: «Софист являет собой несколько выбившегося из колеи преемника той главной фигуры архаической культурной жизни, которую мы называли поочередно пророком, шаманом, ясновидцем чудодеем, поэтом…» (Хейзинга Й. Homo ludens. М. 1992. С.167).
3. ЖРЕЦ