Философское понимание сознания
Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой своей собственной душевной деятельности. Возникло представление о "душе" как сверхъестественном двойнике человеческого тела. Считалось, что душа бессмертна и способна покидать тленное, смертное тело, путешествовать и перемещаться по ту сторону видимого мира. При этом каждая конкретная вещь, которая чувственно воспринимается, также наделяется "душой", а окружающий мир (особенно природный) оказывается очень зависимым от своеволия различных "душ". Такой взгляд называется анимизмом (от лат. anima - душа) и выступает основой всех религиозно-мифологических взглядов на сознание и психическую деятельность человека. Ко взглядам такого рода присоединяется и гилозоизм (греч. hyle - вещество + zoe - жизнь) - учение о всеобщей одушевленности мира.
Позднее, несмотря на наивность таких предположений, очи стали общей исходной предпосылкой всех идеалистических учений о природе и человеке. И это не случайно. Разделение органического и неорганического, материального и психического, психического и сознательного совсем не является непосредственно данным и самоочевидным. Определение критериев этого деления и теперь находится в центре внимания наук. которые специально занимаются проблемами сознания, психики, мышления, духовной жизни общества и индивида (субъекта). Решение этой проблемы усложняется и невозможностью выявить психические явления или тонкие духовные связи при помощи органов чувств. Как говорил античный философ Гераклит Эфесский (ок. 520-460 гг. до н.э.): "По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, такой глубокий ее логос". Но уже античные мыслители высказывали суждение о "связи разума" с деятельностью мозга. Сегодня это элементарная истина. Но механизмы деятельности мозга, психических явлений до настоящего времени во многом остаются загадочными.
Сказанное совсем не означает отрицания идеализмом сознания или психического, идеальной природы познаваемых образов. Наоборот, согласно философской традиции, именно идеалистическим учениям принадлежит заслуга "выделения" (или определения) явлений, которые отличаются принципиально и, вероятно, независимы ни от тела, ни от "души" каждого отдельного индивида.
Платон, Аристотель, Августин, Лейбниц, Беркли, Кант, Гегель и многие другие представители этого направления в философии обращали внимание на ряд существенных моментов. Так, был сделан вывод об общественном характере мышления, мыслительной деятельности человека, социально-исторической и субъективной (индивидуальной) природе сознания, ее действенной сущности (сознание "творит" мир). Положительным было и утверждение о принципиальной невозможности сведениядушевных (духовных, идеальных) процессов к метаморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другим физическим моделям.
Материалисты, которые мыслили метафизически, стояли в основном на позициях гилозоизма или панпсихизма, согласно которым вся материя одушевлена и владеет определенными психическими свойствами, хотя человеческая психика "вырабатывается" не всей материей, а наиболее сложной формой живой материи.
Нужно отметить, что заслуга введения в научный и философский аппарат (словарь) термина "сознание" принадлежит французскому философу Декарту.
Понимание сознания только как какой-то особенной духовной сущности не раскрывает действительную природу ни самого сознания, ни специфические отличия идеальных явлений от материально-природных. Как видим, проблема сознания, ее разрешение затрагивает прежде всего исходные мировоззренческо-методологические принципы отношений к классической философской дилемме тела и души: что является определяющим и что чему предшествует. Поэтому разграничение материального и духовного, физического и психического (ментального) имеет принципиальное значение не только для самой философии, но ч для наук, что изучают феномен сознания. Это позволяет понять, что ключевым значением для раскрытия действительной природы сознания и сущности идеального является диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Вместе с тем диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии формулирует довольно жесткое требование: абсолютное противопоставление материи и сознания за его границами научно необоснованно. Между материей и сознанием диалектическая "тождественность" и "отличие". Между ними существует как причинно-результативная, так и пространственно-временная связь. Сознание неразрывно связано с материей, поскольку оно существует только как свойство высокоорганизованной материи, как функция мозга человека. По своему происхождению сознание есть функция материального, а по своему качеству существенно отличается от него.
Сознание такое же реальное, как и материя, но его реальность субъективная. Субъектом и носителем сознания является только человек. Причем содержание сознания существует для отдельного человека как его эмоционально-психические переживания, ценностные отношения к миру. Сознание определяет, реализует способность человека как духовной личности определить свое отношение к окружающему миру. духовно его осваивать, познавать, прогнозировать и организовывать свою деятельность, мотивировать свои действия и поступки. Благодаря этому, сознание "осваивает" мир вещей, явлений, объектов только в их практическом для человека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам, которые соответствуют целевым установкам, идеалам, образам. Отсюда и такая специфическая черта сознания, как его предметность и практическая направленность. Она проявляется в том, что содержание сознания по своему качеству является идеальным. Если материя как объективная реальность имеет свое собственное содержание, которое существует в виде конкретных материальных образований и систем, то формы бытия сознания и его содержания существенно различаются: сознание субъективно по форме и объективно по содержанию.
Поэтому "дух", сознание всегда "обременены материей" и вне своего материального воплощения не существуют. Эта "материя" сознания выступает в данном случае в виде двигательных пластов воздуха, звуков, в виде языка, языковой деятельности. Благодаря этому, содержание сознания, его идеальная сущность, которая объективируется в слове. его знаковых формах, включается в систему общественных знаний, в структуру духовной культуры общества, приобретает качество какой-то данной индивидуальной "объективной реальности". Кроме того, содержание сознания фиксируется в идеальных системах разного иерархического ранга - чувственные данные, абстрактные понятия, художественные образы, духовные ценности, материальные продукты (предметы) человеческой деятельности, нормы культуры, языка, мышления и т.д. Содержание сознания может быть сохранено, передано, не "потеряется", потому что сознание, выступая как субъективная реальность, реализует себя не только в форме индивидуального сознания. Важнейшей формой бытия сознания является внеиндивидуальное общественное сознание -социальная "память" общества. Она зафиксирована в материальной и духовной культуре, литературных текстах, хрониках, пословицах и поговорках, повседневных жизненных представлениях, морально-этических нормах и др. Эти формы существования сознания, его "идеального" качества тесно связаны, переплетены, способны как бы переливаться одна в другую, взаимообогащаться и изменяться.
Таким образом, важными характеристиками или существенными свойствами сознания являются субъективность и идеальность.
Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир "второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам, идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других социально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теоретических предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в общественном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отражении мира.