Перевод статьи Кристофера Куртиса от 26 августа 2011 г
http://curtissensei.com/
Добрый вечер!
Сегодня состоится вторая из цикла четырех бесед об основных принципах ки-айкидо. Ее темой станет принцип полного расслабления. Четыре принципа формулируются следующим образом: удерживайте внимание в единой точке, полностью расслабьтесь, удерживайте вес внизу, расширяйте Ки.
Как я уже говорил, во время нашей прошлой беседы об удержании внимания в единой точке, эти четыре принципа позволяют по-разному взглянуть на одно и то же. Мы просто смотрим с четырех разных точек зрения. Ощущения, которые мы при этом испытываем, всегда одни и те же. Мы всегда повторяем, что стоит перестать соблюдать один из этих принципов, как тут же теряются все остальные – ведь суть у них одна и та же. С другой стороны, стоит добиться соблюдения одного из этих правил, как соблюдение остальных обеспечивается автоматически, поскольку все они описывают одно и того же. Поэтому, если у вас есть какое-нибудь любимое правило, например, «расширяйте Ки», им всегда можно воспользоваться. Формулируя эти четыре правила, Коичи Тохей постарался сделать так, чтобы они оказались доступными для всех. Эти четыре правила описывают базовое состояние – единство души и тела.
Для начала я напомню пять принципов полного расслабления:
«Каждая часть тела должна принять наиболее естественное положение».
«Расслабляясь безусловно, вы не теряете при этом силу».
«За счет ощущения присутствия вы выглядите больше, чем вы есть на самом деле».
«Вы достаточно сильны, чтобы пребывать в состоянии расслабления».
«В итоге вы не расположены вступать в конфликты».
Непредпрасположенность к конфликтам является очень важной частью такого состояния расслабления. Это можно наблюдать при прохождении Ки-тестов разного уровня: для прохождения тестов уровня Сёкю (ки-тесты начального уровня) или Чюкю (ки-тесты среднего уровня) достаточно просто встать поустойчивее и контролировать тело вниманием – при этом у вас не возникнет никаких сложностей с этими тестами. Но для прохождения тестов уровня Дзёкю (ки-тесты высшего уровня), а затем и Сёдэн, Чудэн, Дзедэн, Окудэн (начальный, средний, высокий и высший мастерские уровни ки-тестов, сдаются перед 3-м, 4-м, 5-м даном ки-айкидо соответственно) необходим все более глубокий уровень расслабления разума, иными словами, спокойствия. На этих уровнях уже недостаточно просто обеспечить устойчивое положение тела. Одно дело, когда вы занимаетесь в додзё в окружении друзей и единомышленников, вы прекрасно знаете, что можете сделать глубокий вдох и расслабиться. Но как быть, если вас решила покритиковать мама? А когда придирается начальник, муж или жена, дети или коллеги? Как быть, если у вас с кем-то имеются принципиальные разногласия? Тогда вопрос состоит в том, как достичь состояния расслабления. Когда Тохей-сэнсей говорит о полном расслаблении, он имеет в виду расслабление в любых обстоятельствах. А это уже совершенно другое дело.
Я прочту вам высказывание о Ки под номером шесть, которое так и называется «Расслабление»:
«Мы привыкли к тому, что излишняя нервозность доставляет нам неприятности. Нервозность вызывает сокращение кровеносных сосудов. Это препятствует выведению шлаков из организма, и в результате человек подвергает себя опасности заболеть.
Расслабление поистине является эликсиром жизни. Давайте распространять практику достижения истинного расслабления, которое позволяет нам встречать каждый день в состоянии духа, подобном легкому весеннему ветерку. Если мы достигнем такого состояния на практике, нам никогда не придется нервничать и переживать из-за повседневных дел».
Кроме того, я хотел бы прочесть высказывание о Ки под номером десять, озаглавленное «Принцип бесконфликтности». По моему мнению, этот принцип является ключом к полному расслаблению. Недаром Коичи Тохей включил его в список принципов расслабления:
«В абсолютной вселенной не существует никаких конфликтов, конфликты существуют в относительном мире. Если мы достигнем состояния единения ума и тела, сольемся со вселенной и будем соблюдать ее принципы, окружающие с радостью последуют за нами. Не говорите, что в нашем мире надо ежеминутно бороться за выживание. Достичь истинного успеха можно только одним путем – путем соблюдения принципа бесконфликтности. А это путь к миру».
Итак, мы сказали, что принцип бесконфликтности обеспечивает поистине полное расслабление. Почему? Что вызывает напряжения ума и тела?
Ученик: Конфликты?
Конфликты. Тохей-сэнсей сказал, что конфликты существуют в относительном мире. Такой мир полон конфликтов. Тогда задам вопрос: нужно ли допускать в себе напряжения при проявлении конфликта?
Ученик: По всей видимости, нет, но мы допускаем.
Вот именно. Мы, как правило, допускаем напряжения и обвиняем во всем конфликт. Но, на самом деле, напряжения появляются потому, что мы пытаемся бороться с конфликтом. А борьба возникает из-за того, что мы воспринимаем окружающих как некие объекты. И, конечно же, не следует забывать о том, что четыре основных принципа позволяют нам достичь состояния единения души и тела, неразделения, единства. В конечном итоге, наши занятия направлены на то, чтобы стать едиными, признать, что мы едины со вселенной.
При этом одно только понимание не принесет нам никакой пользы. Необходимо воплотить понимание на практике. И лучшего времени, чем сейчас, для этого не найти. Поэтому мы всегда воплощаем этот принцип в каждый момент времени. Как же мы достигаем бесконфликтности? Если мы не хотим бороться, нам лучше не рассматривать предмет, событие или человека как нечто отдельное от нас, так? Ведь если мы будем отделять себя от окружающего мира, нам придется бороться. Такая практика является вполне эмпирической. Она не умозрительна. Цель ее не состоит в том, чтобы умом увидеть некое волшебство в своих отношениях с миром: «Да, я вдруг увидел, что мы едины». На словах это звучит хорошо, но на практике не дает результатов.
Не следует забывать, что четыре основных принципа описывают одно и то же. Иногда их даже трудно соблюдать по отдельности. Лично мне гораздо проще понять методику расслабления через сосредоточение на единой точке в нижней части живота. Такое расслабление непостижимо умом, оно подразумевает неразделение, отсутствие противопоставления себя и объектов окружающего мира. При этом мы не смотрим на других как на некий отдельный от нас объект. Это великая философия. Но воплотить ее на практике может быть очень непросто. Однако удерживать внимание в единой точке очень просто. Мы работаем над этим принципом в течение многих лет, и весь предыдущий месяц он являлся основной темой наших занятий. Даже находясь в эпицентре самого яростного конфликта, мы можем погрузить внимание в единую точку. Это знакомое всем нам упражнение. Стоит нам сосредоточиться на единой точке, как мы достигаем полного расслабления. Вес перемещается вниз. Внимание и Ки расширяются, а не остаются внутри нас.
У кого-нибудь еще есть вопросы о принципе полного расслабления? Может, кто-нибудь хочет высказаться?
Ученик: Сэнсей, если мы не отделяем себя от всего и вся, то как быть при виде человека, который борется? Надо ли присоединиться к этой борьбе? В смысле, надо просто сохранять спокойствие и не мешать такому человеку бороться, или как? Я пока не научился не отделять себя от окружающего мира. Я хочу сказать: если вы видите, как он там борется, как достичь с ним единства?
В такой ситуации всегда полезно обратиться к примеру додзё. Поэтому мы и занимаемся айкидо. В додзё принципы находят свое физическое выражение. Я задам тебе такой вопрос: если кто-то борется и пытается удержать тебя за запястье, как с ним лучше поступить? Следует ли с ним бороться?
Ученик: Нет, сэнсей.
А что ты тогда делаешь, если не борешься?
Ученик: Расслабляюсь и перехватываю инициативу.
Конечно. Хорошо. Человек по своей природе не любит страдать в одиночку. Когда ваш противник или, если угодно, ваш напарник борется, он хочет, чтобы и вы боролись. В этом-то все и дело. Они пытаются спровоцировать конфликт. Так ведь? Именно это и происходит. У вас не получится нейтрализовать эту негативную энергию, если вы будете с ней бороться. Мы знаем, что это бесперспективно, и, тем не менее, можем раз за разом повторять эту ошибку. В додзё мы четко и ясно усваиваем то, что, отвечая борьбой на борьбу, состязательством на состязательство, агрессией на агрессию и вообще как-либо сопротивляясь, мы лишь подливаем масло в огонь и усугубляем страдания.
Ключевым моментом в айкидо является способность сохранять достаточное спокойствие и присутствие духа даже тогда, когда вокруг все рушится, когда окружающие находятся в состоянии яростной борьбы, испытывают гнев и разочарование. С этим ничего не поделаешь. Я хочу сказать, что мы учим иным способам противодействия определенным движениям, но ключом ко всем этим приемам является не столько сами движения, сколько способность сохранять спокойствие, удерживать внимание в единой точке, пока мы двигаемся. Так? В повседневной жизни вам никто заранее не скажет: «Когда он сделает так, поступай так». Нет. «Когда он скажет тебе что-нибудь в гневе, ответь ему так-то и так-то. Это отличный прием в данном случае». Нет. На самом деле, нам часто даже нечего ответить. На самом деле, зачастую даже лучше ничего не отвечать. Но сам ты этого заранее не знаешь, и никто не сможет заранее предугадать ход событий. Мы ждем, как будет развиваться ситуация, и, если нам удается сохранять спокойствие в каждый момент времени, то у нас больше возможностей поступить наиболее эффективно, проявить участие и поддержать окружающих правильно подобранными словами или верными поступками. Это может привести к определенным результатам, а может и не привести. Ключевой момент заключается в том, чтобы быть здесь и сейчас.
Я понятно объяснил?
Ученик: Да, сэнсей.
Ученик: Сэнсей, скажите, прав я или нет, когда связываю вовлечение и невовлечение в ситуацию с тем, что нам нравится или не нравится? Как преодолеть свои симпатии и антипатии, как они влияют на способность сосредотачиваться в единой точке? Как наши пристрастия влияют на способность полностью расслабиться, стать единым со вселенной? Или никак не влияют?
Можно пример?
Ученик: Ну, возьмем, например, работу. Допустим, вам дают задание, которое вы считаете несправедливым, и вам совсем не нравится эта ситуация, но задание все равно придется выполнить.
Потому что это работа.
Ученик: Ну да. Может, вы и не должны выполнять эту работу. Вы можете возмутиться и все такое. В вас говорит чувство несправедливости и возмущение. Ситуация вас не устраивает. Вы уверены в своей правоте и считаете, что кто-то другой ошибается.