Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин
Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин
СИЛЛАБУС
По дисциплине: Fil 2102 «Философия»
Для специальности: 5В130100 «Общая медицина»
Объём учебных часов: 135 часов
Курс - II
Семестр – 3, 4
Караганда 2013г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Философия» для специальности - 5В130100 «Общая медицина»
«____» ______ 2013г.
Силлабус рассмотрении и утверждён на заседании кафедры истории Казахстана
и социально-политических дисциплин
Протокол № 1 от «02» сентября 2013г.
Зав. кафедрой: Темиргалиев К.А.
- Сведения о преподавателях:
Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин
Ф.И.О. | Степень | Должность | Научные интересы/ достижения | Педагогический стаж |
Темиргалиев Кудайберген Абаевич | Кандидат философских наук | Зав.кафедрой | Культурная идентичность и социальный анализ. Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук в 2006г. | |
Мирзабекова Алма Шаимовна | Доктор философских наук | доцент | Защита диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук, публикации в журналах с импакт-фактором | |
Ломан Надежда Филипповна | - | Старший преподаватель | Методика преподавания философии в высшей школе. Пройдены курсы повышения квалификации в КарГУ по специальности «Философия» в 2011г, повышение педагогической квалификации по компетентностям, КГМУ 2012г. | |
Нурмаханова Несибели Жумабаевна | - | Старший преподаватель | Философские проблемы медицины. Пройдены курсы повышения квалификации в КарГУ по специальности «Философия» в 2011г., повышение педагогической квалификации по компетентностям, КГМУ 2012г. | |
Жоломанова Алма Хайрулловна | - | магистрант | Французский экзистенциализм. Пройдены курсы повышения квалификации, по специальности «Философия» в 2011г, повышение педагогической квалификации по компетентностям, КГМУ 2012г. | |
Мустафина Толганай Вагизовна | Магистр философии | Преподаватель | Древнекитайская философия. Защита магистерской диссертации в 2010г., обучение на семинаре «Teaching excellence – Педагогическое мастерство» (2010г.), повышение квалификации по специальности в г. Москва, стипендия «Болашак» | |
Жусупова Бахыт Жармухаметовна | - | магистрант | Немецкая классика, проблемы диалектики |
- Контактная информация: кафедра находится по адресу: ул. Алалыкина,7, корпус 2, аудитории - 331-347. Тел.: 56-41-81 (114)
- Политика дисциплины:студент обязан посещать лекции и семинарские занятия, систематически готовиться к занятиям, вовремя сдавать задания по самостоятельной работе, а также имеющиеся задолженности. На кафедре обязательно при себе иметь халат, колпак, бейдж и сменную обувь.
- Введение:философия– это особая форма познания мира, вырабатывающая систему
знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях. Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии. Философия есть особая форма духовного производства, несводимая к другим его формам (религии, науке, искусству, морали и др.). Философия синтезирует и обобщает результаты практического и духовного освоения мира, предлагая возможные стратегии и выбор социокультурного развития общественной жизни, в определении и поиске культурной идентичности.
Место философии среди других дисциплинзаключается в её предмете и функциях. Она, с одной стороны обобщает мировоззренческие и методологически значимые результаты других дисциплин, с другой стороны, вырабатывает для них мировоззренческие и методологические основания, помогая отраслям специализированного научного знания рационально осознать и определить основные стратегии в решении выдвигаемых задач и способов их достижения. Наконец, философия, опираясь на различные формы жизненно-практического опыта, познавательного и ценностного освоения мира, трансформирует в своих понятиях и принципах мировоззренческие идеи, создаваемые нравственным, религиозным, художественным, политическим, правовым, научно-техническим сознанием.
Философия, синтезируя многообразные системы практического знания, участвует в формировании научной картины мира, осуществляет интеграцию всех форм деятельности, выступает в качестве самосознания культурно-исторической эпохи. Являясь самосознанием своей культурно-исторической эпохи, философия в современной духовной ситуации участвует в выработке сознания ответственности за последствия постиндустриальной, техногенной цивилизации.
Философия вносит вклад в создании стратегии консенсуса, согласия в процессе взаимодействия различных культурно-духовных позиций. Философия принимает участие в выработке культурной модели стабильной и устойчивой формы общественной системы, стратегию противостояния деструктивным действиям, угрожающим национальной безопасности и выбранным моделям культурной идентичности.
· Цель дисциплины:
Способствовать выработке у будущих специалистов адекватных мировоззренческих ориентиров в современном сложном и динамичном мире
· Задачи обучения:
Дать представление студентам об исторических типах философствования, философских способах решения мировоззренческих вопросов в контексте медицины, познакомиться с основными проблемами философии и медицины, способствовать формированию у будущих специалистов навыков клинического мышления
· Конечные результаты обучения:
Дескрипторы | Конечные результаты обучения | Компетенции | |
А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Дать определение значения для будущей профессии врача предмета, целей и задач, функций философии; объяснять основные философские способы решения мировоззренческих вопросов в контексте медицины. | 1, 3, 4, 5, 6,7 |
В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Интерпретировать и объяснять гуманистическую ценность различных философских идей для современного врача, медицины; использовать на практике, в различных жизненных ситуациях, знания, полученные на занятиях по философии; показывать свое понимание изучаемых философией проблем при обсуждении мировоззренческих проблем, в том числе медицинского характера; владеть навыками командной работы. | 1, 3, 4, 5, 6, 7 |
С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Оценивать и объяснять альтернативные способы постановки мировоззренческих проблем в истории человечества, в деонтологии, в медицинской науке и практике; оценивать и интерпретировать афоризмы великих мыслителей, объяснять их смысл; | 1, 3, 4, 5, 6, 7 |
D | Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом философских, этических и научных соображений | Формулировать собственные выводы при написании реферата, резюме, аннотации; | 1, 3, 4, 5, 6, 7 |
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Компилировать информацию по основным проблемам философии, и роли философии в медицине. Уметь составлять личные суждения, оформлять их в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях; владеть навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в представляемой области; передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам собственные выводы на основе полученных знаний на занятиях по философии при объяснении актуальных медицинских проблем. | 1, 3, 4, 5, 6, 7 | |
Е | Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | Основы доказательной медицины |
Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки
Пререквизиты:история Казахстана, основы экономической теории
Постреквизиты:Основы доказательной медицины
- Содержание дисциплины:
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мировоззрения. Мировоззрение и философия. Социально-исторические условия возникновения философии. Смысл и назначение философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и медицина. Философия и философ. Типы философствования.
Статус религии в древнеиндийской культуре и её влияние на формирование и развитие философии. Основные мировоззренческие идеи ведической литературы. Упанишады.
Своеобразие восточного мышления. Учение о карме, реинкарнации и кастовой системе. Буддизм и его отношение к Ведическому мировоззрению. Фундаментальные идеи буддизма и джайнизма. Буддистская стратегия ненасилия, её влияние на формирование мировоззрения восточного человека.
Основное содержание китайской предфилософии. Практическая направленность конфуцианской философии. Конфуцианство как идеология китайского общества. Основные принципы конфуцианства.
Даоская философия и картина мироздания. Место человека в даосистской картине мироздания. Основные понятия даосизма. Отличие даосизма от конфуцианства.
Социокультурный контекст формирования и развития древнегреческой философии. Генезис философии. Натурфилософские школы античности и постановка проблем первоначал бытия. Парменид и его учение о бытии. Роль софистов и Сократа в дальнейшем развитии философии. Фундаментальный характер постановки Платоном проблемы знания. Философия Платона как форма поиска установления приоритета разума над природой и обществом. Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры. Логика как органон мышления. Эпикуреизм как философия личного благополучия. Стоицизм как философия достижения счастья. Влияние мировоззренческих ориентиров античной философии на формирование культурного и социально-политического активизма личности.
Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре. Основные источники формирования христианской философии. Христианство и античная философия. Неоплатонизм как выражение религиозной направленности мировоззренческих поисков. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм, монотеизм как основания всей средневековой философии. Специфика нового теоцентрического способа философствования. Центральные темы мировоззренческих поисков средневековой философии. Роль А.Августина в формировании главных стратегий культурного выбора средневекового человека. Феномен схоластики. Философия в период схоластики. Своеобразие схоластического мышления. Фундаментальные идеи Ф.Аквинского, томизма. Философия и теология. Философия схоластики. Влияние средневековой религиозной философии на формирование духовных ценностей западного человека.
Исламская культура и формирование основных направлений философии. Фундаментальные идеи и принципы «Фальсафа». Энциклопедизм, универсализм, арабоязычного перипатетизма: аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, ибн Рушд. Исламская модель мира. Место и роль суфизма в исламской культуре. Становление тюркоязычной философии. Философия Ю.Баласагуни. Философские искания М.Кашгари.
Социокультурные трансформации средневековой культуры и мышления. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения. Новое понимание природы и человека. Возрождение античных учений и их влияние на философию Возрождения. Основные темы и проблемы философских размышлений мыслителей эпохи Возрождения. Ренессансный гуманизм и его представители. Философия Н.Кузанского. Философия Реформации. Политическая философия Н.Макиавелли. Формирование новых форм культурной деятельности западного человека под влиянием философии Ренессанса.
Социокультурная ситуация начала Нового времени. Основные духовные ориентиры в философии Нового времени. Возникновение экспериментального естествознания. Формирование философской традиции эмпиризма (Ф.Бэкон, Д.Локк) и рационализма (Р.Декарт, Спиноза, Лейбниц). Наука как предмет философских рефлексий.
Своеобразие немецкой культуры второй половины 18 начала 19 века Немецкая классическая философии и её основные идеи. Кантовская философия как теория познания. Кантовское учение о рассудке и разуме. Кантовская этика как этика долга. Категорический императив как идеальный стандарт для принятия решений и как основание гражданского общества. Учение Гегеля о диалектике. Основные законы и категории диалектики и их проявление в медицине. Антропологическое учение Л.Фейербаха. Концепция любви Л.Фейербаха.
Эпохальные события культуры второй половины 19 века. Рационализм и оптимизм, вера в безграничный прогресс. Учение Маркса. Проблема отчуждения. Развитие общественных наук. Иррациональная философия. Философия пессимизма А.Шопенгауэра. Философия Ф.Ницше и его основные идеи.
Социокультурный контекст и идейные предпосылки русской философии. Философия славянофилов и западников. Философия русского космизма. Религиозно-философские искания русских философов (Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Н.Бердяев). Основная проблематика русской религиозной философии Серебряного века.
Традиционное мировоззрение казахов. Философские аспекты творчества жырау. Суфийская традиция и её влияние на становление казахской философии. Философские взгляды Ч.Валиханова. Антропоцентризм и гуманизм философских идей Ч.Валиханова и И Алтынсарина. Абай Кунанбаев о соотношении Бога и человека, веры и знания, о смысле человеческого существования. Философия религии. Проблема свободы выбора. Нравственная философия Абая. Философское творчество Шакарима Кудайбердиева. Философская тематика в трудах национальной казахской интеллигенции.
Культурные трансформации и социокультурный кризис в странах западной Европы и США. Критическое переосмысление цивилизационных достижений. Критическое переосмысление культурного и философского наследия западноевропейских народов. Критическое переосмысление ценностей и мировоззренческих оснований западной культуры 20 века. Гуссерль о кризисе европейской науки, философии, культуры. Хайдеггер и анализ европейского нигилизма. Философские поиски экзистенциалистов 20 века. А. Камю и тема абсурдного существовании человека в условиях социального отчуждения. Абсурдность бунта и абсурдный героизм западного человека. Философские поиски социальной идентичности в творчестве Ж.П. Сартра. Философский анализ трагизма человеческого существования. «Осевое время» К. Ясперса.
Культурный шок и человек в поисках выхода из него. Конфликт между культурой и человеком. Коллизии и драматизм существовании человека, формирование «несчастного сознания». Психоанализ. Потеря самости и обретение одномерности под влиянием массовой культуры и культурной индустрии. Философский анализ состояния одномерности в условиях массового общества. Маркузе. Критическое переосмысление статуса философии и науки. Философия науки как феномен культуры. Логико-методологические проблемы науки в философских исканиях логических лингвистических позитивистов. Аналитическая философия. Философия критического рационализма. Феномен смерти человека в западно-европейской культуре и философские осмысления причин и путей возврата человека. Философия структурализма. Философские идеи постструктуралистов. Философия М.Фуко. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни, философия. Формирование философии постмодерна. Философия постмодернизма и критический анализ оснований западной культуры.
Онтология как учение о бытии. Проблема бытия и небытия. бытие как бытие человека. Бытие человека в мире вещей. Феномен небытия. Постоянная обращённость человеческого бытия в небытие. Безопорность человеческого существования. Принятие смерти как стратегия человека. Феномен смерти. Отношение к смерти в культуре и философии. Зарождение идеи танатоса. Религиозная трактовка смерти. Экзистенциалы человеческого бытия. Феномен страха. Экзистенциализм о смерти. Страх и трепет. Феномен страдания. Жизнь как страдание. Христианское постижение страдания. Мучительность страдания человеческого существования. Несчастье как жизненное правило. А.Шопенгауэр, одиночество как глубинное экзистенциальное переживание.
Основные образы человека в философии. Феномен антропоцентризма. Гармония телесности и духовности. Антиномия тела и духа. Уникальность жизни человека. Жизнь как ценность. Благоговение перед жизнью. Смысл жизни. Нравственный смысл жизни. Феномен счастья. Свобода как ценность. Бегство человека от свободы. Свобода и вседозволенность. Свобода как нравственный императив.
Понятие культуры. Предмет философии культуры. Культура и природа. Культура и человек. Основные черты культуры. Культура и язык. Мультикультурализм. Массовая культура.
Культура и цивилизация. Культура в условиях глобализации. Формирование экологической культуры.
Феномен любви. Любовь как глубинное экзистенциальное переживание. Образы любви в разных культурных эпохах. Разные лики любви.
Границы предмета философии религии. Философия религии. Специфика религиозного отношения к миру. Концепции происхождения религии. Нравственное содержание религии. Вера и знание. Вера и суеверие. Религиозное чувство.
Исторические типы диалектики. Диалектика в древнеиндийской и древнекитайской философии. Формы диалектики. Диалектика в немецкой классической философии. Диалектика как система. Основные принципы и законы диалектики. Сущность категорий диалектики. Категориальный аппарат диалектики. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической деятельности человека.
Специфика познавательного отношения к мирку. Доопытное знание. Знание и познание. Чувственное и рациональное познание. Формы рационального и чувственного познания. Истина. Теория истины.
Специфика научного познания. Динамика научного знания. Проблема метода. Основные методы познания. Логика и методология. Методы научного познания. Философские методы. Перспективы развития науки.
· Тематический план (лекции, практические, семинарские, лабораторные, самостоятельные под руководством преподавателя): темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций, рубежного и итогового контролей).
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы | форма проведения | часы | компетентность |
1. | Философия как феномен культуры. Философия, её предмет и функции. | Проблемная лекция | 1,4,7 | |
2. | Социально-философская сущность и содержание мировоззрения врача | Проблемная лекция | 1,4,7 | |
3. | Феномен философии в восточной культуре. Философия и медицина древней Индии | Обзорная лекция | 1, 4 | |
4. | Философия и медицина древнего Китая. | Обзорная лекция | 1, 4 | |
5. | Философия в античной культуре. Этапы развития античной философии | Обзорная лекция | 1, 4 | |
6. | Школы древнегреческой философии. Медицина древней Греции | Обзорная лекция | 1, 4, 7 | |
7. | Феномен философии в средневековой культуре. | Обзорная лекция | 1, 4, 7 | |
8. | Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры. Ибн-Сина и «Канон врачебной науки». | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | |
9. | Философия в культуре Ренессанса и Реформации. | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | |
10. | Медицина эпохи Возрождения | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | |
11. | Западноевропейская философия в культуре Нового времени. Основные духовные ориентиры в философииНового времени | Проблемная лекция | 1, 3, 4 | |
12. | Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма. Медицина Нового времени | Проблемная лекция | 1, 3, 4 | |
13. | Своеобразие немецкой культуры и философии второй половины XVIII и первой половины XIX века. | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | |
14. | Формирование социально-политической философии второй половины XIX века. | Обзорная лекция | 1, 3, 4, 7 | |
15. | Марксистская философия в контексте советской культуры XX века. | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | |
Философия иррационализма | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | ||
Русская философия в контексте российской культуры XIX-XX веков. Дневник старого врача Н.И.Пирогова как образец философской мысли. | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | ||
Феномен философии в казахской культуре и медицине. | Обзорная лекция | 1, 3, 4, 7 | ||
Западная философия в контексте культуры XX и начала XXI века. | Проблемная лекция | 1, 3, 4 | ||
История философии – как история самосознания человеческой культуры | Проблемная лекция | 1, 3, 4 | ||
Философия бытия. . | Обзорная лекция | 1,4 | ||
Философская антропология. Проблема жизни и смерти, эвтаназии и суицида | Обзорная лекция | 1, 3, 4, 7 | ||
Диалектика и метафизика как концепции развития. Всеобщие законы диалектики и их проявление в медицине | Обзорная лекция | 1, 3, 4, | ||
Философские категории как отражение универсальных связей бытия и ступени его познания | Обзорная лекция | 1, 3, 4, | ||
Проблема сознания в современной медицине | Проблемная лекция | 1, 3, 4 | ||
Философия познания. Специфика медицинского познания | Проблемная лекция | 1, 3, 4 | ||
Философия любви | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | ||
Философия религии | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | ||
Философия культуры.Медицина в системе культуры | Обзорная лекция | 1, 3, 4 | ||
Этика и медицина | Проблемная лекция | 1, 3, 4 | ||
ИТОГО: | 30 часов |
Тематический план семинарских занятий:
№ | Наименование темы | форма проведения | часы | компетентность |
Мировоззренческое самоопределение человека и роль в нём философии. | Практическое занятие: семинар, презентация сообщений, углубленное изучение отдельных вопросов занятия, работа над понятиями по дисциплине, решение задач и тестовых заданий | 1, 3, 4 | ||
Основные мировоззренческие идеи восточной философии. Медицина древней Индии и Китая и её взаимосвязь с философией. | Практическое занятие: семинар, презентация сообщений, углубленное изучение отдельных вопросов занятия, работа в парах, решение тестовых заданий | 1, 3, 4, 6 | ||
3. | Античная философия и её основные проблемы. Гиппократ – основоположник научной медицины. | TBL – командно-ориентированное обучение, дискуссия Презентация сообщений, углубленное изучение отдельных вопросов занятия, проведение тестирования по идентификации философских терминов и понятий | 1, 3, 4 | |
4. | Соотношение Бога, мира и человека в учениях Августина и Фомы Аквинского. Проблема соотношения Веры и знания в арабо-мусульманской и западноевропейской философии; сравнительный анализ | Презентация сообщений, углубленное изучение отдельных вопросов занятия, работа над понятиями, решение тестовых заданий, дискуссия. | 1, 3, 4, 6, 7 | |
5. | Новое понимание природы, человека и медицины в эпоху Ренессанса. | Презентация сообщений и рефератов, углубленное изучение отдельных вопросов занятия, проведение тестирования по идентификации философских терминов и понятий, решение задач, дискуссия | 1, 3, 4, 6, 7 | |
6. | Философия Нового времени. Основные духовные ориентиры в философии и медицине Нового времени. | TBL – командно-ориентированное обучение, дискуссия. | 1, 3, 4, 6, 7 | |
7. | Немецкая классическая философия. | Углубленное изучение отдельных вопросов занятия, работа с учебниками, работа с раздаточным материалом, решение тестовых заданий, дискуссия | 1, 3, 4 | |
8. | Проблема культуры в философии Ф.Ницше и А. Шопенгауэра | Презентация сообщений, углубленное изучение отдельных вопросов занятия, работа над понятиями, дискуссия, решение задач и тестовых заданий | 1, 3, 4, 6, 7 | |
9. | Мировоззренческие ориентиры русской философии и медицины. Образ врача в произведениях русских писателей. | Презентация сообщений, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов занятия, дискуссия, решение задач | 1, 3, 4, 7 | |
Философские идеи и учения казахских мыслителей. | Углубленное изучение отдельных вопросов занятия, решение тестовых заданий. Круглый стол, дискуссия, элементы деловой игры | 1, 3, 4, 6, 7 | ||
Современная западная философия и её основные проблемы и направления. | TBL – командно-ориентированное обучение, «пресс-конференция», дискуссия | 1, 3, 4, 6, 7 | ||
Критика постмодернизмом западной философии: за и против | Углубленное изучение отдельных вопросов занятия, решение тестовых заданий. Круглый стол, дискуссия, элементы деловой игры | 1, 3, 4, 6, 7 | ||
Психоанализ: философский и медицинский аспекты | TBL – командно-ориентированное обучение, круглый стол, дискуссия | 1, 3, 4, 6, 7 | ||
Рационально-философские и оккультные истолкования сущности и строения мироздания, человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. | Углубленное изучение отдельных вопросов занятия, презентация сообщений, дискуссия, решение задач, ролевая игра | 1, 3, 4, 6 | ||
Сознание и мозг в свете современной нейрофизиологии и нейропсихологии | Учебная конференция, предоставление и обсуждение результатов подготовки | 1, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Гносеологические проблемы современной медицины. Роль чувственного познания, абстрактного мышления в диагностике. | Углубленное изучение отдельных вопросов занятия, презентация сообщений, дискуссия | 1, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Религия, религиозный фундаментализм и экстремизм. | Учебная конференция, предоставление и обсуждение результатов исследования данной проблемы | 1, 3, 4, 5 | ||
Свобода научного творчества и ответственности ученого. Человек, техника, исторический прогресс. | TBL – командно-ориентированное обучение, круглый стол, дискуссия | 1, 3, 4, 6, 7 | ||
Философия любви | Презентация сообщений, углубленное изучение отдельных вопросов занятия, дискуссия | 1, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Культура и цивилизация. | Углубленное изучение отдельных вопросов занятия, презентация сообщений, дискуссия, решение задач, ролевая игра | 1, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
ИТОГО: | 60 часов |
Время консультаций:
Ф.И.О. | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Ломан Н.Ф. | 17.10-18.00 | ||||
Нурмаханова Н.Ж. | 16.10-17.00 | ||||
Темиргалиев К.А. | 17.10-18.00 | ||||
Жоломанова А.Х. | 16.50-17.40 | ||||
Мирзабекова А.Ш. | 17.40-18.30 | ||||
Мустафина Т.В. | 17.10-18.00 |
Время рубежного контроля:
Рубежный контроль проводится кафедрой в устной форме, по билетам. Билет состоит из двух вопросов. Каждый вопрос максимально оценивается – 50%. Рубежный контроль проводится в сроки, определённые академическим календарём вуза. Все вопросы итогового и рубежного контроля отражены в содержании дисциплины(см.выше).
Специальность | Курс/поток/группа | Дисциплина | Неделя/день | Время |
Общая медицина | 2 курс, 1 и 2 поток | Философия | 7 , 14 неделя | по согласованию |
Время итогового контроля:в соответствии с академическим календарем.
· Задания для самостоятельной работы студентов:
Тематический план СРО:
№ | Наименование темы | форма выполнения | часы | компетентность |
1. | Философские, аксиологические аспекты образования и воспитания. | Работа в Интернете, подготовка презентации | 1, 4, 5, 7 | |
2. | Генетика человека – социально-философский аспект | Работа с литературой, составление конспектов, подготовка презентации | 1, 4, 5 | |
3. | Роль искусства в лечении болезни. | Работа с литературой, составление конспекта, подготовка презентации | 1, 4, 5, 7 | |
4. | Нравственно-этическое воспитание врача. | Работа с литературой, подготовка презентации | 1, 4, 5, 7 | |
5. | Биоэтика и проблемы эвтаназии. | Работа с литературой, подготовка презентации | 1, 4, 5, 7 | |
6. | Здоровый образ жизни – понятия и проблемы. | Работа в Интернете. Подготовка презентации | 1, 4, 5, 7 | |
ИТОГО: | 45 часов |
- График выполнения и сдачи заданий дисциплине:
Неделя | ||||||||||||||||||
№ темы по СРС |
Примечание:задания по СРО сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, не позднее второго рубежного контроля.Все задания по СРО отправляются преподавателю на электронную почту.
- Литература:
Основная:
1.Губин В.Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. - М. : Проспект, 2010. - 336 с
2. Кохановский В.П. Философия : Конспект лекций / Кохановский, Валерий Павлович, Жаров Л.В., Яковлев В.П. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 192 с. - (Зачет и экзамен)
3. Спиркин А.Г.Философия : Учебник для вузов / Спиркин, Александр Георгиевич. - М.: Гардарики, 2007. - 736 с
Дополнительная:
1.Кохановский В.П. Философия : Конспект лекций. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 192 с.
2.Спиркин А. Г. Философия : Учебник для технических вузов : Гардарики, 2006. - 368 с
3.Моисеев В.И. Философия науки : философские проблемы биологии и медицины: учеб. пособие для вузов / В. И. Моисеев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 560 с
4.Норбеков, М. Философия ослика Иа-Иа, или Законы Мерфи-Норбекова / Норбеков, М. - СПб : Вектор, 2006. - 160 с.
5.Разин А.В. Философия : учеб. пособие для студ. вузов / А. В. Разин. - М. : Гардарики, 2006. - 459 6. Лавриненко В.Н. Философия : учебник / ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 506 с
7.Хрусталев Ю.М. Философия : учеб. для вузов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 640 с.
8. Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: Учебник для аспирантов и соискателей / - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 512 с
- Методы обучения и преподавания:
- Лекции – проблемные, обзорные
- Семинарские занятия – углубленное изучение отдельных вопросов семинарских занятий, дискуссия, презентация рефератов и сообщений, решение тестовых заданий, проведение письменного тестирования по идентификации философских терминов и понятий; работа с учебниками, решение задач, работа с раздаточным материалом, обсуждение тем самостоятельной работы, TBL – командно-ориентированное обучение, работа в парах, ролевая игра, элементы деловой игры, круглый стол, учебная конференция.
- Самостоятельная работа студентов – работа с литературой, составление конспектов, написание рефератов, составление тестовых заданий и кроссвордов, работа над понятиями по дисциплине, написание эссе, составление задач, проведение исследований, подготовка к учебной конференции, работа в Интернете, анализ научной статьи, подготовка презентаций.
- Методы оценки знаний и навыков:
- Текущий контроль - индивидуальный, фронтальный, устный и письменный опросы; решение тестовых заданий, в соответствии с тематическим планом, решение ситуационных задач.
- Рубежный контроль – письменная работа, устный опрос
- Итоговый контроль – экзамен в виде тестирования
- Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
Шкала оценок**
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | % содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний**
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
* Примечание:Для кредитной системы обучения.
**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».
· Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий год. «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов». КГМУ, 2013 г.