Воплощение творческих принципов классицизма в трагедиях Корнеля и Расина
План подготовки к семинару
1. Главные эстетические принципы классицизма.
2. Классицизм и система жанров в литературе.
3. «Сид» П. Корнеля как классицистическая трагедия:
- сущность конфликта;
- образы Родриго, Химены, инфанты
4. «Федра» Ж. Расина как новый этап развития классицистической трагедии:
- сущность конфликта;
- образы Федры, Ипполита, Тезея;
- иастерство Расина-психлога.
Рекомендуемая литература
Корнель П. Сид.
Расин Ж. Федра.
Буало Н. Поэтическое искусство.
Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М. 1968.
Пахсарьян, Н. Т. XVII век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности / Н.Т. Пахсарьян //Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учебное пособие /Под ред. Л. Г. Андреева. — М.: Высшая Школа, 2001. — С. 40-69.
Обломиевский, Д.Д. Корнель / Д.Д. Обломиевский. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/oblomievsky-87.htm
Козлова, Н.П. Классицизм Пьера Корнеля / Н. П. Козлова. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/kozlova-84.htm
Пахсарьян, Н.П. Трагедия и трагическое во французской литературеXVII в. / Н. Т. Пахсарьян – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-04b.htm
Жирмунская, П.А. Трагедии Расина / П. А. Жирмунская. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/zhirmunskaya-77.htm
Виппер, Ю.Б. Драматургия Расина / Ю. Б. Виппер. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/vipper-90e.htm
Семинар № 8
Рациональные умы» и «чувствительные сердца» в английском романе XVII-XVIII вв.
План подготовки к семинару
Задание по выбору вопросы 3-5:
1. Место жанра романа в английской литературе эпохи Просвещения.
2. «Автономная личность» в романах Д. Дефо.
3. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта как философско-сатирический роман:
- основные объекты сатиры;
- йэху и гуингнмы, пути цивилизации;
- образ Гулливера, авторское отношение к герою.
4. Жизнь и творчество Г. Филдинга.
5. Мир героинь С. Ричардсона.
6. «Чувствительные души» в романах Л. Стерна.
Рекомендуемая литература
Дефо Д. Робинзон Крузо. История Моль Флендерс. и др. (любые изд., кроме детских)
Ричардсон С. Памела. Кларисса Гарлоу, или история одной леди.
Свифт Дж. Путешествия Гулливера.
Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена.
Филдинг Г. История тома Джонса, Найденыша.
По выбору:
Дубашинский, И. А. «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта / И. А. Дубашинский. – М., 1969. – 272 с.
Елистратова, А. А. Свифт и другие сатирики / А. А. Елистратова // История всемирной литературы. - Т. 5. - М., 1988. - С. 38-46
Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Английская литература XVIII века. – М., 1980. – 201 с.
Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. / Оссовская М. – М., 1987. – 527 с.
Терпугова, Т.Г. Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII-XVIII вв.: монография / Т. Г. Терпугова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005
Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер / Д. М. Урнов. – М., 1973.
Елистратова, А. Лоренс Стерн / А. Елистратова. – Режим доступа http://www.durov.com/literature3/elistratova-68.htm
Мокульский, С.С. Генри Филдинг – великий английский просветитель / С. С. Мокульский. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/elistratova-88.htm
Семинар № 9
Философская повесть Вольтера «Кандид»
План подготовки к семинару:
1. Жанр философской повести. Его место в литературе XVIII в.
2. Эстетические и философские взгляды Вольтера.
3. Отражение просветительского мировоззрения Вольтера в повести «Кандид»:
- отношение к теории Лейбница о равновесии Добра и Зла в мире;
- страна Эльдорадо как утопия, политические взгляды Вольтера.
4. Как Вы понимаете слова Кандида: «Каждый должен возделывать свой сад»?
5. Какие художественные средства использовал автор для достижения поставленных задач?
Рекомендуемая литература
Вольтер. Кандид (Философские повести).
По выбору:
Акимов, А. А. Вольтер. – М., 1970.
Артамонов, С. Д. Вольтер. – М.: Гослитиздат, 1954.
Зенкин, С.И. Работы по французской литературе. – Екатеринбург:Изд-во Урал. Ун-та, 1999. – 317 с.
Кузнецов, В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения в XVIII веке. – М.,1965.
Кузнецов, В.Н. Франсуа Мари Вольтер. – М., 1978.
Шайтанов, И.О. Мыслящая Муза. – М., 1989.
Ермоленко, Г.Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера/ Г. Н. Ермоленко. – Режим доступа : http://www.philology.ru/literature3/ermolenko-04.htm
Семинар № 10
Гёте «Фауст»
План подготовки к семинару:
1. Связь «Фауста» с народной книгой и художественными произведениями об этом герое.
2. Место прологов в трагедии:
а) эстетические позиции Гёте в «Театральном прологе»;
б) отражение основной проблематики трагедии в «Прологе на небесах».
3. Проблематика произведения. Отражение в нем эпохи. Критика феодальной и буржуазной действительности. Отражение просветительских взглядов Гёте.
4. Проблема смысла жизни, поиска истины, предназначения человека.
5. Значение символических образов, их соотношение с реалистическими.
6. Образ Мефистофеля. Философский смысл этого образа.
7. Образ Маргариты. Нравственные проблемы в трагедии.
8. Общечеловеческие проблемы в осмыслении Гёте.
Рекомендуемая литература
Гёте, И. В. Фауст.
Аникст, А.А. «Фауст» Гёте: литературный комментарий. – М.: Просвнщение, 1979.
Аникст, А. А. Гёте и Фауст: от замысла к свершению. – М.: Книга, 1983.
Волков, И. Ф. «Фауст» Гёте и проблемы художественного метода. – М.: МГУ, 1970.
Жирмунский, В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л.,1972. – С. 466-479.
Конради, Д. Гёте Жизнь и творчество: В 2 т. – М., 1987. – Т. 2. – С. 341-364, 592- 617.
Шайтанов, И. О. Мыслящая Муза. – М., 1989.
Вильмонт, Н. Иоганн Вольфганг Гете/ Н. Вильмонт. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/vilmont-85.htm
Тестовые задания
(примеры из разных вариантов)
1 | Литература – это искусство … (выберите один вариант ответа) 1) жанра 3) слова 2) композиции 4) сюжета |
2 | Назовите основные роды литературы (выберите три варианта ответа) 1) эпос 4) роман 2) лирика 5)комедия 3) сонет 6) драма |
3 | Что, по мнению древних греков, управляет человеческой жизнью (выберите один вариант ответа)? 1) личная воля 2) воля богов 3) судьба (рок) 4) государственные законы. |
4 | Древнегреческий бог-покровитель искусства. 1) Гермес 2) Аполлон 3) Зевс. |
5 | Главный герой какого античного произведения 10 лет скитался по морю, пытаясь попасть домой (выберите один вариант ответа) 1) «Илиада» 3) «Эдип-царь» 2) «Одиссея» 4) «Орестея» |
6 | Кого из названных драматургов принято называть «отцом трагедии», поэтом и идеологом эпохи становления афинской демократии? 1) Софокла 2) Аристофана 3) Эсхила 4)Сенеку |
7 | Кому из героев древнегреческой мифологии суждено было убить родного отца и жениться на матери? 1) Гераклу 2) Оресту 3) Эдипу 4) Ясону. |
8 | Какие из названных литературных явлений возникли на основе культа Прекрасной Дамы (выберете два варианта ответа) 1) рыцарский роман 3) лирика трубадуров 2) лирика вагантов 4) эпическая поэма |
9 | Кто из мудрецов древности был проводником главного героя в поэме Данте «Божественная комедия»? 1) Аристотель 2) Платон 3) Гомер 4) Вергилий. |
11 | Выберите наиболее точное определение гуманизма эпохи Возрождения: 1) Гуманизм – человеколюбие, человечность, сочувственное отношение к чужому горю. 2) Гуманизм – общественное и литературное движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности, человеческая личность становится центром мира. |
12 | Кто из названных литературных героев получил прозвище «рыцарь печального образа» (выберите один вариант ответа) Дон Жуан 3) Гамлет 2) Фауст 4) Дон Кихот |
13 | Направление в западноевропейской культуре XVII-XVIII вв. Возникает в Италии как своеобразная альтернатива идеям и эстетике Ренессанса. Сущность его в трагическом надрыве, разорванности чувств от попытки совместить гуманизм Возрождения со вновь проявившейся средневековой аскезой, представлением о земной жизни как юдоли страдания и испытательном полигоне для души. 1) классицизм 2) барокко 3) реализм |
14 | Любимый жанр французских классицистов (выберите один вариант ответа) 1) комедия 3) трагедия 2) мелодрама 4) роман |
15 | Характерными идеями эпохи Просвещения, отразившимися в литературе, принято считать следующие (выберите несколько вариантов ответа): 1)вера в Прогресс через Разум; 2) приоритет знаний и личной активности, направленной на достижение личного успеха; 3) все люди сотворены Богом равными, а значит имеют равные права; 4) отказ от земных радостей, умерщвление плоти. |
16 | Назовите тех писателей, творчество которых НЕ относят к литературе английского Просвещения (выберите несколько вариантов ответа). 1) Вольтер 2) Дидро . 3) Свифт 4) Бальзак 5) Филдинг 6) Дефо |
17 | Какая причина побудила главного героя трагедии Гете «Фауст» заключить договор с чертом (выберите один вариант)? 1) жажда опыта и знаний 2) жажда власти 3) жажда денег 4) любовь |
Составитель Терпугова Т.Г
кандидат культурологии, доцент
· В списке указаны самые ранние издания пособий, пригодные для использования.