II.2. Краткий словарь философских понятий по курсу философии и методологии научного знания

А

Абстракция – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.

Агностицизм – философское учение, утверждающее, что не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

Анализ и синтез – в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.

Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

Адекватность – верное воспроизведение в представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений действительности.

Аксиома – исходное утверждение научной теории, которое принимается за истинное, но не доказываемое в данной теории, и из которого (или их совокупности) выводятся (доказываются) все остальные истинные предложения данной теории по принятым в ней правилам вывода. На основе применения аксиом строится аксиоматический метод, разновидность дедуктивного метода.

Алгоритм – система правил (предписаний) для эффективного решения задач, программа определяющая способ поведения ученого в процессе достижения цели познания.

Аналитические и синтетические суждения – разделение суждений в зависимости от способа установления их истинности. Аналитическими называются такие суждения, истинность которых устанавливается путем число логического анализа терминов, элементарных высказываний; синтетическими называются такие, истинность которых обосновывается посредством обращения к внешней информации.

Антиномия – противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории.

Антитезис – исходная посылка логического вывода в доказательствах от противного.

Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Априори и апостериори – философские понятия; апостериори – знание, получаемое из опыта; априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Аргумент – суждение, приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения (или теории).

В

Восприятие – чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Вера – в гносеологии и методологии науки – принятие какого-либо знания без непосредственных эмпирических и рациональных обоснований.

Верификация – понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Воображение (фантазия) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета; движение от менее содержательного к более содержательному знанию.

Высказывание – одна из основных единиц логического анализа языка; повествовательное предложение, рассматриваемое с учетом его истинного значения (истинности или ложности) и выражаемого смысла.

Г

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов, выявляет смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Гносеология – философское учение о познании.

Генетический метод – метод научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний.

Гипотеза – научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неопределенно. Результат гипотетико-дедуктивного рассуждения имеет лишь вероятностный характер, т.к. его посылками служат гипотезы, а дедукция переносит вероятность их истинности на заключение.

Двузначности принцип – принцип дихотомической оценки суждений: каждое суждение истинно или ложно – одно из двух.

Двух истин теория – концепция в средневековой философии, согласно которой допускается противоречие между истиной философии (как рационального познания) и истиной теологии (религиозными догматами).

Дедукция – 1) переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего; 2) в логике и методологии науки – процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям (следствиям) на основе применения правил логики.

Диалектика – метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии.

Догматизм – антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени.

Доказательство – способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.); установление истинности суждений посредством логических умозаключений или выводов.

Достаточного основания принцип (закон) – принцип логики, согласно которому всякое суждение должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание истинности этого суждения. В составе достаточного основания могут быть аксиомы, определения, удостоверенные суждения непосредственного восприятия и выводные суждения, уже обоснованные посредством доказательств.

З

Заблуждение – неадекватное представление, понимание действительности, имеющее для субъекта познания видимость истинного знания.

Знание – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого; проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Значение – содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка.

И

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

Измерение – познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом.

Индукция – один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов.

Интерпретация – совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо образом элементам некоторой теории (выражениям, формулам, отдельным символам).

Интуиция – способность постижения истины путем прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Исключенного третьего принцип – один из основных принципов мышления, согласно которому нет чего-либо среднего (промежуточной оценки) между членами противоречивой пары и необходимо считать истинным какой-либо один из них.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Исследование – характерный для науки как специализированной формы познавательной деятельности способ производства нового знания.

К

Категории – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Критерий истины – признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки.

Классификация – особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений.

М

Метафизика – метод познания, изучающий все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные образы как отдельные, неизменные, вне их связи и развития, сами по себе.

Метод – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Мнение – предварительное и проблематичное суждение.

Моделирование – метод исследования на моделях, т.е. на аналогах (схемах, структурах, знаковых системах) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами.

Н

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

О

Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория.

Объект познания – вещь, предмет, часть объективной реальности, взаимодействующая с субъектом в процессе познания.

Обоснование – мыслительная процедура, основанная на использовании определенных знаний, норм и установок для принятия каких-либо утверждений, оценок или решений о практических действиях.

Объяснение – функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты.

Описание – функция научного познания, фиксирование посредством естественных или специальных искусственных языков элементного состава, свойств, отношений, связей исследуемых объектов, их взаимоотношения со средой, поведения, изменений. Описание – результат наблюдения и эксперимента.

Определение – логический прием, позволяющий 1) формулировать критерии отличия изучаемого объекта от других объектов; 2) формировать значение вновь вводимого знакового выражения.

Ощущение – исходный уровень процесса отражения, результат воздействия объективной реальности на органы чувств.

П

Парадигма – теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач; стиль мышления ученых данной эпохи.

Познание – высшая форма отражения объективной действительности. Познание – социально опосредованная, исторически развивающаяся деятельность отражения.

Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности.

Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Постулат – положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль аксиомы (наряду с аксиомами логики).

Посылка – то, на основании чего делается вывод или умозаключение. Посылкой могут служить факты или суждения о фактах, принципы, аксиомы, постулаты и т.п.; любые события или высказывания – исходные данные, из которых непосредственно или посредством рассуждения можно извлечь какую-либо новую для нас информацию.

Практика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Предвидение научное – обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению.

Предикат – логическое сказуемое, указывающее на свойство отдельного предмета, отношения или свойства ряда предметов.

Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Предсказание – функция научного познания, формулирование на основании знания о наличном состоянии объекта его свойств, связей, тенденций развития в будущем.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Прогнозирование – разработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.

Противоречия принцип (закон противоречия) – основной логический закон, согласно которому никакое высказывание (предложение, суждение) и его отрицание не могут быть одновременно истинными (никакое предложение не может быть одновременно истинным и ложным).

Паранаука – форма познавательной деятельности, возникающая в виде альтернативы науке; главный ее признак – несоответствие общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность рационально истолковать изучаемые феномены.

Р

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

С

Сенсуализм – методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений.

Скептицизм – философская позиция, согласно которой отрицается возможность получения достоверного знания.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) субъектно-предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры.

Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Системный подход – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов.

Суждение – 1) высказывание; нечто утверждающее или отрицающее; 2) умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли на основе психологических состояний сомнения, знания, убежденности или веры.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Т

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Тезис – основополагающее утверждение в некоторой концепции или теории.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории.

Теория познания – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Термин – имя (слово или словосочетание) с оттенком специфики (научной) его значения, уточняемого в контексте какой-либо теории или отрасли знания, но относительно независимого от контекста отдельного высказывания.

Тождества закон – закон постоянства (инвариантности) мысли: любая законченная мысль (суждение) выраженная в определенной форме высказывания и имеющая определенное истинностное значение, должна сохранять свою первоначальную форму и свое значение в некотором известном заранее или подразумеваемом контексте.

У

Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.

Ф

Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки. Понятие фальсификации следует отличать от принципа фальсифицируемости (К. Поппер), выступающего в качестве критерия демаркации науки.

Философия науки – дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания.

Факт – достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины.

Э

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Я

Язык – социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

II.3. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (Примеры текстов с заданиями для самостоятельной работы)

Вариант 1.

Теория представляет собой множество полностью интерпретированных предложений (в частности, оно является дедуктивно замкнутым множеством: включает все свои собственные логические следствия, поскольку они выражены в тех же самых обозначениях). Но если предложения теории полностью интерпретированы, то, в частности, области значений их переменных установлены. Почему же тогда бессмысленно говорить, каковы объекты теории?

Мой ответ состоит в том, что мы не можем иначе, чем в относительном смысле, требовать, чтобы теория была полностью интерпретирована. Если вообще рассматривать нечто как теорию. Специфицируя теорию, мы должны полностью своими собственными словами охарактеризовать, какие предложения должны включаться в теорию и какие предметы должны служить в качестве значений переменных и какие предметы следует брать в качестве удовлетворяющих пре­дикатным буквам; таким образом, мы действительно полностью интерпертируем теорию относительно наших собственных слов и относительно нашей всеохватывающей внутренней (home) теории, лежащей за ними. Но эта интерпретация фиксирует объекты описываемой теории только относительно объектов внутрен­ней теории; и последние могут в свою очередь рассматриваться на предмет их интерпретации.

Возникает искушение заключить, что просто бессмысленно пытаться высказываться обо всем в нашем универсуме. Ведь такая универсальная предикация получает смысл, только когда она оснащена предпосылочным языком более широкого универсума, где эта предикация более не универсальна. В принципе это известная доктрина, доктрина о том, что отсутствует собственный (proper) предикат, истинный на всех предметах. Мы все слышали о том, что предикат осмыслен только при сопоставлении с тем, что он исключает и, следовательно, бытие истинным на всех предметах сделало бы предикат бессмысленным. Но, конечно же, эта доктрина ложная. Ясно, например, что самотождественность не может отвергаться как бессмысленная. По этой причине любое утверждение о факте, как бы грубо осмысленным оно ни было, может быть искусственно переведено в форму, в которой оно высказывается о всех предметах. Например, просто сказать о Джоунзе, что он поет, значит сказать обо всем, что отлично от Джоунза или от песнопения. Лучше мы поостережемся отрекаться от Универсальной предикации, чтобы не попасть в сети, заставляющие отрекаться от всего, высказываемого обо всем.

(В.Куайн).

Наши рекомендации