Онтология и космология Платона. Учение о душе
Онтология- это учение о бытии как таковом, а мире в целом. Платон, ученик Сократа, был первым кто сформулировал положение о том, что все объекты материального мира имеет свою идею. начинает существовать еще до предметов и относятся к вещам как их образцы, причины появления. Каждая вещь Может появиться только из идеи, а исчезнуть только после того как идея её покинет. Платон считал, что идеи не связывают сознание людей с чувствами. Идеи это прообраз вещи, а вещь копилка идей. мир - это система управляемая идеями блага, началом всего, А уже от блага исходит Все идеи, которые вечно, Бессмертны, не подчиняются времени в отличие от материального мира. Материя хоть и безжизненна , считал Платон, но мир не может обойтись без нее, так как идея способна вдохнуть в неё жизнь. Таким образом все предметы и вещи соединяет идеи и матерью. У Платона была своя Космическая картина мира, в которой бог из идеи и материи создал мировую душу (огонь воздух вода) и распространил её по всему пространству земли. Бог предал космосу форму сферы в центре располагается Земля, на которой живут живые существа созданы также им. Душу, Платон, подразделяется на три части разум, Воля, чувство . в зависимости от того какая из них преобладает в человеке, человек становится либо добрым и благородным, либо низким и подлым. Душу, Платон относил к миру идей, которые она старалась воплотить вселившись в тело человека. Душа, как бы вспоминала тот идеальный мир, в котором она существовала до появления в человеческом теле и как будто вынуждала человека формулировать определенные тезисы и понятия, но, правда с учетом человеческих чувств.
9.Вопрос о материи и форме в философском учении Аристотеля.
Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель,причем в его философии они имеют фундаментальное,первостепенное значение.Он же заложил основу понимания их как логических категорий,хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства1)Материя есть начало,образующее реальность чувственно воспринимаемую,в этом смысле,она-"субстрат формы"(дерево-субстрат формы дома, глина-субстрат чаши).Теряя материю,мы теряем весь чувственный мир.Но материя сама по себе-это недетерминированная потенциальность.Стать чем-то определенным и актуализироваться она может,лишь приняв форму.2)Форма же,напротив,поскольку она определяет,актуализирует,реализует материю,образует"естьность"всякой вещи,т.е.то,что есть ее сущность,а потому-это субстанция в полном смысле слова.3) Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos",и есть субстанциональность,объединяющая начало материальное и начало формальное.Понятиематерии было введено не им.Он же писал:"Из тех,кто первые занялись философией,большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи:то,из чего состоят все вещи,из чего первого они возникают и во что,в конечном счете,разрушаются,причем основное существо пребывает..."Аристотель понимал начальную материю как,то,из чего первого состоят вещи.Указание на материю как единственную или главную причину Аристотелю представляется недостаточным для достижения провозглашенной основной цели в трех отношениях:во-первых,потому что не объясняет разнообразия вещей,во-вторых,потому что не объясняет движения(возникновения и уничтожения)и,в-третьих,потому,что не объясняет совершенства в мире.Исходя из этого критического отношения к традиции,Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи-о форме,о движущей причине и о первенстве разума перед материей.На вопрос "из чего состоят вещи?»Аристотель предлагает не однозначное указание на первоначало,а также указание на то,из чего вещь состоит как из своего специфического ближайшего материала:"есть некоторая своя материя у каждой вещи",-пишет он.Форма.Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме.Сущностью является то,что лежит в основе,а именно-материя и форма.Они не существуют в виде отдельностей(правда,форма может обособляться в мысли).Самостоятельным существованием обладает то,что состоит из материи и формы.Материя-не вещь,но возможность вещи;в форме же обнаруживается действительность вещи.Материя и форма не могут обособляться как таковые,они только в вещи как ее составляющие.4 характеристики формы явл.главными:-форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей).У вещи нет собственной природы,если у нее "нет видовой формы";-форма есть внешний образ вещи;-форма обеспечивает действительность вещи.Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой.Этот процесс имеет цель:"последней целью явл.форма,а закончено то,что пришло к последней цели".Это есть осуществленность в действительности,энтелехия как достижение формы-цели;-форма есть суть бытия(сущностное определение)вещи:"суть бытия дана всякий раз в форме и действительности".Следовательно,форма не совпадает с вещью в ее полноте,а "обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь".Аристотелева идея формы не может быть сведена к одному из этих определений,например,что это суть бытия,или внешний образ.Только их совокупность и синтез дает правильное понятие.Важнейшая онтологическая идея Аристотеля заключается в утверждении первенствующей роли формы, в ее активности в определении вещи."Форма,стоит впереди материи ...и впереди того,что слагается из них двоих".