Гносеология: знание, средства познания и методы познания
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания.
Субъектом познания могут выступать разные образования: человек (отдельный индивид), коллектив, социальные группы, общество в целом. В конечном итоге, все совокупное человечество.
Потенциальным объектом познавательной деятельности является любая реальность, а действительными объектами познания выступают те, на которые направлен познавательный интерес и которые непосредственно вовлечены в познавательную деятельность.
Главным вопросом для гносеологии является вопрос о критерии (или критериях) истинности знаний. Что же является критерием истины? – в истории философии нет однозначного ответа и единой позиции. Марксистская концепция истины. Марксизм считает, что критерий истины – это практика. И это верно, так как истина ищется для того, чтобы применить ее на практике. Что такое практика? По определению марксистской теории, практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика определяет: а) источник познания, его основу; б) сферу применения знаний, цель познания; в) является критерием, мерилом истины. С точки зрения марксистской гносеологии, истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального его постижения. Характеризуется с точки зрения ее достоверности. Истина предметна, ее необходимо не только постичь, но и можно осуществить. Марксизм вводит понятие и абсолютной истины. Абсолютная истина – такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается практикой. Представители когерентной концепции истины считают: "Истинным является высказывание, следующее из других истинных высказываний". Критерием истинности здесь является согласованность с предыдущими теориями и концепциями. Если знание укладывается в рамки существующей теории, логически ей не противоречит, следовательно, оно истинно. Близкой к когерентной теории истины находится конвенциональная теория истинности. Один из главных изначальных представителей этой концепции Анри Пуанкаре считал, что наука работает с постулатами, утвержденными аксиомами. Если полученное знание согласуется с этими принятыми аксиомами, значит оно соответствует истинному знанию. Если же оно им противоречит, следовательно, либо знание неверно, либо постулаты следует пересмотреть. Прагматическая концепция истины исходит из результативности наших знаний. Истинным признается все то, что способствует достижению практической цели, реального предметного результата, пользы. Субъективная и иррационалистическая гносеология. Способы познания здесь сугубо индивидуальны: интуиция, любовь, вера, озарение и т.д. Следовательно, здесь нет и не может быть единого критерия истинности знания, как не может быть и в целом общего, единого знания. Абсурден мир и наши представления о нем.
Познания - синтез практической и теоретической деятельности, способ общения людей (первостепенно — чувственная деятельность, затем - знаковая форма осмысления).
Познание - не предформа, не добывание знания, а оформление мироощущения, чувственное сопереживание.
Гносеология - область знаний, занимающихся познанием. В современной философии существуют связи между гносеологией и онтологией (о бытии), а так же другими науками: эстетикой, диалектикой (о всеобщих законах развития бытия и познания), методологией и социальной философией. В таких дисциплинах как философия религии, психология, логика широко используются гносеологические подходы.
По отношению к знанию существует 2 категории философов: 1. рационалистский подход (э. Гуссерль «Кризис европейского человечества и философии» 2 способа отношения к миру: практический (мир - нерасчлененная целостность, как в мифологии, человеком руководят телесные потребности) и теоретический (не связано с удовлетворением жизненных потребностей, созерцание жизни - феномен европейской культуры)). Материальные ценности культуры исчезнут, останутся идеи, безотносительные ценности, независящие от материальных взаимоотношений. Ясперс: «Осевое время» - сознание нового теоретического мышление и возвращение к самому себе.
2. отрицание решающей роли познания. История рациональна. Маркс: не существует безотносительной деятельности. Нет разрыва между духовностью и материальностью. Ницше: познание -средство для реализации жизненных потребностей. У Джемс: познание - инструмент для решения жизненных проблем - прагматичный подход. Психоанализ (Фрейд) - многообразие жизненных проявлений. Творчество - оппозиция между сознательным и бессознательным.
Модели познания: 1. объективистская - познание подчинено реальности. Знание - совокупность познавательных образов, копии реальных объектов. Эссенциализм (сущность) - познаем мир, какой он есть. Истина-мера, с помощью которой устанавливается знание7 реальные вещи.
2. конструкционистская - разум конструирует модели и выдает за мир такой, какой он есть. Познание - конструирование познавательных предметов. Феноменолизм - мир, так как он есть, представлен в нашем сознании. Истина - соотношение представлении субъекта об объекте таком, как его представляет субъект.
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку знаний о мире. Науку отличают объективные способы отражения мира только с одной стороны. Функция - открытия нового, что не включено в практику. Стадии: преднаука объекты включаются в практическую деятельность, наука - идеальные объекгы на основе абстракции. I) 19 в " конкретные науки, 20 век -исследования на границах разных наук. Сейчас - соединение научных знаний и культуры.
3 типа рациональности: классическая (гносеологическая теория), неклассическая - 1 половина 20 века феноменализм - отношения объекта к действиям субъекта, пост классическая (социально-культурный контекст) -зависимость взглядов ученых от машин искусственного интеллекта.
Учение агностицизм отрицает принципиальную возможность познания реального мира (не отрицает само познания). Юм и Кант: предметы, хотя и существуют объективно, по представляют собой непознаваемые вещи в себе.
Скептицизм - не отрицает познаваемости мира, но либо сомневается в возможности познания, либо останавливается на отрицательном результате, а именно понимает процесс познания как зряшное отрицание, а не как диалектическое.
Материалистическая теория: познание - это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Черты:
созерцательность - рассмотрение познания как пассивного акта восприятия индивидом окружающего мира;
метафизичность - неспособность познан, мир как процесс, непонимание диалектического характера познания и активной роли субъекта как социального существа в этом процессе; механичность - стремление объяснить только на основе классической механики.
Диалективно-материалистическая философия: познание - сложный диалектический социо-культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности человеком в качестве общественного существа в ходе социально-историческом практики.