Сущность научно-технической революции
В отличие от практически непрерывного научно-
технического прогресса, протекающего преимущественно
в эволюционной форме, НТР представляет собой корен-
ной качественный скачок в развитии производительных
сил, всего общественного производства. Это - сложнейший
социально-экономический феномен. В ходе общественного
прогресса он выступает кардинальным средством разреше-
ния постоянно возникающего противоречия между по-
требностями человечества в материальных и духовных
благах и возможностью их удовлетворения на современ-
ном этапе развития производства.
Революции такого типа уже были в истории дваж-
ды. Первая - аграрная, или земледельческая была основ-
ным звеном неолитической революции, ознаменовавшей
переход от первобытного доклассового общества к анта-
гонистическим формациям. Она начиналась едва замет-
ными сдвигами в хозяйственной деятельности охотников,
рыболовов и собирателей дикорастущих плодов в древ-
ности, а завершилась коренным преобразованием всей
общественно-экономической структуры. Собиратели и охот-
ники превращались в земледельцев и скотоводов. Ведущей
сферой деятельности, обеспечивающей жизнь людей, ста-
новилось земледелие, аграрный сектор.
Переход от присваивающей к производящей эконо-
мике был необходим не только потому, что оскудели за-
пасы природы в местах обитания человека, но и потому,
что возросла численность населения. (Если к началу не-
олита на Земле проживало около 10 млн. человек, то к
концу - более 50 миллионов).
Второй революцией, приближающей нас к НТР, вы-
ступил промышленный переворот XVIII-XIX вв., который
явился выражением коренных качественных сдвигов в
общественном производстве на основе внедрения машин.
И каждый раз перед тем, как складывалась революцион-
ная ситуация, на пути развития общественного производ-
ства возникало определенное препятствие, без преодоле-
ния которого жизнедеятельность общества оказывалась
под угрозой. Сначала таким препятствием было весьма
ограниченное количество "даров природы", пригодных
для употребления в качестве пищи человека. Аграрная
революция разрешила это противоречие, превратив при-
сваивающую экономику в производящую. Затем оказа-
лось, что силы человека несопоставимо малы, а орудия
труда несовершенны для того, чтобы обеспечить жизнь
общества на основе земледелия и животноводства. Про-
мышленная революция разрешила это противоречие созда-
нием машинной техники и индустриализацией сельского
хозяйства. Промышленная деятельность стала определяю-
щей в общественном производстве, сменив аграрную.
Новая техника многократно увеличила силы челове-
ка, открыла путь применению научных знаний в производ-
ственных процессах. Однако наука как духовный фактор
может стать производительной силой материального
производства не автоматически, а через средства труда,
рациональную его организацию, интеллект субъекта
производства, человека. Выполнить эту задачу призвана
научно-техническая революция современности.
Так как и аграрная, и промышленная революции
коренным образом преобразовывали способ производства,
способ обеспечения жизнедеятельности общества и чело-
века, то их, естественно, можно назвать производствен-
ными революциями. НТР - революция этого же порядка.
Она не ограничивается сдвигами в науке и технике, не
сводится лишь к материализации научно-технических
идей, а знаменует революционное преобразование всех
элементов производительных сил, перестройку хозяйст-
венного механизма, системы управления. Сущность же
НТР заключается в смене ведущих сфер деятельности, в
превращении научно-технической деятельности в опреде-
ляющее звено материального производства. А это означает
комплексное преобразование производства, его прямое
взаимодействие с наукой с целью создания новой системы
технологий (микроэлектроника, биотехнология, лазерная
технология, волокнистая оптика и др.), обеспечивающих
общее повышение эффективности труда, наукоемкости
производственных процессов.
В этих условиях нематериальные накопления - на-
учные знания, квалификация, творчество - приобретают
решающее значение для развития экономики. Они лежат
в основе инновационных процессов, изменения структу-
ры производства и качественных характеристик продук-
ции, что ведет к резкому возрастанию значимости челове-
ческого измерения производства.
НТР, освобождая человека от тяжелых физических
операций, повторяющихся монотонных умственных на-
грузок в процессе трудовой деятельности, предъявляет
новые требования к его интеллекту, творческим способ-
ностям, духовным качествам. Производству периода НТР
все больше нужно специалистов высочайшего класса, лю-
дей смелой новаторской мысли, ломающих привычные
грани возможного, изыскивающих новые пути в науке,
технике, экономике, управлении, социальном прогнозиро-
вании. Нужны исследователи, свободно владеющие прин-
ципами системного анализа, средствами вычислительной
техники и автоматизированными системами проектирова-
ния и научных исследований. Они должны уметь само-
стоятельно ставить и осуществлять научные, инженерные
и производственные задачи, вести поиск новых физиче-
ских, технических и технологических принципов, управ-
ленческих решений, обладать комплексом знаний, необ-
ходимых для разработки и создания машин, механизмов и
технологий высокой надежности и качества и для их экс-
плуатации.
В условиях интернационализации науки и между-
народного обмена технологиями, создания комплексных
программ научно-технического прогресса, совместных
предприятий, охватывающих интересы целых регионов,
усиления роли контактов между учеными разных стран
специалист должен обладать основательной гуманитарно-
философской подготовкой, современным экономическим
мышлением, пониманием теории и практики маркетинга
и менеджмента, навыками управленческой и организатор-
ской работы, высокой общей культурой, знанием ино-
странных языков.
Основные направления