Буддизм и его основные идеи

Буддизм и его основные идеи - student2.ru

Буддизм и его основные идеи - student2.ru

ARM – АКТИВНЫЕ РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (Hand-outs)

1. ГЛОССАРИЙ

Абсолютная идея — основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, безусловную и конкретную всеобщность.

Анамнесис — термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души.

Аналогия —соответствие элементов, совпадение ряда свойств или иное отношение между предметами (явлениями и процессами) дающие основание для переноса информации полученной при исследовании одного предмета модели, на другой прототип.

Антиномия — противоречивость между двумя противоположными понятиями, положениями каждое, из которых признается логически доказуемым и приемлемым; неразрешимое противоречие

Антиклерикализм — движение, направленное против клерикализма, т.е. против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Архетип —прообраз, идея, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения.

Архэ — первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей, древнейшая форма в историческом смысле слова

Апологетика —защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму

Априоризм — признание возможности до опытного, врожденного знания.

Атараксия — (греч. отсутствие волнений, невозмутимость) термин философии Эпикура и его школы, идеальное состояние, к которому, по Эпикуру должен стремится человек.

Атман– высшее субъективное начало Бытия; высшее духовное начало человека

Ахимса – единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение

Благоговение— преклонение перед Высшим, чувство любви человека к тому, что превосходное его самого; нравственная основа религии.

Благоразумие— состояние духа, когда человек добивается внутренней гармонии, направляя здравый ум на упорядочивание своих поступков и духовных переживаний.

Брахман— высшая объективная реальность; Безличное Абсолютное начало Бытия

Вдохновение—состояние предельного напряжения и взлета духовных сил,

творческого горения человека.

Верификация— доказательство, подтверждение, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Вина— нарушение морального долга, какого-либо правила вообще. Опыт вины

связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение.

Воля — динамическая направленность психической активности человека в

достижении поставленной цели.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Гносеология — философское учение о познании.

Гуманизм— 1) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение в Европе в период раннего Возрождения

Дао—( букв, «путь»): одно из главных понятий китайской философии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, символ космической гармонии и энергии. Проявляет себя в неповторимости каждого.

Дедукция— (лат. - deduction - выведение) - переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего.

Деизм— направление в философии, сторонниками, которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единый раз, сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

Диалектика—греч. искусство вести беседу, спор, от диалегомай –веду беседу.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений.

Дхарма— моральный закон; долг; духовное учение (существует и др. значения)

Жэнь— (кит.): означает «человечность», « гуманность», «человеколюбие», «милосердие», «доброта». Одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной китайской культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический – любовь, жалость к людям; 2) социально-этический — совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы.

И—(кит.): " долг-справедливость", " чувство долга ", "добропорядочность", " честность". Одно из основных категорий китайской философии, конфуцианства. Заключает в себя идею " правильного соответствия " содержания - форме, субъективных потребностей - объективным требованиям, внутреннего чувства справедливости - внешним императивам общественного долга.

Идеализм— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Инь и янь—(кит.): основополагающие категории китайской философии, рассматриваемые только в паре. Выражают идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду оппозиций: темное-светлое, женское-мужское, тьма-свет, покой-движение, земное-небесное и т. д. Инь-ян - космические начала, организующие жизнь во Вселенной.

Индукция— (лат. induction - наведение)- переход в познание от частного, единичного к общему, выведение общего из частного, единичного.

Интуиция — способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Иррационализм— неразумный, бессознательный, обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания.

Ирония—греч. философско-этическая категория, отмечающая момент диалектического выявления (самовыявления) смысла через нечто, ему противоположное, иное.

Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом.

Калокагатия— (греч. прекрасный, хороший) идеал физического и нравственного совершенства.

Карма— санскрит — действие, дело, жребий, общая сумма совершенных

живым существом поступков и их последствий, определяющих характер

его нового рождения.

Категорический императив — безусловный принцип поведения, основной закон этики.

Креационизм—создание мира богом за один день.

Космоцентризм—философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам востока, а также Древней Греции).

Космизм— направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое.

Ли —(кит.): « благопристойность», «этикет», «этика», «ритуал», «церемония». Одна из центральных категорий конфуцианской философии, играет роль основного этического принципа, регулирующего отношения между людьми в разных сферах жизни. Ли - это нормы поведения, без которых нет совершенного мужа цзюнь-цзы у Конфуция, а именно: деликатность, учтивость, уравновешенность.

Логос — термин др.греч. философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание») и смысл (или «понятие», «суждение»).

Майевтика или мэевтика— повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнить свой метод философствования, направленного на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.

Материализм— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичным является материя.

Метафизика— от греч. (после физики) наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Метод— (греч. мetodоs - путь исследования или познания, теория, учение), способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Мировоззрение—это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которое определяет отношение к миру, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Миф—это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения.

Мокша — освобождение, преодоление индивидом зависимости от мира вовлеченности в круг рождений и смертей; освобождение от сансары и земной кармы; избавление души от всяких мирских привязанностей

Натурфилософия — философия природы, рассматриваемой в ее целостности.

Номос и фюсис — (греч. закон и природа), понятия др. гр. Философии, одно из основных противопоставлении в учениях софистов наряду с родственным ему противопоставлением" тесис и фюсис" (букв, установление и природа).

Пантеизм — Бог создал мир и растворился в нем.

Парадигма — теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях

Патристика — (pater - отец) догматизация учений « отцов церкви».

Перипатетика — Перипат (ос) или Ликей, (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин) философская школа Аристотеля. Термин перипатетик происходит от слова перипатос — "крытая галерея", служившим лекционным залом.

Позитивизм (от.лат. положительный) философские направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат в отдельных специальных науках и, что философия как особая наука, претендующая на
самостоятельное исследования реальности, не имеет право на существование.
Прагматизм —философское течение, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действенности его знаний ставящее ценность мышления или отсутствие его зависимость от того, служит ли оно жизненной практики, достижению определенных целей.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Рационализм — (лат. - rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основной познания и поведения людей.

Сансара — санскрит - блуждание, круговорот, одна из основных концепций индийской философии, характеризующая беспрерывное перерождение личности или души.

Секуляризация — высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности.

Сенсуализм — (фр. - sensualisme, лат. - sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.

Силлогизм —- от греч. форма дедуктивного умозаключения, в котором из двух высказываний (посылок) субъективно - предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры.

Соборность — единство людей на основе любви к Богу и друг другу.

Софистика — (от греч. умения хитроумно вести прения), Философское течение в Древней Греции созданное софистами. Рассуждение (вывод, доказательство) основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемые за правильных.

Субстанция — (лат-substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) -объективная реальность, материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Суфизм — мистико-аскетическое течение в исламе

Схоластика — (schola - школа) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, назидательность, учительство-соотношение веры и знания

Сяо — (кит.): «сыновняя почтительность» и почитание старшего брата - одно из принципов конфуцианского учения, основа гуманности. Суть его заключается в том, чтобы служить родителям согласно правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли".

Теология — (teos-бог) - учение о боге.

Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой сверхъестественной силы Бога (был распространен в средневековой Европе); учение о боге, главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог.

Трансцендентный — понятийное обозначение всего того, что выходить за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания.

Фалсафа –рациональный (философский) метод познания бытия в арабской культуре, противостоявший религиозно-догматической традиции. Отличается от калама более радикальной приверженностью разуму и знанию. Метод фалсафа ориентирован на достоверное и доказательное знание. Аль-Фраби, Ибн Сина, Ибн Рушд и др. были сторонниками фалсафа.

Чжи — (кит.): ум-знание, мудрость, инеллект. В узком смысле - одно из пяти качеств совершенного мужа" (цзюнь-цзы), в широком — свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория использовалось в философии Конфуция и понималось как качество, избавляющее от сомнений.

Эвдемонизм— (от греч. счастье, блаженство) античный принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, концепции, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Эманация — от позднелат. еmanatio - историческое распространение; греч. филос. понятие специально разработанное в неоплатонизме, процесс постоянного влияния на мир.

Эмпиризм — (лат. emperia - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания, где содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эрос — (греч. сильное желание, любовь), как персонификация — Эрот, в греч. мифологии поэзии и культе - бог любви.

Эсхатология — учение о конце света

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова особенность философского знания? Как Вы определите науку философию?

2. Каков предмет философии, его специфика?

3. Является ли религия философией и наоборот?

4. Онтология, гносеология, аксиология. Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии?

5. Какие методы использует философия?

6. Какова роль философии в обществе?

7. Индийская философия. Ведические и неведические школы.

8. Философское содержание текстов Упанишад.

9. Философия буддизма.

10. Китайская философия и ее специфика.

11. Даосизм и его категории

12. Конфуцианство и его категории. «Учение о середине»

13. Что такое монизм? Какие философские учения античности Вы к нему отнесете?

14. Что такое гилозоизм? Какие философские учения античности можно назвать этим термином?

15. Можно ли назвать материалистами философов Милетской школы?

16. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?

17. Кто из античных философов назвал свой метод преподавания «майевтикой»? Что это за метод?

18. Что такое гедонизм? Существует ли разница в употреблении этого термина во времена античности и в наше время?

19. Кто такие стоики? Есть ли различие в употреблении понятий стоицизма в период античности и в наше время?

20. Что такое «органон» Аристотеля? Какие логические методы им разработаны и каково их значение для современного знания?

21. Объясните тезис «Философия – служанка богословия».

22. Объясните смысл принципа креационизма. Какое отношение он имеет к онтологии средневековой философии?

23. Что такое спор об «универсалиях»? Как он разделил философов и почему?

24. Приведите доказательства бытия божьего по Фоме Аквинскому. Можете ли их опровергнуть?

25. О какой «двойственной истине» идет речь во взглядах ибн-Рушда? Объясните смысл.

26. Добродетельный город аль-Фараби, в чем его суть?

27. Приведите качества правителя Добродетельного города по аль-Фараби?

28. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое?

29. Действительно ли главным принципом философии Возрождения является антропоцентризм?

30. Н. Кузанский объединял религиозные и математические прозрения. Состоятельно ли такое объединение?

31. Объясните сущность пантеизма. Приведите примеры пантеистических учений.

32. Какие Вы знаете философские идеи по идеальному устройству общества и государства в эпоху Возрождения?

33. Роль «картезианского сомнения» в познании?

34. В чем заключался эмпиризм Бэкона? Сравните его с рационализмом Декарта.

35. «Субстанция» - что это за понятие? Какие учения о субстанции (или субстанциях) Вам известны?

36. Почему Ж. Ламетри сравнивает человека с машиной?

37. В чем заключаются основные идеи французского Просвещения XVIII в.?

38. В чем заключается «критическая» ориентация философии Канта?

39. Что такое антиномии?

40. Что такое категорический императив?

41. Что такое абсолютная идея у Гегеля?

42. Какие причины возникновения религии указывает Л. Фейербах?

43. В чем заключается антропологическая философия Л. Фейербаха?

44. О необходимости какой особой новой религии говорит Фейербах?

45. Каковы смысловые ориентиры современной западной философии?

46. В чем сущность рационализма и иррационализма XIX-XX вв.?

47. Какова специфика «позитивного знания»?

48. Отчужденный индивид в отчужденном мире: существование и сущность человека, бытие между жизнью и смертью?

49. Особенности предыстории казахской философии.

50. Как повлиял ислам на формирование духовного облика казахского народа?

51. Каковы предпосылки и закономерности возникновения казахского Просвещения?

52. В чем заключается предметная область политики и права в теоретическом представлении Ч. Валиханова?

53. Нравственно-этическая философия Абая.

54. Какие материалистические идеи отстаивал Ш. Кудайбердиев?

55. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

56. Философское решение проблемы бытия – зеркало мировоззрения эпохи.

57. Ленинское определение материи и его значение.

58. Атрибуты материи, их всеобщность и специфика

59. Каково содержание понятия антропосоциогенеза? Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?

60. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

61. В чем значение и границы смысла жизни?

62. Что такое индивид, личность, индивидуальность?

63. Каковы типы отношения к жизни и смерти?

64. Что изучает социальная философия?

65. Что отличает общество как систему от других систем?

66. Каковы источники саморазвития общества?

67. В чем смысл диалектики, какие можете назвать ее альтернативы.

68. Что такое категории диалектики? Что они выражают?

69. Что такое закон? Перечислите основные законы диалектики, что они выражают?

70. Почему закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики?

71. В чем сущность диалектики количественных и качественных изменений?

72. В каком законе диалектики выражается цикличность и поступательность изменений? Раскройте его содеожание.

73. Что такое знание и познание?

74. Каковы объект, субъект и предмет познания?

75. Каковы методы познания?

76. Как соотносится познание и практика?

77. Что такое истина, в чем заключаются ее свойства и критерий?

78. В чем состоит сущность заблуждения и каковы его основные формы?

ПРОБЛЕМНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ ИЗ КУРСА ФИЛОСОФИИ

ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Наши рекомендации