Натурфилософская ориентация древнегреческой философии (милетцы, элеаты, афинская школа).
Первый этап античной философии представляет собой натурфилософию ранних греческих философов (VI-V вв. до н.э). Основной проблемой для философов данного периода была проблема первоначала (архэ). Они пытались ответить на вопрос: что является первопричиной всего существующего? Основные особенности данного периода: 1) космологизм: в центре внимания философов этого периода находился античный космос, его возникновение и устройство. Космос - образец для подражания во всех сферах жизни; 2) объективизм - вся реальность, включая человеческие представления, понимается предельно объективно. Даже разум и душа человека рассматриваются как жалкое подражание объективному разуму и душе космоса; 3) синкретизм: невыделенность человека из природы и общества. Человек античности не воспринимал себя как самодостаточную личность, противостоящую природе, роду, полису. Основные школы и представители данного периода: 1) Милетская школа (располагалась в городе Милете на востоке Греции). Ее основатель - Фалес, политик и философ. Он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал «влажную природу», или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается.После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр – первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным. «Апейрон есть не что иное, как материя», которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен – первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей. Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. 2) Пифагор и пифагорейцы. Основателем данной школы является великий греческий философ Пифагор. В центре внимания Пифагора также стояла проблема архэ, то есть первоначала. Пифагор полагал, что начало всему - число. Число мать всему и отец всему. Все есть число: душа, справедливость, гармония, пропорция, космос. В основе мира лежит единица или монада, нечто единое и неделимое, неразложимое на составные части (для древних греков не существовало дробных, отрицательных и иррациональных чисел), в геометрии это точка. Сам космос - это тело, организованное по законам математической пропорции, состоящее из 10 сфер. Таким образом, при помощи числа и числовых соотношений возможно построить космос и полностью описать реальность, полагал Пифагор. В пифагорействе формулируется основная пара категорий античного мышления - единое (идеальное) и многое (материальное) и ставится проблема их соотношения. 3) Элейская школа. Главной проблемой рассуждений элеатов является единство космоса, которое может быть постигнуто только разумом. Элеаты продолжают идеи Пифагора, учившего о единице как первоначале всего существующего. Основателем этой школы является Ксенофан, который в своих произведениях отождествляет КОСМОС с единым Богом, постигаемым разумом, но не чувствами. Таким образом, Элейская школа утверждала иллюзорность чувственного опыта, которому мир представляется как множество находящихся в движении предметов, и признавала лишь неизменное и неподвижное единство космоса, постигаемое разумом. 4) Афинский философ Анаксагор доводит до конца логику развития натурфилософии. В его учении идеальное первоначало - космический Ум - упорядочивает и структурирует материальные частицы, каждая из которых содержит в себе физические характеристики всего существующего. Таким образом, главную роль в космосе играют уже не физические элементы, а чистый и объективный космический Ум. Философия Анаксагора является провозвестником нового этапа в развитии античной философии, когда в центре внимания будет уже не космос, а мышление, ум, как космический, так и человеческий.