Вопрос. Ведущие греческие медицинские школы.

В античный период развитие медицины происходит в связи со значительными сдвигами в осмыслении основ мироздания, человека, здоровья и болезни. Древнегреческая философия и медицина в своём развитии очень многое заимствовали из философско-мистического подхода в древнекитайской и древнеиндийской культуры, сохранив за собой западное своеобразие - ориентацию на добродетель, нравственность и всеобщее благо. На этой основе философски понимались жизненные начала человека, складывалась медицинская реальность космического порядка в соответствии с представлением о функционировании космоса как целого организма.

Таким образом, в доклассический период в Древней Греции медицина со всеми существующими в ней онтологическими представлениями практически не отличается от таковой в предыдущие эпохи и выстраивается на основе мифологии. Врачевание сочетает доминирующие ритуально-магические приёмы с эмпирическими.

В классическом периоде в древнегреческой медицине происходит её дифференцирование, окончательно оформившееся к эпохе средневековья: медицина делится на собственно медицину и хирургию как низшую форму, с другой стороны, институты, формирующие мировоззрение, разделяются на формирующие философию, религию и магию. В рамках этих систем медицина дифференцируется на светскую, религиозную и магическую. Светская медицинская школа формируется на основе осознанной взаимосвязи между философией и медициной. Мировоззренческой базой стала натурфилософия Фалеса, Гераклита, Левкиппа, Платона, Аристотеля и других мыслителей. Например учение о первоначалах (элементов), из которых состоят все вещества - огня, воздуха, воды и земли (см. рис. 6):

- оогонь(сухой и тёплый)

вопрос. Ведущие греческие медицинские школы. - student2.ru вопрос. Ведущие греческие медицинские школы. - student2.ru вопрос. Ведущие греческие медицинские школы. - student2.ru

4. Земля(сухая и 2. Воздух(влажный

тёплая) и тёплый

3. Вода (влажная и холодная)

Рис.6. – Элементы – первоначала Аристотеля

Медицина в Древней Греции формировалась в виде медицинских школ, наиболее известными из которых были Кротонская, Книдская, Сицилийская и Косская.

Кротонская школа достигла расцвета в VI в.д.н.э. э. Выдающимся представителем был врач Алкмеон (конец VI - начало V д.н.э.) Его взгляды на сущность организма и природу болезни выражались в ряде следующих положений: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, тёплого и холодного, сладкого и горького и т. д.; 3) здоровым человек является до тех пор, пока его вышеперечисленные элементы ведут себя «демократически». Если один из них устанавливает монархию, человек заболевает (термин Алкмеона); 4) противоположное излечивается противоположным. Алкмеон первым из европейцев писал о головном мозге как органе мышления и сознания, поставив под сомнение бессмертие души в вопросах познания он отрицал познаваемость мира (агностицизм).

В рамках Книдской школы медицины возникло гуморальное учение о природе болезни, в соответствии с которым считалось,что физиологические отправления организма человека определяются состоянием четырёх телесных соков (кровь, слизь, светлая и чёрная желчь). Здоровье же – результа их равновесия-кразы. Болезнь развивается в результате нарушенного равновесия - дефицита или избытка той или иной жидкости -дискразии. Данная теория преобладала в Европе до XIX в.(рис.6).

Другим крупным направлением Книдской школы медицины является теория солидарной паталогии, созданная Асклепидом на базе атомистического учения Левкипия, Демокрита и Эпикура. В ней утверждалось, что организм состоит из атомов, образующих «поры», а болезнь возникает вследствие изменения величины «пор», т.е. плотности атомов (их сужения или расширения). Лечение болезней осуществляется мероприятиями, нормализующими размеры «пор».

Видным представителем Сицилийской школы медицины был Эмпедоклиз Акраганта (ок. 490-430 гг. до н.э.). Он утверждал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля. Они неизменны, непорываемы и неразрушаемы, не могут превращаться из одного в другой и лишь механически смешиваются. Многообразие мира, в том числе живых организмов есть результат пропорций этого смешения. Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Динамические явления окружающего мира он объяснял антагонизмом Любви и Вражды. При господстве Любви все стихии смешиваются между собой. Господство Вражды ведёт к их дифференциации. При этом Эмпедокл был врачом магического типа, демонстрировавшим чудесные исцеления и воздействия на явления природы.

Косская школапредставлена Гиппократом (ок.460-ок.370 гг. д.н.э.).

Основываясь на гуморальной теории, он считал источником жизни «тонкое эфирное» начало – пневму В изучении болезни и здоровья врачами Книдской школы указывалось их зависимость от того, как именно в человеческом теле смешаны жидкости – кровь, слизь и желчь. Здоровье по Гиппократу – это соразмерность этих частей «во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они наилучше перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше, или больше, или она отделится в теле и не будет смешана со всеми остальными». Им создана теория темпераментов, влияния внешних факторов на телесно-психический склад народов. Сформулирован ряд важнейших методологических принципов: причинности, целостности, активности живого, единства организма и среды, психологического единства, связи и равновесия (эукаразии) гуморальных элементов.

вопрос. Ведущие греческие медицинские школы. - student2.ru В целом, от Гиппократа – теоретика и практика прикладной медицины – можно вести начало медицины как науки и патогенетического объяснения болезни. Именно в это время медицине придаётся статустеоретической науки,несмотря на сильное влияние натурфилософии. Продуктивно используется дедуктивный метод, означающий движение познания от очевидных положений к частным выводам.

Платон (427-347гг.д.н.э.) развивает представления о природе человека и болезни, излагая и их в «Тимее». Жизнь понимается им как процесс динамического равновесия процессов синтеза и распада, подчиняющийся определённым ритмам. Состояние тела отражает состояние души, которая является источником жизни. Мозг является местом расположения рассудка. Причины болезни делятся Платоном на отдалённые и непосредственные, (отдаленные он ставит в зависимость от нарушения взаимоотношений души и тела) в этих взаимоотношениях и состоит жизнь по Платону. В основу лечения им предлагается полагать принцип зависимости частей организма от организма как целого, и первоочерёдного лечения души путём обрядов и религиозных песнопений. Вершина и систематизатор философии Древней Греции Аристотель (384-322гг. д.н.э.) как врач и естествоиспытатель в качестве сущности болезни признавал недостаток природной теплоты и возникающее в связи с ним «несварение» продукта. Несварение в различных частях тела вызывают различные проявления болезни.. Душа человека рассматривается как начало, неотделимое от тела. Чувства находятся под влиянием направленной мысли, а сама мысль может быть направлена как на уменьшение боли, так и на усиление удовольствия.

Жёлтая желчь

вопрос. Ведущие греческие медицинские школы. - student2.ru огонь

вопрос. Ведущие греческие медицинские школы. - student2.ru тепло

Кровь Земля

Воздух чёрная желчь

Огонь вода холод

Флегма

Рис.7Иерархия форм субстанций от минералов до человека (по Аристотелю).

вопрос. Ведущие греческие медицинские школы. - student2.ru Медицинская школа Галена – йатрофилософская («йатрос»-врач). По его мнению, врач должен владеть основными разделами философии и использовать их на практике. Философию и её принципы Гален считал основой теоретической и практической медицины. Лучший врач, по его мнению, в то же время и философ.

Во взглядах на организм как на материальный объект Гален объединил солидарную и гуморальную теории. Болезнь и здоровье он рассматривал через призму переходных состояний, не противоставляя их друг другу. Главной характеристикой системы Галена стало сочетание логического метода с практическим экспериментом. В развитие античной медицины на базе греко-римской цивилизации прирост медицинских знаний был очень низким. Происходит сужение арсенала эмпирических методов лечения. Происходит деградация «магической» и религиозной медицины на основе придания им статуса суеверий.

В период Средневековья господствовала религиозная доктрина. Согласно христианской религии, знание имеет два уровня – сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения окружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Аристотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и канонизированных христианством. Широкое распространение религиозных догм привело к формированию средневековой схоластики, как религиозному типу философии.

К началу средневековья в Европе религиозное христианское мировоззрение превратилось в господствующую идеологию, которая регламентировала методологическую базу частных наук. Светская медицина также находилась под контролем христианской доктрины и соответствующих административных институтов. Магическая медицина оставалась независимой, приобретя статус нелегальной. Она выступала противником религиозной идеологии и медицины.

Христианское понимание жизни болезни и смерти сводится к тому, что эти состояния имеют сверхъестественное начало и основание.

Вместе с этим христианство разграничивает болезни на психические и телесные по механизму их возникновения и их роли в земной и загробной жизни. С точки зрения христианства душа бессмертна, независима от тела и не подвержена собственно болезням, которые могут случаться только с телесным субстратом человека. Поэтому нарушение психики рассматриваются как одержимость дьяволом, являющаяся наказанием за наследственные грехи. С другой стороны, болезни психики могут развиваться как попытка человека уйти от ответственности перед Богом, что приумножает его греховность и вину. Патогенное сверхъестественное влияние может реализоваться непосредственно или опосредовано через воздействие на организм природных сил. В первом случае лечение болезни может быть специфически религиозным; во втором допускается участие разрешённых форм материального воздействия. Эта область и является в средние века сферой деятельности светской медицины.

Наши рекомендации