Танцующий с демонами
Японская сказка
Давным-давно в далекой стране, около леса жили старик и его жена. В молодости старик был очень симпатичным парнем, но когда стал старше, на его лице появилась ужасная бородавка, которая год от года увеличивалась в размерах. В течение многих лет старик ходил по врачам и колдунам, пытался избавиться от бородавки разными способами, но все было бесполезно. Наконец он смирился с ней и даже попробовал отнестись к своему несчастью с юмором.
Как-то раз старику понадобились дрова для очага. Он пошел в горы и наколол дров. Был прохладный ясный осенний день, и старик почувствовал такой восторг от красоты природы, что не заметил собиравшихся грозовых облаков. Когда на землю упали первые капли дождя, старик осмотрелся вокруг в поисках убежища. Он увидел дупло в дереве, и только успел забраться туда, как хлынул дождь.
Гром заставлял сотрясаться горы, молнии рассекали небо тут и там, но старик был в надежном убежище и совершенно не промок. Через несколько часов гроза прошла, и старик выбрался из дупла.
Вдруг он услышал вдалеке голоса. Он подумал, что это соседи пошли его искать. Но когда старик внимательно присмотрелся, у него остановилось дыхание — перед ним появилась целая толпа демонов.
Старик поспешно забрался обратно в дупло. Он трясся от страха. Демоны подошли ближе, а один из них, особенно ужасный и бывший, очевидно, предводителем, сказал своим товарищам: «Давайте устроим наш праздник здесь». И уселся прямо под деревом на землю. Он сел спиной к старику, полумертвому от страха.
Демоны достали еду и напитки и через некоторое время принялись распевать песни.
Старик был потрясен происходящим, он никогда не видел ничего подобного. Когда же демоны стали танцевать, он просто не мог удержаться от смеха. Они двигались настолько неуклюже и бестолково, выглядели такими смешными, прыгая вокруг и постоянно падая! Наконец предводитель демонов велел им прекратить. «Вы просто ужасны, — пожаловался он. — Есть тут кто-нибудь, кто знает, как надо правильно танцевать?»
Старик был страстным танцором, он танцевал необыкновенно хорошо. «Я мог бы показать им пару движений», — подумал он про себя, но не решился высунуться из убежища, боясь, что демоны его убьют. Предводитель снова спросил, умеет ли кто-нибудь правильно танцевать, а старик просто разрывался на части между своей страстью к танцам и страхом перед демонами. Предводитель задал свой вопрос в третий раз, и на этот раз старик отбросил осторожность.
Он вылез из дупла и склонился перед предводителем демонов. «Я умею танцевать, господин», — сказал старик и начал танцевать. Демоны были поражены, что среди них оказался человек, но через некоторое время забыли обо всем, глядя на его танец. Они начали постукивать ногами в такт музыке, а некоторые даже принялись танцевать вместе со стариком. Тому стало понятно, что его жизнь зависит от того, насколько хорошо он танцует, и он вложил в движения всю душу, целиком погрузившись в танец.
Когда старик остановился, предводитель захлопал в ладоши и пригласил его сесть рядом. Он предложил ему вина и сказал: «Ты должен утром прийти снова, чтобы танцевать для нас». «Я сделаю это с удовольствием», — ответил старик.
Один из советников обратился к предводителю: «Господин, ты не можешь довериться человеку. Пусть он оставит в залог что-нибудь, это будет означать, что он вернется».
К сожалению, у старика не было с собой ничего ценного.
Тогда предводитель демонов сказал: «Я возьму у тебя это в качестве залога», — протянул руку, схватил старика за бородавку и оторвал ее как созревший персик. «Помни о том, что ты должен прийти завтра», — сказал предводитель, и тут же все демоны исчезли.
Старик не мог поверить во все происходящее. Он ощупал свое лицо и почувствовал, насколько нежны — и совершенно симметричны — его щеки! Он был так счастлив, что всю дорогу бежал домой, напевая и подпрыгивая. Он танцевал всю дорогу.
Его жена была еще более счастлива, увидев, что муж избавился от уродства, и они стали праздновать это событие.
У старика был злой завистливый сосед, у которого тоже была бородавка. Он никак не мог с этим смириться и без устали искал лекарство. Когда сосед услышал, что старик с женой что-то празднуют, он прибежал к ним узнать, что произошло, и, к своему удивлению, увидел, что бородавка старика исчезла.
Завистливый сосед спросил, как это случилось. Старик рассказал ему историю с демонами. Сосед настоял на том, чтобы на следующий день пойти к демонам вместо старика.
На следующее утро завистливый сосед пошел в горы, нашел дерево с дуплом, которое описывал старик.
Точно на заходе солнца появились демоны.
«Где тот старик, который хотел танцевать для нас?» — спросил предводитель демонов. Злой сосед вылез из дупла, трясясь от страха.
«Я здесь», — сказал он и начал танцевать.
Но он никогда не учился танцам, так как считал это ниже своего достоинства. Поэтому он просто топтался на месте и размахивал руками.
Он думал, что демоны не заметят отличий, но предводитель был оскорблен. «Да это же ужасно! — воскликнул он. — Ты же танцуешь совсем не так, как вчера!»
Предводитель не заметил, что это другой человек, поскольку для него все люди выглядели одинаково.
«Я не могу этого больше видеть! — наконец закричал главный демон. Он запустил руку в сумку и вытащил оттуда бородавку размером с персик. — Вот, я отдаю ее обратно тебе». С этими словами главный демон швырнул бородавку в лицо завистливому соседу, и та так и осталась там висеть. Демоны исчезли.
Полный ужаса, завистливый сосед ощупывал свое лицо: Боже, теперь у него две бородавки, по одной на каждой щеке!
Поздно ночью он добрался до дома, и никто не видел больше его лица, поскольку он теперь всегда ходил в огромной шляпе, поля которой скрывали его.
А старик, избавившийся от своей бородавки, прожил еще много лет и всегда танцевал, когда был счастлив.
А бывало это очень часто.
Подведение итогов.После прослушивания сказки участники обсуждают ее. Но не нужно долго прояснять смысл и ценность этой истории. Вместо этого лучше попросить участников придумать некий аналог празднику демонов — небольшую вечеринку для команды.
Часть 2
Я
Как задействовать
потенциал каждого
в интересах команды?
,
1. Команда бобров
Вторую часть книги мы начинаем с упражнения, которое поможет участникам увеличить свои внутренние ресурсы, необходимые для работы в команде. Бобер — животное, у которого можно поучиться творческому решению ежедневно встающих перед каждым из нас задач. Попробуем перенять такие его качества, как действенность и энергичность, ведь бобер делает именно то, что следует сделать, не тратя попусту ни время, ни энергию. Для достижения цели бобер полагается на свои инстинкты, он прилежный строитель, который хорошо выполняет свою работу.
В этом упражнении деятельность бобров будет служить примером гармоничной работы в команде. Один бобер никогда не сможет построить ни плотину, ни хатку. Поэтому каждый зверь в колонии бобров является и строителем, и архитектором.
Стилем своей жизни бобер воплощает классическую буддийскую заповедь: прежде чем на тебя снизойдет просветление, ты должен наколоть дров и натаскать воды; и после того как станешь просветленным, ты тоже должен колоть дрова и носить воду.
Вступительное слово ведущего.Для эффективной и интересной работы в команде нам необходимы различные качества. Нам нужны определенная внутренняя независимость, чувство собственного достоинства и сознание того, что на нас возложена часть ответственности за общую задачу. При этом не менее важно чувствовать связь с другими членами команды, быть уважаемым ими и, в свою очередь, уважать их, быть готовым нести свою долю ответственности в разработке совместных задач. Лучше всего, конечно, если подобная позиция принимается автоматически, высвобождая силы для реакции на изменяющиеся условия и творческого решения поставленных задач.
Поэтому в данном упражнении я обращаюсь к вашей интуиции и фантазии, с помощью которых вам будет проще подстроиться под условия командной работы.
Инструкция.Я попрошу вас усесться или улечься поудобнее. 1лкройте глаза, сделайте пару вдохов-выдохов, постепенно рас-иабляя тело и обретая душевное спокойствие. (1 минута.)
Представьте, что слева или справа от вас сидит маленький бобер. Он сидит на задних лапах, опираясь на свой широкий падкий хвост. Ну и, конечно, быстрыми и сильными движениями нижней челюсти он перегрызает ствол дерева...
Вы слышите, как бобер зовет вас: «Идем со мной». Он быстро бежит к заболоченной запруде, где лежат поваленные ольховые деревца. Эти деревца среднего размера, и вы можете видеть на них отчетливые следы зубов.
Бобер взбирается на ваши плечи, кладет мокрую головку на пашу голову и прохладными передними лапками закрывает вам глаза. Сначала вы чувствуете себя так, как будто на вас надели капюшон, а потом вам кажется, что вы одеты в бобровую шубу, и наконец вы ощущаете, что у вас появился бобровый хвост. У вас тело бобра, его мысли крутятся у вас в голове. Спокойно сядьте на задние лапы, опираясь на свой широкий хвост. Так вы чувствуете себя уверенно. Это совершенно не сложно, наоборот, у вас возникло чувство легкости...
Встаньте на все четыре лапы и уверенно направляйтесь кпруду.
Теперь вы рассматриваете деревья сточки зрения бобра. Здесь стоит одно дерево, которое отлично подходит для плотины, оно совершенно прямое. Почувствуйте, каково это — впиваться в дерево большими острыми зубами. Пусть дерево медленно упадет на землю, прислушайтесь к треску его древесины. Вы можете начать обкусывать ветви и обрабатывать дерево, чтобы оно подошло для задерживающей воду плотины. Ухватите ствол чубами и войдите в приятную прохладную воду.
Ваше тело чувствует себя в воде легко и естественно, и точно так же легко вы тащите за собой дерево. Вам совершенно не нужно прилагать для этого усилий. И к вам приходит понимание того, что ответственность похожа на это дерево. Как только вы почувствовали, что дерево может держаться на плаву, оно перестало быть для вас обузой.
Ваши инстинкты указывают нужное место, куда вам следует положить это дерево. Всегда обращайте внимание на свои инстинкты.
Вы снуете туда-сюда между плотиной и берегом. Каждый раз вы выбираете деревья разной величины, и каждый раз вам удается найти для них место в плотине и точно пригнать их. Уложите по меньшей мере три бревна... (Долгая пауза.)
А теперь прервите работу и поднырните под плотину, чтобы увидеть жилище бобров. Вход в него расположен под водой, но сама нора — над ее уровнем. Она чем-то похожа на пчелиный улей.
Вы тут же стали членом бобриной семьи, как только вошли к ним в жилище. Здесь несколько взрослых особей и несколько молодых, которые делят друг с другом пищу и кров. Поговорите с обитателями норы и узнайте кое-что о секретах их сплоченности. (1—2 минуты.)
А теперь настало время прощаться с бобрами и плыть обратно на берег. Пусть ваше тело без всяких усилий покинет тело бобра. Скажите ему спасибо, что он дал вам посмотреть свой мир. Бобер также благодарит вас за ваш визит. Лучший подарок для него — это ваше желание узнать его мир, он смог вам показать то, что должен был показать, а именно: совершенно особое мировоззрение. Все, что вы пережили в гостях у бобров, вы сохраните в сознании и сможете легко извлечь это, когда понадобится. Потянитесь и снова вернитесь сюда, в эту комнату.
Встаньте или выпрямитесь и оглядитесь вокруг. Образуйте группы по четыре человека и в течение 15 минут обсудите то, чему вы научились у бобров и что переняли от них.
Подведение итогов.Подведение итогов во всей группе должно быть относительно коротким. Возможно, кто-то захочет поделиться своими переживаниями по поводу того, что уже испытывал подобные ощущения в своей жизни, то есть чувствовал себя членом «команды бобров».
2. Цель жизни
Эффективно действующая команда добивается успеха благодаря творческим способностям и таланту каждого своего сотрудника. В то время как классическая организация опирается на работников, следующих правилам и выполняющих распоряжения начальства, организация нового типа на первое место ставит сотрудников, которые могут думать и действовать как бизнесмены. Такие работники переосмысливают цели организации в творческом ключе. Для них важно, чтобы цели организации в той или иной мере соответствовали их личным целям.
В данном упражнении мы предлагаем участникам внимательно присмотреться друг к другу и рассказать о важнейших целях, которые они преследуют в своей жизни.
Материалы:для каждого участника экземпляр материала к упражнению, ручка.
Вступительное слово ведущего. Если люди хотят работать в одной команде, они должны хорошо знать друг друга. Глубокое понимание другого человека — основа уважительного и эмпатического отношения к нему, необходимого для творческого взаимодействия в кризисных ситуациях. К важнейшим аспектам, влияющим на нашу личность, без всякого сомнения, относится то, что мы считаем целями жизни.
Наши личные цели могут быть сопоставлены с целями предприятия, достижение которых мы считаем своей обязанностью. Нам не следует забывать о собственных целях. Они могут стать сильнейшей мотивацией для работы и сотрудничества в команде.
Инструкция.Сейчас я дам каждому анкету, которую вы сможете не торопясь заполнить через некоторое время. Затем мы уделим время обсуждению вопросов анкеты, так что каждый из
вас сможет больше узнать о других членах команды. На это задание отводится 15 минут.
Подведение итогов.Соберите заполненные анкеты и прочитайте вслух все ответы. А затем предложите участникам отгадать, кто заполнял те или иные анкеты. Пусть участники, насколько это возможно, обоснуют свое решение. Обсудите, почему предприятия нового типа заинтересованы в том, чтобы иметь представление о жизненных целях своих сотрудников. Как это может быть реализовано применительно к членам данной команды?