Философия и наука, особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки.

Основная форма человеческого познания - наука - в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

Исторические параллели философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука являются «звеньями единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия.

Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью».

Можно выделить четыре альтернативных концепции взаимо­связи философии и частных наук, каждая из которых представ­ляется достаточно «кредитоспособной» с точки зрения как ее теоретической разработанности, так и степени ее массовой под­держки учеными и философами:

1)трансценденталистскую (метафизическую);

2) позитивистскую;

3) антиинтеракционистскую;

4) диалек­тическую.

Метафизическая концепция. Кратко она может быть выражена формулой: «философия — наука наук» (или «Философия — царица наук»). Что означает эта формула?

Во-первых, подчеркивание гносеологическо­го приоритета философии как более фундаментально­го вида знания по сравнению с конкретными науками.

Во-вторых, руководящую роль философии по отноше­нию к частным наукам.

В-третьих, самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и, напротив, существенную зависимость частных наук от философии, относительность и партикулярность истин конкретных наук.

Позитиви­стская концепция.Ее суть выражается формулами: «Наука - сама себе философия» (Конт), «Физика, берегись метафизики» (Ньютон) - или установкой на полную самодостаточность и неза­висимость естествознания от философии («метафизики»), тра­диционно понимавшейся в качестве некоей всеобщей теории бытия и познания. Сформулированная и обоснованная впервые в ЗО-х годах XIX в. французским философом О. Контом, позитиви­стская концепция об отношении естествознания к философии от­ражала не только резко возросшую роль науки в европейской культуре нового времени, но и стремление ученых ускорить про­гресс науки. Для этого нужно было предоставить науке большую свободу, онтологическую и методологическую автономию не только по отношению к религии, но и к философии («вторая волна» идеологического освобождения науки).

Одной из весьма распространенных в современной науке яв­ляется антиинтеракционистскаяконцепция,проповедующая дуализм во взаимоотношениях между естествознанием и филосо­фией, их абсолютное культурное равноправие и самодостаточ­ность, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния в процессе развития и функционирования каждого из этих важней­ших элементов культуры. Развитие, функционирование естест­вознания (и науки в целом) и философии идет как бы по парал­лельным путям и в целом независимо друг от друга.

Диалектическая концепция. Доказательство внутренней, необходимой связи естествозна­ния и философии лежит не в плоскости социологического анали­за частоты обращения ученых к философскому знанию при ре­шении своих научных проблем, а в исследовании возможностей и предназначения естественных и шире - конкретных наук и фило­софии, их предметов и характера решаемых проблем.

Философия науки– это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания. Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по-настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим.

Как известно, существуют различныенауки: математика, естествознание, гуманитарные, социальные и технические науки. Количество и уровень знания в любой научной дисциплине непрерывно изменяются в ходе ее исторического развития благодаря как творческим усилиям людей, занятых в науке, так и достаточно тесной взаимосвязи с состоянием культуры и общественной жизни в целом. Изменения особенно заметны в современной науке с присущими ей тенденциями дифференциации и специализации знаний. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как в науке в целом, так и в отдельных научных дисциплинах. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки.

Наши рекомендации