Учебно-методические указания 4 страница
Проанализируйте доказательство бытия бога Фомы Аквинского и выявите его структуру, найдите логические «допущения», которые делают это доказательство неэффективным.
«Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. В самом деле, не подлежит сомнению и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется. Сообщать же движение нечто может постольку, поскольку оно находится в акте: ведь сообщать движение есть не что иное, как переводить предмет из потенции в акт. Но ничто не может быть переведено из потенции в акт иначе как через посредство некоторой актуальной сущности: так, актуальная теплота огня заставляет потенциальную теплоту дерева переходить в теплоту актуальную, и через это приводит дерево в изменение и движение. Невозможно, однако, чтобы одно и то же было одновременно и актуальным, и потенциальным в одном и том же отношении, оно может быть таковым лишь в различных отношениях. Так, то, что является актуально теплым, может одновременно быть не потенциально теплым, но лишь потенциально холодным. Следовательно, невозможно, чтобы нечто было одновременно, в одном и том же отношении и одним и тем же образом и движущим, и движимым, иными словами, было бы само источником своего движения. Следовательно, все, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущий предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности, ибо в таком случае не было бы перводвигателя, а, следовательно, и никакого иного двигателя, ибо источники движения второго порядка сообщают движение лишь постольку, поскольку сами движимы первичным двигателем, как-то: посох сообщает движение лишь постольку, поскольку сам движим рукой. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога».
(Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 827-828)
ВАРИАНТ № 23
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Феноменология Э. Гуссерля».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Философия Платона имеет характер: | 1.1 субъективного идеализма 1.2 объективного идеализма 1.3 скептицизма 1.4 материализма | |
Вольтер являлся сторонником | 2.1 атеизма 2.2 пантеизма 2.3 теизма 2.4 деизма | |
Монтескье считал, что «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» необходимо: | 3.1 сосредоточить в руках монарха 3.2 разделить 3.3 сосредоточить в руках законодательного собрания 3.4 передать в руки церковных иерархов | |
Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения: | 4.1 Уровень развития производительных сил общества. 4.2 Степень совершенства человеческого разума. 4.3 Степень демократичности политического устройства. 4.4 Уровень религиозности общества. | |
Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»: | 5.1 Гегель 5.2 Кант 5.3 Фейербах 5.4 Шеллинг | |
Античный философ, назвавший свой диалектический метод майевтикой: | 6.1 Аристотель б) Гераклит в) Платон г) Сократ | |
Для средневековой философии характерен: | 7.1 пантеизм 7.2 политеизм 7.3 теизм 7.4 деизм | |
Создателем классического психоанализа является | 8.1 Э. Фромм 8.2 З. Фрейд 8.3 А. Адлер 8.4 К. Юнг | |
Картина мира, возникающая на основе абсолютизации законов механики | 9.1 биологической 9.2 механистической 9.3 религиозной 9.4 социальной | |
Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью, называется | 10.1 эмпиризмом 10.2 агнсотицизмом 10.3 гносеологическим оптимизмом 10.4 интуитивизмом |
Задание 3. Выполните упражнение.
Согласны ли вы с рассуждением Марка Аврелия? Обоснуйте свою позицию.
«Время человеческой жизни – миг; её сущность – вечное течение; ощу-щение – смутно; строение тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – зага-дочна; слава – недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и стран-ствие по чужбине; посмертная слава – забвение»..
ВАРИАНТ № 24
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Проблема смысла жизни в философии А.Камю».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение: | 1.1 пространство и время есть понятия, которым ничто не соответствует в объективной реальности 1.2 пространство и время представляют собой единый континуум 1.3 время циклично 1.4 пространство и время есть самостоятельные субстанции, независимые друг от друга | |
Категория «небо» относится к философии | 2.1 брахманистов 2.2. чарваков 2.3 Конфуция 2.4 Мо-цзы | |
Даосизм – это философия | 3.1 Конфуция; 3.2 Лао-цзы; 3.3 Мо-цзы; 3.4 ЦзоуЯня. | |
Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему: | 4.1 человека 4.2 первоначала 4.3 Бога 4.4 счастья | |
С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием: | 5.1 плохого воспитания 5.2 человеческого незнания 5.3 божественного промысла 5.4 подражания авторитетам | |
Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона | 6.1 демократия 6.2 аристократия 6.3 монархия 6.4 олигархия | |
Направление в средневековой философии, утверждавшее, что универсалии – чисто мысленные образования, существующие в уме человека | 7.1 концептуализм 7.2 томизм 7.3 реализм 7.4 номинализм | |
Книга И. Канта «Критика практического разума» посвящена: | 8.1 этике 8.2 политике 8.3 гносеологии 8.4 религии | |
Волю главным принципом жизни считали: | 9.1 Ницше 9.2 Шопенгауэр 9.3 Поппер 9.4 Кьеркегор | |
Преемниками идей иррационализма считают | 10.1 З. Фрейда 10.2 К. Юнга 10.3 К. Поппера 10.4 В. Соловьева |
Задание 3. Выполните задачу.
Проанализируйте, какие онтологические, гносеологические и этические положения сформулированы Платоном в этом отрывке из «Федона»:
«Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве. Видит философия и всю грозную силу этой тюрьмы: подчиняясь страстям, узник сам крепче любого блюстителя караулит собственную темницу. Да, стремящимся к познанию известно, в каком положении бывает их душа, когда философия берет ее под свое покровительство и с тихими увещаниями принимается освобождать, выявляя, до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдаляться от них, не пользоваться их службою, насколько лишь это возможно, и советуя душе сосредоточиваться и собираться в себе самой, верить только себе, когда, сама в себе, она мыслит о том, что существует само по себе, и не считать истинным ничего из того, что она с помощью другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно.Вот то освобождение, которому не считает нужным противиться душа истинного философа, и потому она бежит от радостей, желаний, печалей и страхов, насколько это в ее силах, понимая, что, если кто сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием, он терпит только обычное зло, какого и мог бы ожидать, – например, заболевает или проматывается, потакая своим страстям, – но и самое великое, самое крайнее из всех зол и даже не отдает себе в этом отчета».
(Платон.Федон // Сочинения: в 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 48-51).
ВАРИАНТ № 25
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Э. Фромм: «иметь или быть?».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Первым мыслителем, поставившем вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был | 1.1 Платон 1.2 Гераклит 1.3 Аристотель 1.4 Пифагор | |
Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит: | 2.1 К. Ясперс 2.2. Л. Битгенштейн 2.3 З. Фрейд 2.4 Э. Фромм | |
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют | 3.1 методом исследования 3.2 парадигмой 3.3 теорией 3.4 законом | |
Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек | 4.1 счастлив 4.2 смертен 4.3 верит в Бога 4.4 разумен | |
И материальная, и духовная культура представляют собой: | 5.1 преобразование окружающего мира 5.2 взаимоисключающие явления 5.3 результат творческой деятельности человека 5.4 по специальному разрешению | |
Полилинейность общественного прогресса отстаивал | 6.1 А. Тюрго 6.2 Дж. Вико 6.3 Н.Я. Данилевский 6.4 Гесиод | |
Принцип «у-вей» этический принцип | 7.1 даосизма 7.2 конфуцианства 7.3 буддизма 7.4 джайнизма | |
Первая философская школа Древней Греции | 8.1 пифагорейская 8.2 платоновская 8.3 элейская 8.4 милетская | |
Мировоззренческим принципом средневековой философии является | 9.1 космоцентризм 9.2 гелиоцентризм 9.3 теоцентризм 9.4 антропоцентризм | |
Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризуется смысл позиции | 10.1 сциентизма 10.2 технократического утопизма 10.3 экологического оптимизма 10.4 антисциентизма |
Задание 3. Выполните упражнение.
Проанализируйте ситуацию описанную в «Линь-цзилу». Почему ученики узнав о поведении Цзин-шаня ушли от него? Каких качеств, необходимых наставнику, у него не оказалось?
«У наставника Цзин-шаня было 500 учеников, но из них мало кто решался прийти к нему на собеседование (боясь побоев). Хуан-бо велел Линь-цзиис-пытать его... Линь-цзи пришел в монастырь Цзин-шаня и прямо с дороги, с дорожной сумкой на плечах, вошел в зал для лекций и медитаций, где сидел сам наставник. Не успел Цзин-шань поднять голову, как Линь-цзи неожиданно закричал на него; «Хэ!» Цзин-шань в замешательстве открыл рот [не найдя что ответить]. Линь-цзи тряхнул рукавами и вышел». Узнав о поражении своего наставника, ученики ушли от него».
(Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск,1983. С.81).
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать определенные требования к ее оформлению.
Титульный лист и задание на контрольную работу не нумеруются.
В основнойчасти контрольной работы могут использоваться различные элементы: заголовки, перечисления, таблицы, рисунки, формулы, математические уравнения и т.п.
Правила оформления текстового материала, ссылок и сносок, иллюстраций, таблиц, списка использованных источников, приложений и т.п. изложены в «Руководстве по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ», утвержденном приказом Российской таможенной академии от 15.01.2010 № 22.