Шри санатана госвами
Шри Санатана Госвами явился в 1488 году, за пять лет до рождения Шри Рупы Госвами, в семье бенгальского сарасвата-брахмана. Санатана вместе с двумя своими братьями, Рупой и Анупамой, с самого раннего детства были погружены в бхава-бхакти. Храня в памяти Вриндаван, они назвали леса, в которых им доводилось играть, именами священных лесов Враджи (Талавана, Мадхувана, Камьявана, Мадхавана). Они назвали свои любимые пруды Радха-кундой и Шьяма-кундой.
В свои юные годы Шри Санатане приснилось, что красивый мальчик-брахман подарит ему «Шримад-Бхагаватам». Почувствовав экстаз, он проснулся. Но не увидев рядом с собой ни мальчика, ни книги, опечалился. Но как только он приступил утром к совершению пуджи, Сам Кришна, переодевшись юным брахманом, подошел к нему и сказал: «Возьми эту книгу «Шримад-Бхагаватам», постоянно изучай ее и таким образом ты обретешь совершенство».
В «Кришна-лила-ставе» Шри Санатана Госвами прославляет «Шримад-Бхагаватам»: «О священный «Бхагаватам», ты мой единственный спутник, мой единственный друг и мой гуру. Ты – сокровищница и мой личный спаситель. Ты – символ моей необычайной удачи и само воплощение экстаза. Я предлагаю тебе свои поклоны».
Вынужденные подчиниться мусульманским властям, Шри Рупа и Шри Санатана стали министрами и поселились в Рамакели. Но их настоящая деятельность заключалась в преподавании шастр, которые они изучили под руководством Видьявачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Пандиты и брахманы со всей Индии приходили в этот город, чтобы учиться под их руководством. Шри Рупа и Санатана были провозглашены «лучшими среди ученых гаудия-вайшнавов». После того, как Господь посетил Рамакели и устроил их освобождение, они отреклись от всего ради служения Господу Гауранге. Шри Чайтанья Махапрабху приказал Шри Рупе Госвами и Шри Санатане Госвами переехать во Вриндаван и выполнить четыре задачи: разыскать утерянные места игр Шри Кришны; установить Божества и начать проводить пуджи;написать бхакти-шастры и проповедовать принципы бхакти-йоги. «Занявшись служением Господу Чайтанье, они решительно отказались от власти, богатств и положения в обществе только для того, чтобы поселиться во Вриндаване, и, став смиренными нищими монахами, погрузились в бхаджан. Преданный не сможет должным образом совершать кришна-бхаджан до тех пор, пока не отречется от всех материальных привязанностей, как внешне, так и внутренне, и не воплотит в своей жизни принцип простоты и смирения» («Шри Враджа Мандала Парикрама»).
Они странствовали по всей Враджа-мандале, открыв множество лила-стхан Радха-Мадхавы. Не найдя для себя постоянного прибежища, они практически не смыкали глаз (отдыхая не больше полутора часов в сутки в тени дерева или кустарника). Шри Рупа Госвами и Шри Санатана Госвами все свое время тратили на литературный труд, обсуждение лил Кришны и воспевание Его святых имен.
Чтобы поддерживать свое существование, Санатана собирал в качестве подаяния немного муки, скатывал из нее шарики, предварительно смочив муку в воде Ямуны, и клал их в тлеющие угольки. После чего он предлагал этот бати (несоленые запеченные хлебцы) своему Божеству Мадана Мохана. Оставив все мирские увеселения, Госвами приняли наибеднейший способ жизни отшельников. Они ели ровно столько, сколько было необходимо для поддержания души в теле.
Радха-Мадана-Мохана Мандир был основан Санатаной Госвами и стал первым храмом, открытым шестью Госвами во Вриндаване. Описанный как «личная экспансия тела Шри Чайтаньи Махапрабху», Шри Санатана стал идеальным духовным учителем, ибо именно он дарует прибежище у лотосных стоп Мадана Мохана. Три Божества Вриндавана (Мадана Мохана, Говиндаджи и Гопинатха) стали жизнью и душой гаудия-вайшнавов. Божество Мадана Мохана обладает особым качеством помогать начинающим преданным в понимании природы их вечных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога, Господом Шри Кришной.
Имя «Мадана Мохана» указывает на поразительно красивого Кришну, привлекающего даже Купидона, Камадеву. Санатана Госвами является самбхандха-ачарьей, дарующим знание о наших взаимоотношениях с Кришной. А его Божество Мадана Мохана помогает нам преодолеть привязанность к материальному чувственному наслаждению (Купидону) и сосредоточить наши умы на преданном служении.
Шри Санатана Госвами посвятил сорок три года странствиям по деревням Вриндавана. Враджаваси с любовью встречали его, относясь к нему, как к собственному отцу. С терпением и заботой он всегда был готов выслушать их проблемы. И всегда приносил им радость своей проповедью и практическим советом обо всем – от сбора урожая до решения семейных конфликтов.
«Отвергнув все мирские удовольствия, Санатана Госвами всегда был смиренным, отреченным и погруженным в изучение писаний. Махапрабху часто говорил, что Санатана Госвами был Его любимым преданным. Будучи океаном любви и милосердия, Санатана превзошел всех остальных преданных в способности сострадать страждущим душам» («Бхакти-ратнакар»).
В последние годы своей жизни он передал поклонение Божеству Мадана Мохана своему ученику Кришна дасу Брахмачари. Он совершал свой бхаджан на берегах Манаси-Ганги неподалеку от Чакалешвары Махадевы на Говардхане. Каждый день он отправлялся в двадцативосьмикилометровую парикраму вокруг холма Говардхана (по изначальной дороге). Несмотря на свой преклонный возраст (65 лет), он следовал своему обету ежедневного предложения холму Говардхана 1008 поклонов, а также предложения поклона каждому встречному вайшнаву.
Понимая, как трудно приходится Его чистому преданному, Шри Мадана Мохана появился однажды и сказал: «Баба! Ты слишком стар. Тебе не стоит каждый день обходить холм Говардхан».
Санатана ответил: «Но таков мой бхаджан. Я должен продолжать следовать этому обету».
«Так как ты очень стар, – сказал Мадана Мохана, – ты можешь перестать соблюдать этот обет».
Как всегда собравшись в путь, Санатана ответил: «Яникогда не поступлюсь своими религиозными принципами».
Твердая решимость Санатаны Госвами придерживаться своей ежедневной практики принесла радость Шри Мадане Мохане (Кришне). Но в любовных отношениях между Господом и Его чистыми преданными, желание Кришны принести удовлетворение Его преданному часто одерживает верх над желанием преданного удовлетворить Его. Поэтому, испытывая сострадание к Своему преданному, Шри Кришна поставил Свою стопу на плоский камень (говардхана-шилу), принесенный с Гирираджа, и заиграл на Своей неотразимой флейте. Говардхана-шила в экстазе расплавилась, сохранив на себе отпечаток лотосной стопы Кришны.
Передавая его Санатане, Кришна сказал: «Ты должен каждый день обходить эту шилу, тогда будет считаться, что ты обходишь вокруг холма Говардхана. Так ты сможешь и дальше следовать своему обету, не поступаясь религиозными принципами». Увидев, что Сам Гирираджа (Шри Кришна) даровал ему шилу, Санатана Госвами с благодарностью принял ее. Эта шила до сих пор хранится в храме Радха-Дамодары.
Шри Бхактивинода Тхакур написал в своей «Джайва-дхарме»: «Санатана Госвами обладал особым даром разъяснять глубинные эзотерические аспекты проявленных и непроявленных враджа-лил Кришны». Санатана Госвами оставил после себя много ценных работ, ставших классикой гаудия-сампрадайи, например, такие, как «Хари-бхакти-виласа», «Брихат-Бхагаватамрита» и «Брихад-вайшнава-тошани».
В нитья-никунджа-лиле Радха-Мадхавы Санатана Госвами служит как Вишакха-сакхи. Самадхи Санатаны Госвами расположено позади храма Радха-Мадана-Мохана.