Семинарское занятие №13 СВОЕОБРАЗИЕ ЧЕХОВСКОЙ ПРОЗЫ 1890-Х – 1900-Х ГОДОВ

1. Особенности чеховского героя («несвершившийся человек»).
2. Поэтика сюжетосложения («Скучная история», 1889; «Учитель словесности», 1894; «Супруга», 1895). Подтекст. «Рассказ основывается на системе волн, на оттенках того или иного настроения» (В. Набоков). «Открытость» финала. Экзистенциальное начало в чеховской прозе.
3. Особенности авторской позиции: «Припадок» (1888) и «Черный монах» (1894).
4. Чехов и литература абсурда. Чеховские механизмы комических алогизмов. Чехов как предшественник Хармса и Введенского. Своеобразие организации художественного времени в рассказе «Случай из практики» (1898).
5. «Сюжет прозрения» в прозе Чехова: «Скрипка Ротшильда» (1894). Своеобразие повествования «в тоне и духе» героя. Притчевая структура, лежащая в основе художественной системы произведения. Символические детали. Ономапоэтика. Ветхозаветные и евангельские мотивы «Скрипки Ротшильда». Поэтика названия.
6. Евангельский мотив апостола Петра в прозе Чехова: «Студент» (1894) и «Архиерей» (1902). Мотив блудного сына как сюжетообразующий в рассказе «Студент». Пространственная организация произведения и православные традиции. Художественное время рассказа «Архиерей». Христианский смысл двойного имени героя (церковное Петр – мирское Павел). Неоднозначные смыслы сюжета «разархиереивания» архиерея (мотив апостольского отречения, вины, мотив духовного освобождения, «умаления» и пр.). Лирико-философская структура повествования в «Архиерее» и традиции Псалтыри.

Литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 247-342.
2. Еремин П. «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова – связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. 1991. № 4. С. 93-123.
3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145-158.
4. Жилякова Э.М. Последний псалом А.П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 274-284.
5. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. 1976. № 5.
6. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
7. Разыкова Л.Т. К поэтике сюжетосложения Чехова. Самарканд, 1993.
8. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. С. 68-176.
9. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
10. Цилевич Л.Н. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.
11. Шеховцова Т.А. Сюжет апостола Петра в прозе А.П. Чехова и И.А. Бунина // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М., 1997. Вып. 9. С. 16-26.

Дополнительная литература

1. Альми И.Л. О новелле А.П. Чехова «Архиерей» // Метод, стиль, поэтика русской литературы XX века. Владимир, 1977. Вып. 2.
2. Венцлова Т. О Чехове как представителе «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996.
3. Джексон Р.Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: о рассказе А.П. Чехова «Студент» // Вопросы литературы. 1991. № 8.
4. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.
5. Собенников А.С. Оппозиция Дом – Мир в художественной аксиологии А.П. Чехова и традиции русского романа // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 144-149.
6. Сухих И.Н. Загадочный «Черный монах» // Вопросы литературы. 1983. № 6.
7. Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1986.
8. Шалюгин Г.А. Рассказ «Архиерей» // Чеховские чтения в Ялте. М., 1983. Вып. 5. С. 27-34.
9. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков. М., 1999. С. 369-412.

Семинарское занятие № 14
НОВАТОРСТВО ДРАМАТУРГИИ А.П.ЧЕХОВА («ЧАЙКА», «ДЯДЯ ВАНЯ», «ТРИ СЕСТРЫ», «ВИШНЕВЫЙ САД»)

1. Чехов и «новая драма».
2. Природа конфликта в драматургии Чехова. Новое понимание драматизма («трагическое в повседневности»). Соотношение быта и бытия. «Романизация» «новой драмы».
3. Тип героя в пьесах Чехова. Своеобразие системы персонажей. Особенности изображения характера.
4. Организация сценического действия. «Лиризация» драмы. Ритм в пьесах Чехова 1890-1900-х годов. Замена причинно-следственных связей в композиции ассоциативными. Ритм фабулы, предопределенный хронотопом провинциальной усадьбы. Зеркальность первого и четвертого действий. Динамические и статические тенденции фабульного ритма. Ритм «лирического сюжета» (лейтмотивность, прием диссонанса и др.). Подтекст («подводное течение»). «Тайна чеховских финалов».
5. Новый тип театральной условности. Музыкальный образ мира в его драматургической модели. Звуковые эффекты в структуре драм Чехова. Живописное начало в художественном мире пьес (освещение, цветопись).
6. Эстетические функции ремарок в драме Чехова.
7. Особенности комического в пьесе «Вишневый сад». Карнавальная культура и поэтика маски в последней драме Чехова.
8. Жанровое своеобразие пьес Чехова.

Литература

1. Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство драматургии А.П. Чехова. М., 1972.
2. Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969. С. 48-132.
3. Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 215-339.
4. Бялый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // История русской драматургии второй половины XIX-начала XX в. Л., 1987. С. 441-446.
5. Зингерман Б. К проблеме ритуала в пьесах Чехова // Театр. 1993. № 11. С. 66-77.
6. Паперный З. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
7. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339-380; 404-427.
8. Тамарли Г.И. Поэтика драматургии А.П.Чехова. Ростов-на-Дону, 1993.
9. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.

Дополнительная литература

1. Альми И.Л. Черты музыкальности в структуре пьесы «Вишневый сад» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в Ялте. М., 1983. С. 58-65.
2. Вилькин А.М. «Вишневый сад» вчера и сегодня (Заметки режиссера) // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 200-208.
3. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

Наши рекомендации