Понятие философии, ее предмет

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой. Что касается проблем философии, так это:

* Онтология (учение о бытии)* Гносеология (учение о познании)* Методология (учение о методах познания)* Аксиология – учение о природе ценностей*Антропология-проблема человека*Социал. философия

Функции: 1)мировоззренческая, гносиологическая, методологическая,аксиолог.,праксиалогич. (направленность на практику)

Философская рефлексия – обращение мысли на свой же разум в ожидании ответа, мы задаем себе мировоззренческие вопросы

2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.

Философия – любовь к мудрости. Социал. условия: античная философия возникла в греческих городах В 7-6 вв. до н. э., т.к. 7-6 в.- переход от первоб.-общинного к рабовладельческому строю. Произошло обществ. разделение труда: на физический и умственный. 1) Из общ. массы сельскохоз. племен выдел. скотоводческие; 2) появл. ремесленники, изгот. орудия труда; 3) появл. торговцы, заним. обменом. Постепенно происходит соц. дифференциация. Дифференц-я самого умств. труда: появл. юристов. Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н.э. Греция-совок. полисов. – Благопр. географ. положение-связи с др. странами, обмен культурой.-Возникает множество филос. школ. Философия Древнего Рима возникла в II–I вв. до н.э. и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.). Особенность древнегреческой философии это, прежде всего, противопоставление философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духов. предпосылки: Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. –Мифология (Теогония-1я попытка понять возник. мира и Богов)-Религ. влияние. –народная мудрость-народный эпос- влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Постепенно в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения – материализм (филос. направление, согласно котор. первичное-матер. мир) и идеализм (объективный-вне зависимости от нашего сознания и субъективный-берется индивид. духовность). Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики. (метафизика говорит, что все явления в мире не взаимосвязаны друг с другом, каждое статично. новое целиком вытесняет старое; диалектика наоборот: все взаимосвязано, развивается, новое не вытесняет старое целиком, а удерживает в нем все ценное.)

Итак, 3 периода: Зарождение 7-6 вв. до н.э. (Милетская школа – Фалес, Анаксимен; школа Элеата – Ксенофонт, Парменид, Ксенон; школа Пифагора); 5-4 вв. до н.э. рассвет культуры и философии (школа Софистов (софист – мудрец) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель); конец 4 в-3,2 в. – Закат (Эпикур, школа скептицизма, последователи Платона, Аристотеля, Цицерон)

осн. проблемы:1)проблема первоосновы бытия 2) познания 3)изменения (как меняются процессы в мире? (проблема диалектики) 4)космоса 5) проблема чел-ка 6)проблема добра, зла (филос. выходит на челов. отношения)

Наши рекомендации