И счастье, любовь как высшая ценность

Цель: дискуссионно соотнося категории чести и достоинства, смысла жизни и счастья, дружбы и любви, представить их в качестве ориентира, способствующего выработке умения самостоятельно решать сложные вопросы морального поведения.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие чести и достоинства: общее и особенное.

2. Смысл, осмысленность и цель жизни.

3. Счастье как этическая категория, его особенности и законы.

4. Любовь как высшая ценность. Нравственный смысл любви.

Тема 9. Этика делового и профессионального общения

Цель: ознакомить с основными правилами и «секретами» делового общения с целью их практического применения, обратить внимание на особенности профессиональных этик.

Вопросы для рассмотрения:

1. Успех как ценность делового общения.

2. Деловое общение «по горизонтали» и «по вертикали».

3. Основные требования к личности делового человека. Составляющие имиджа.

4. Основные принципы, правила и «секреты» делового общения.

5. Профессиональная этика и общечеловеческие нравственные нормы.

Литература:

1. Дружинин, В.Ф. Этика: курс лекций / В.Ф.Дружинин, Л.А.Демина. – М.: Экзамен, 2005. – 221 с.

2. Мишаткина, Т.В. Этика: учебное пособие / Т.В.Мишаткина, З.В.Бражникова и др. – Мн.: Новое знание, 2006. – 584 с.

3. Мишаткина, Т.В. Этика: практикум. Пособие для студентов вузов / Т.В.Мишаткина. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 320 с.

4. Разин, А.В. Этика: учебник для вузов / А.В.Разин. – М.: Академический Проект, 2004. – 624 с.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Этика и культура.

2. Этика и эстетика.

3. Этика и экология.

4. Человек для себя или для других.

5. Древние восточные учения о нравственности.

6. Эпикурейский идеал счастья.

7. Кинизм и цинизм.

8. Христианская этика Средневековья.

9. Буддизм, христианство и ислам о человеке и смысле его жизни.

10. «По ту сторону добра и зла» - моральный императив сверхчеловека.

11. Этика экзистенциализма.

12. Проблема агрессии и жестокости в работах З.Фрейда.

13. Нравы времен античности: Древняя Греция и Древний Рим.

14. Мораль религиозная и светская в эпоху Средневековья.

15. Мораль эпохи Реформации.

16. Соотношение индивидуального и общественного в морали.

17. Традиции и инновации в развитии морали.

18. Религия и нравственность.

19. Мораль и право.

20. Диалектика свободы и авторитаризма в работах Э.Фромма.

21. Возможность выбора и способность выбирать.

22. Боль и наслаждение.

23. Счастье и одиночество.

24. Пути и способы достижения счастья.

25. Источники счастья, запреты и препятствия.

26. Мораль и власть.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Вариант №1

1.По определению, «этика» - это учение

а) о морали

б) о правилах поведения

в) о прекрасном

г) об отношении в обществе

2. По определению, понятие «эвдемонистическая этика» означает учение, в котором высшей ценностью и целью человеческой жизни является

а) счастье

б) свобода

в) благо

г) выгода

3.«Антропоцентризм» - это принцип учения, в котором

а) человек – центр мироздания

б) человек – основной предмет изучения

в) утверждается идея Бога как морального абсолюта.

г) все рассматривается в отношении к человеку и с позиции верховенства его интересов

4.Понятие «гуманизм» означает

а) уважение к человеческой личности

б) самоценность нравственности

в) стремление обеспечить благо человека

г) стремление обеспечить развитие человека

5.Что соответствует определению понятия «мораль»?

а) Это общепринятые представления о правилах поведения

б) Это общепринятые представления о проступках и грехах

в) Это принятые в обществе взгляды на добро и зло

г) Это принятые в обществе представления о нравственных нормах

6.По определению, «гедонизм» - это учение

а) о том, что жизнь есть наслаждение

б) о том, что в достойной жизни наслаждение не имеет значения

в) о том, что следует стремиться к наслаждению

г) о том, что следует избегать наслаждения

7.«Рационалистическая этика» - это такое учение, которое

а) считает рационализм высшей нравственной ценностью

б) рационально обосновывает нравственные нормы и отношения

в) относится к эпохе рационализма

г) содержит свод этических норм и правил рационалистической деятельности

8.«Скептицизм» как направление в этике подразумевает сомнение

а) в существовании нравственной нормы

б) в способности человека быть нравственным

в) в существовании Бога

г) в способности человека познать истину

9.Согласно определению, понятие «эгоизм» связывается

а) с причинением вреда другим людям

б) с нарушением свобод других людей

в) с убежденностью в собственном превосходстве

г) с предпочтением собственных интересов

10. «Стоицизм» - это этическое направление, которое предполагает

а) стойкое перенесение трудностей

б) развитие добродетелей путем преодоления трудностей

в) развитие добродетелей путем преодоления страстей и желаний

г) отказ от наслаждений и радостей жизни

11. Что является основной нравственной задачей человека, согласно этике Локка?

а) исполнение христианских заповедей

б) добрые поступки

в) самосовершенствование

г) получение выгоды

12.Основной этический принцип даосизма – это

а) принцип соблюдения ритуала

б) принцип недеяния

в) принцип уклонения от зла

г) принцип достижения нирваны

Наши рекомендации