И счастье, любовь как высшая ценность
Цель: дискуссионно соотнося категории чести и достоинства, смысла жизни и счастья, дружбы и любви, представить их в качестве ориентира, способствующего выработке умения самостоятельно решать сложные вопросы морального поведения.
Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие чести и достоинства: общее и особенное.
2. Смысл, осмысленность и цель жизни.
3. Счастье как этическая категория, его особенности и законы.
4. Любовь как высшая ценность. Нравственный смысл любви.
Тема 9. Этика делового и профессионального общения
Цель: ознакомить с основными правилами и «секретами» делового общения с целью их практического применения, обратить внимание на особенности профессиональных этик.
Вопросы для рассмотрения:
1. Успех как ценность делового общения.
2. Деловое общение «по горизонтали» и «по вертикали».
3. Основные требования к личности делового человека. Составляющие имиджа.
4. Основные принципы, правила и «секреты» делового общения.
5. Профессиональная этика и общечеловеческие нравственные нормы.
Литература:
1. Дружинин, В.Ф. Этика: курс лекций / В.Ф.Дружинин, Л.А.Демина. – М.: Экзамен, 2005. – 221 с.
2. Мишаткина, Т.В. Этика: учебное пособие / Т.В.Мишаткина, З.В.Бражникова и др. – Мн.: Новое знание, 2006. – 584 с.
3. Мишаткина, Т.В. Этика: практикум. Пособие для студентов вузов / Т.В.Мишаткина. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 320 с.
4. Разин, А.В. Этика: учебник для вузов / А.В.Разин. – М.: Академический Проект, 2004. – 624 с.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Этика и культура.
2. Этика и эстетика.
3. Этика и экология.
4. Человек для себя или для других.
5. Древние восточные учения о нравственности.
6. Эпикурейский идеал счастья.
7. Кинизм и цинизм.
8. Христианская этика Средневековья.
9. Буддизм, христианство и ислам о человеке и смысле его жизни.
10. «По ту сторону добра и зла» - моральный императив сверхчеловека.
11. Этика экзистенциализма.
12. Проблема агрессии и жестокости в работах З.Фрейда.
13. Нравы времен античности: Древняя Греция и Древний Рим.
14. Мораль религиозная и светская в эпоху Средневековья.
15. Мораль эпохи Реформации.
16. Соотношение индивидуального и общественного в морали.
17. Традиции и инновации в развитии морали.
18. Религия и нравственность.
19. Мораль и право.
20. Диалектика свободы и авторитаризма в работах Э.Фромма.
21. Возможность выбора и способность выбирать.
22. Боль и наслаждение.
23. Счастье и одиночество.
24. Пути и способы достижения счастья.
25. Источники счастья, запреты и препятствия.
26. Мораль и власть.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Вариант №1
1.По определению, «этика» - это учение
а) о морали
б) о правилах поведения
в) о прекрасном
г) об отношении в обществе
2. По определению, понятие «эвдемонистическая этика» означает учение, в котором высшей ценностью и целью человеческой жизни является
а) счастье
б) свобода
в) благо
г) выгода
3.«Антропоцентризм» - это принцип учения, в котором
а) человек – центр мироздания
б) человек – основной предмет изучения
в) утверждается идея Бога как морального абсолюта.
г) все рассматривается в отношении к человеку и с позиции верховенства его интересов
4.Понятие «гуманизм» означает
а) уважение к человеческой личности
б) самоценность нравственности
в) стремление обеспечить благо человека
г) стремление обеспечить развитие человека
5.Что соответствует определению понятия «мораль»?
а) Это общепринятые представления о правилах поведения
б) Это общепринятые представления о проступках и грехах
в) Это принятые в обществе взгляды на добро и зло
г) Это принятые в обществе представления о нравственных нормах
6.По определению, «гедонизм» - это учение
а) о том, что жизнь есть наслаждение
б) о том, что в достойной жизни наслаждение не имеет значения
в) о том, что следует стремиться к наслаждению
г) о том, что следует избегать наслаждения
7.«Рационалистическая этика» - это такое учение, которое
а) считает рационализм высшей нравственной ценностью
б) рационально обосновывает нравственные нормы и отношения
в) относится к эпохе рационализма
г) содержит свод этических норм и правил рационалистической деятельности
8.«Скептицизм» как направление в этике подразумевает сомнение
а) в существовании нравственной нормы
б) в способности человека быть нравственным
в) в существовании Бога
г) в способности человека познать истину
9.Согласно определению, понятие «эгоизм» связывается
а) с причинением вреда другим людям
б) с нарушением свобод других людей
в) с убежденностью в собственном превосходстве
г) с предпочтением собственных интересов
10. «Стоицизм» - это этическое направление, которое предполагает
а) стойкое перенесение трудностей
б) развитие добродетелей путем преодоления трудностей
в) развитие добродетелей путем преодоления страстей и желаний
г) отказ от наслаждений и радостей жизни
11. Что является основной нравственной задачей человека, согласно этике Локка?
а) исполнение христианских заповедей
б) добрые поступки
в) самосовершенствование
г) получение выгоды
12.Основной этический принцип даосизма – это
а) принцип соблюдения ритуала
б) принцип недеяния
в) принцип уклонения от зла
г) принцип достижения нирваны