Тема 5. М. Горький и Ницше
1. Непринятие мещанства, традиционных ценностей «мещанского» общества в творчестве Ницше и Горького.
2. Полемика с христианской моралью, сострадательным гуманизмом.
3. Сходства и различия в позитивных программах Ницше и Горького /демократизм Горького и антидемократизм Ницше; гимн разуму и культ инстинктов/.
Литература:
1. М. Горький. Старуха Изергиль. Макар Чудра. Хан и его сын. Челкаш. Тоска. Мой спутник. Мальва. О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины. Заметки о мещанстве.
2. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. - М., 1990; Антихристианин // Сумерки богов. - М., 1989.
3. М. Горький: Pro et contra. - СПб., 1997. Разделы 3,4.
4. Михайловский Н. Еще о Максиме Горьком и его героях// Статьи о русской литературе 19-н.20 в. - Л.,1989.
5. Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопросы литературы. - 1990. - № 10.
6. Бабаян Э. Ранний Горький: У идейных истоков творчества. - М., 1973.
7. Злобин В. К проблемам горьковской концепции человека // Вопросы горьковедения: Межвуз. сб-к. - Горький, 1985.
8. Одуев С. Тропами Заратустры. - М., 1971.
Тема 6. Повесть М. Горького «Исповедь» как произведение богостроительного этапа в творчестве писателя
1. Что такое богостроительство и богоискательство?
2. Полемика повести с официальной религией.
3. Традиции русской литературы; жанровое своеобразие повести.
4. Воплощение в композиции и образном строе произведения идеи бога-народа.
5. Полемика с Ф. Достоевским: «Исповедь» и «Братья Карамазовы».
Литература:
1. Русская философия. Словарь / Под ред. М. Маслина. - М., 1995.
2. М. Горький : Pro et contra. - СПб., 1997. Раздел 4.
3. Цвик И. Религия и декаденство в России. - Кишинев, 1985.
4. Ленин В. Письмо М. Горькому// Полн. собр. соч. - Т. 48. - С. 230-233.
5. Збандуто П. Г. В. Плеханов – критик А. М. Горького // Труды Одесского университета. 1962. - Т. 152. Серия филологических наук. Вып. 13. - С. 5-14.
6. Никитин Е. «Исповедь» Горького: новое прочтение. - М. 2000.
Тема 7. Личность в дореволюционном творчестве В. Маяковского
1. Образ лирического героя. Пафос протеста. Бунт против общества, государства, бога, традиционных ценностей
2. Этические проблемы: жалость и безжалостность, сострадание и жестокость, одиночество, отчуждение, характер любовной драмы. Общечеловеческие мотивы.
3. Проблема сверхчеловека. Взаимодействие с ницшеанством.
Литература:
1. Маяковский В. Лирика 1913-1916 гг. Владимир Маяковский. Облако в штанах. (По любому изданию).
2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М. 1990.
3. Альфонсов В. Слово нам нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1983.
4. Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. - М., 1985.
5. Петросов К. Творчество В. В. Маяковского (о русской поэтической традиции и новаторстве). -М., 1985.
6. Сарычев В. Маяковский: Нравственные искания. - Воронеж, 1984.
7. Чуковский К. Ахматова и Маяковский // Вопросы литературы. -1989. -№ 1.
8. Эткинд Е. Рык. О поэтике Маяковского; Там, внутри// Его же. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. - СПб., 1997.
Вопросы к зачету
1. Конец XIX - н. XX вв. как культурно-историческая эпоха. Ее основные черты и факторы формирования.
2. Философия, история и теория русского символизма.
3. Теория и история акмеизма.
4. Теория и история русского футуризма. Широкое и узкое понимание футуризма.
5. Русский неореализм 1910-х гг. (имена и произведения по выбору).
6. Неоклассицистические тенденции в русской поэзии 1910-х и 1920-х гг.
7. Феномен промежуточного метода в литературе к. XIX - н. XX в.
8. Новокрестьянская поэзия 1910-х гг.
9. Пролетарская поэзия в 1910-е гг.
10. Поэзия символистов «старшего» поколения: поэтические сборники К. Бальмонта (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.).
11. Д. Мережковский как символист «старшего» поколения. Трилогия «Христос и Антихрист» в его творчестве. Своеобразие ее проблематики, жанра, поэтики. История и миф о Петре I и Петербурге в третьей части трилогии.
12. Поэзия Ф. Сологуба (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.). Идейно-художественное своеобразие и характер символики романа Ф. Сологуба «Мелкий бес».
13. В. Брюсов как теоретик и организатор символизма. Его основные поэтические сборники (темы, мотивы, способы создания художественного образа и т.д.).
14. «Огненный ангел» В. Брюсова в контексте прозы «старшего» символизма.
15. «Психологический символизм» И. Анненского.
16. А. Блок как младосимволист. Лирики Блока как художественное целое: состав, темы, мотивы, эволюция лирического героя.
17. Драматургия русского символизма. Театр А. Блока.
18. Поэма А. Блока «Двенадцать»: основные принципы построения художественного мира в поэме, соотношение идеала и действительности, принципы художественного обобщения. Полемика о поэме в современном литературоведении.
19. Поэзия А. Белого. Основные поэтические сборники.
20. Идейно-художественное своеобразие романа А. Белого «Петербург». История создания, миф о Петербурге и способы его воплощения в тексте, характер символики.
21. Творческий путь Н. Гумилева. Анализ основных поэтических сборников.
22. Дореволюционное творчество А. Ахматовой: мировосприятие, образ героини, своеобразие психологизма.
23. В. Маяковский и футуризм. Лирика дореволюционного периода.
24. Творческий путь С. Есенина. Основные поэтические сборники. Темы, мотивы, образы лирики. Лики лирического героя.
25. Творческие искания М. Горького до 1917 г. Горький и Ницше.
26. Тема борьбы с мещанством в творчестве М. Горького.
27. Социально-философская драма «На дне». Своеобразие конфликта.
28. Значение романа М. Горького «Мать» и повести «Исповедь» для творческой эволюции писателя и общественной и литературной борьбы.
29. Основные этапы творческой эволюции В. Вересаева.
30. Концепция человека в творчестве А.Куприна (по повестям “Молох”, “Поединок”, рас. “Гранатовый браслет”, эмигрантской прозе).
31. Проза И. Бунина 1890-1900-х гг. Темы, художественное своеобразие.
32. “Деревенская эпопея” И. Бунина.
33. Идейно-художественное своеобразие рассказов И. Бунина “Братья” и “Господин из Сан-Франциско”.
34. Эмигрантское творчество И. Бунина. Роман “Жизнь Арсеньева” как опыт феноменологического романа.
35. Художественная философия Л. Андреева в рассказах 1890-х гг.(«Баргамот и Гараська», «Бездна», «Мысль» и др.). Идейно-художественное своеобразие произведений Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех».
36. Тема революции и ее воплощение в «Рассказе о семи повешенных» и «Тьме» Л. Андреева.
37. Драматургия Л. Андреева. Пьеса «Жизнь Человека» и др.
Темы для обязательных письменных самостоятельных работ: