Проблема познания в философии. 1. Познание как предмет философского анализа
План
1. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания.
2. Чувственное познание и его формы.
3. Сущность рациональное познания.
4. Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: проблема познания в философии: гносеология или эпистемология. Гносеологический релятивизм как один из истоков агностицизма. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.
При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании. Единство образного и знакового в чувственном отражении. Формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления, эмоции.
При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Социально-историческая природа рационального знания, его связь с практикой. Сенсуализм и рационализм о роли чувственного и рационального познания в практической деятельности человека. Единство чувственного и рационального в познании.
Доклады и сообщения
· Сущность восприятия и его роль в процессе познания.
· Сущность представлений и воображения в познании.
· Роль эмоций в познании.
· Познание в юридической практике.
Семинарское занятие 9.2.
Научное познание. Теория истины в философии
План
1. Теория истины в философии: объективная, относительная и абсолютная истина.
2. Критерии истины.
3. Научное познание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровень научного познания.
4. Методы научного познания.
Доклады и сообщения
· Стремление к Абсолюту: вопрос о достижимости абсолютной истины.
· Роль относительной истины в процессе познания.
· Практика как основной критерий истины.
· Роль практики в деятельности человека и познание.
· Интуиция и ее роль в деятельности юриста.
· Заблуждение и ложь: критерии и оценки.
· Гипотеза как форма научного познания.
· Роль «включенного» и « невключенного» наблюдения в научном познании.
Основные понятия
Дедукция, догматизм, индукция, интеллектуальная интуиция, синтез, суждение, умозаключение, эмпиризм, эпистемология.
Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 64-84].
Раздел 4.
Философская антропология, аксиология и социальная философия
Тема 10. Природа человека и смысл его существования
(антропология)
Цель занятия: изучение философских концепций бытия человека, осмысление биологического и социального в человеке, рассмотрение проблемы личности в философии. На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Философские концепции бытия человека.
2. Биологическое и социальное в человеке.
3. Понятие личности. Этическая концепция И. Канта.
4. Свобода и ответственность личности.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: проблема антропогенеза человека. Понятие «видового амплуа» в философии и его роль в структуре животного мира. Проблема «утерянного звена» в эволюции человека. Современные гипотезы происхождения человека современного вида («Homosapiens). Роль языка в процессе антропосоциогенеза, в формировании сознания и предметно-практической деятельности. Нравственно-социальные запреты как фактор антропогенеза.
При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: биологическое и социальное в человеке. Бинарная природа человека. Социал-дарвинизм, расизм и фрейдизм о биологической природе человека. Марксизм о природе человека. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. Оптимистический и пессимистический взгляды на человеческую жизнь в истории социальной философии. Понятие ценности жизни и её цели. Проблема смысла жизни человека.
При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: Выдвижение проблемы личности – отражение возрастающего значения человеческого измерения в социальных процессах современной эпохи. Человек как родовое понятие. Индивид как конкретный человек. Личность как инициатор последовательного ряда жизненных событий. Личность в связи с категориями «воля» и «дисциплина». Сущность понятия «самозаконность» в этическом учении И. Канта.
При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: три социальных типа личности: отношения личной зависимости, личность и отношения вещной зависимости, свободная индивидуальность. Свобода и ответственность личности. Необходимость и свобода. Правовые аспекты свободы личности и их философское осмысление и обоснование.
Доклады и сообщения
· Русская философия о смысле жизни человека.
· Современная западная философия о смысле жизни человека.
· «Быть» или «иметь»: Зигмунд Фрейд о смысле жизни.
· Жизнь после жизни: духовный опыт о бессмертии человека.
· Бессмертие: иллюзия или реальность.
· Гармония и дисгармония личности.
· Теория личности в западноевропейской философии.
· Теория личности в русской философии.
· Роль личности в истории.
· Философская категория «свободы» в контексте человеческого бытия.
Основные понятия
Автономия личности, антропогенез, бихевиоризм, гармония и дисгармония, инцест, самозаконность, социогенез, племя, рефлексия, род, экзогамия, эндогамия.
Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 64-84].
Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Цель занятия: показать, что аксиология, являясьособым философским учением о человеке в его отношении к миру ценностей, направляет жизнь людей и определяет их судьбу. Проблемное поле аксиологии: понимают ли люди, ради чего живут, и что их ждет в будущем? Осознают ли люди всю глубину всемирно-исторического процесса?На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Аксиология как учение о ценностях.
2. Нравственные ценности.
3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
4. Религиозные ценности.
5. Представление о совершенном человеке в различных культурах
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса обратить внимание на осмысление ценности в повседневном бытии людей: то, что характеризуется особой, предпочитаемой людьми значимостью, овладевающей их чувствами, мыслями и намерениями. Научноепонятие ценности в ее функциональной значимости, а именно:ориентироватьповедение людей,направлятьих внимание на желанные предметы, явления, события. Многоликость ипарадоксальность ценностного мира в глазах людей. Выявить проблемуценностного выбора, природы связи между нормативными устремлениями и личностным желанием. Ограниченность научных методов постижения целостной природы ценностей.
При осмыслении второго вопроса обратить на особое место нравственности в системе ценностей человека: моральное сознание детерминирует все области человеческого бытия, критерии морали применимы в оценке ко всем проявлениям человеческой деятельности.
Раскройте сущность современных этических концепций: 1) Этика ненасилия. 2) Этика благоговения перед жизнью; 3) подлинное и неподлинное существование: бездумная шаблонная жизнь человека-робота, лишенного нравственных ориентиров.
Эстетическая деятельность. Первоначальное тесное переплетение эстетической деятельности с бытовой, обрядовой, культовой сферами (синкретизм первобытного сознания). Приобретение самостоятельной ценности эстетического восприятия в сознании цивилизованного человека по мере освоения предметного мира и осознания себя субъектом деятельности. Творчество: в широком понимании присуще любой форме человеческой деятельности – материально-производственной, организационной, политической, научной, педагогической и др. Творчество в сфере эстетики – средство достижения цели эстетической деятельности (успех). Талант – художественная одаренность, способствующая успеху в творческой деятельности, но не обеспечивающая успех: необходимость усилий, работоспособности.
Доклады и сообщения
· Представление о совершенном человеке в современной западной философии.
· Понятие ценности в русской религиозной философии.
· Жизнь как ценность.
· Ценности материальные и духовные: философский аспект.
· Роль ценностей в осмыслении культуры.
· Проблема многообразия трактовок понятия «ценность».
· Проблемы современной аксиологии.
· Философия и ценностные формы сознания.
Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 64-84].
Тема 12. Учение об обществе (Социальная философия)
Цель занятия: выяснение понимания общественной жизни с позиции идеализма и с позиции материализма, взаимоотношения природы и общества, рассмотрение проблемы выделение человека из природной среды, раскрытие сущности экономической, духовной, политической и социальной сфер жизни общества. На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
Семинарское занятие – 6 часов
Семинар 12.1. Общество как предмет философского изучения
План
1. Общество как предмет философского и научного познания. Социальная философия, ее предмет и основные функции.
2. Взаимосвязь объективного и субъективного, стихийного и планомерного, необходимости и случайности в общественной жизни. Отражение этой взаимосвязи в социальной философии.
3.Понятие социального и его трактовки в различных философских и научных концепциях.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: эволюция философской мысли о взаимоотношениях природы и общества. Человек и природа в античной философии. Общество и природа в средневековой философии: принижение природы. Эпоха Возрождения о природе как источнике красоты, радости и вдохновения. Господство человека над природой в идеях социальной философии Нового времени. Задача разумного баланса в отношениях общества и природы в социальной философии XX века.
При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: социально-философские концепции о роли природного в жизни общества. Специфические биологические потребности человеческого организма и социальная жизнь. Социальный дарвинизм о роли биологического в существовании социума. Марксистская концепция обиологическом и социальном в человеке. Философская антропология о биологическом и социальном в человеке.
При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: экономическая сфера и основные проявления экономической жизни общества: процесс производства, принцип распределения материальных благ, потребление как основополагающий принцип производства, отношение обмена. Способ производства и его роль в жизни общества. Производительные силы общественного производства. Диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Политическая сфера жизни общества. Сущность политической власти. Идея права: право власти и власть права. Социальная справедливость как правовая ценность. Сущность государства. Идея разделения властей и институты власти. Жесткая взаимосвязь экономической и политической сфер жизни общества.
Доклады и сообщения
· Сущность прогностической функции социальной философии.
· Социальная философия в Древнем Мире
· Мыслители эпохи Возрождения об обществе.
· Мыслители Просвещения об обществе
· Роль социальных связей для формирования общественных отношений
Семинар 12.2