В чем заключается особенность учения Сократа?
Воззрения выдающегося мыслителя Сократа (469 – 399 гг. до н. э.) явились поворотным пунктом в развитии всей античной философии.
Сократ был родом из Афин. Его отец работал каменотёсом, мать – повивальной бабкой (акушеркой). Поэтому Сократ любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: она помогала рождаться детям, а он – истине.
Жена Сократа Ксантиппа был злой, вздорной и сварливой женщиной. Однажды, когда Сократ подходил к дому, она высыпала ему на голову целый таз арбузных корок. Он Сократ лишь отшучивался, утверждая, что такая жена послана ему судьбой для закалки характера и оттачивания лезвия бритвы его слов.
Он предпочитал именно слова, поэтому ничего не писал из принципа (о Сократе мы знаем из сочинений Платона и Ксенофонта). Сократ философствовал в гуще народа, на улицах, площадях и рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро и зло, любовь и ненависть, счастье, добродетель, честность и т.д.
Вся жизнь Сократа была воплощением его философского учения. Во время войны между Афинами и Спартой он доблестно сражался. В мирное время добросовестно исполнял обязанности гражданина. Вел непритязательный образ жизни, и, в отличие от софистов, не брал денег со своих учеников.
Едкие уколы в спорах Сократ объяснял так: он, словно овод, призван жужжать и кусать с тем, чтобы государственные мужи не дремали, а честно служили обществу.
Однако, официальные власти не понимали Сократа и воспринимали его как обычного софиста, подрывающего общественные устои. Многие сограждане Сократа относились к его деятельности враждебно. Двое из них – богатый кожевенник Анит и бездарный поэт Милет были оскорблены Сократом, который подшутил над «талантом» Милета. По их искам философа привлекли к суду и обвинили в развращении юношества и в том, что он, якобы, выдумывает новых богов, ниспровергая старых. Ученики подготовили побег, но желая оставаться в жизни верным своей философии, он отказался. Он считал, что, хотя его осудили и несправедливо, его долг гражданина в том, чтобы повиноваться законам. За это В 399 г. до н. э. он был приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.
Среди основных философский воззрений Сократа можно выделить следующие основные области:
1. Логика и риторика (искусство диалога). В практике Сократа диалог стал главным методом нахождения истины. Если раньше те или иные принципы просто постулировались, то Сократ критически обсуждал всесторонние вопросы, пользуясь при этом методом, который был назван «майевтика».Сущность майевтики заключалась не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы, благодаря логическим приемам и наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному открытию истины. Использование Сократом индуктивных доказательств и выведение общих определений понятий явилось бесценным вкладом в формирование логики.
2. Диалектика. Сократ явился одним из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины с помощью бесед и споров за счет обнаружения противоречий в суждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Признаком истинности он считал отчетливость, непротиворечивость и ясность суждений.
3. Проблема человека. Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии заключается не в познании природы, а в изучении человека. Он возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Дельфийский оракул назвал Сократа мудрейшим из людей. Удивленный, Сократ задумался и нашел для себя объяснение этого, произнеся знаменитую фразу: «Я знаю только то, что ничего не знаю. Другие же не знают даже этого».
4. Этика. Сократ был сторонником этического рационализма и считал, что есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество. Любое зло, порок совершается от незнания. Если человеку растолковать, что такое истинное добро, то он не будет совершать злых поступков. Человек совершает зло, по его мнению, прежде всего в силу того, что не знает заранее его последствий для самого себя. В действительности, это, конечно, не так. Хотя рассуждения Сократа с точки зрения формальной логики не выглядят и не воспринимаются утопичными. Вот что он говорил: «…те, кто ошибается в выборе между благом и злом, ошибается по недостатку знания, и не только знания вообще, но… знания измерительного искусства. А ошибочное действие без знания… совершается по неведению, так что уступка удовольствию есть не что иное, как величайшее неведение» (Платон, 2002. С. 154). Несмотря на частичную правоту этих мыслей немецкий философ Фридрих Ницше (1844 – 1900) не случайно отметит, что со времен Сократа распространилась клевета на мир.
5. Проблема материального и духовного. Сократ подчеркивал своеобразие сознания по сравнению материальным бытием и одним из первых раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность. Душу человека он считал бессмертной и был сторонником учения о переселении душ.
Кроме вышеуказанного, значение деятельности Сократа для истории заключается также в том, что он воспитал много учеников и стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».
«Сократические школы»– философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками.
1) Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н. э. с целью исследования философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая около 1000 лет.
2) Киники – одна из наиболее значительных сократических школ, которая была основана в IV в. до н. э. и обосновывала идею свободы вне общества. Самыми известными представителями киников являлись Антисфен и Диоген Синопский.
3) Киренская школа – философская школа, основанная в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): выступали против изучения природы, а высшим благом и целью жизни считали наслаждение.
4) Мегарская школа – философская школа, основанная учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Мегарцы полагали, что существует абстрактное высшее благо – Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.
5) Элидо-эретрийская школа –сократическая школа, основанная Федоном из Элиды и существовавшая с IV до первой половины III в. до н.э. В школе обсуждались вопросы «воспитания нравственности» с акцентом на образовательной и преобразовательной силе философии.
Почему с именем Платона