Вопрос № 16. Философия права в концепциях Нового времени, Просвещения.
Новый класс, пришедший к власти в эпоху буржуазных революций, требовал новой системы права и его нового философского обоснования.
Правовые учения этого периода своим главным предметом сделали разработку естественного права. Такое новое направление в проведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении 17-18 столетий. Родоначальником ее был голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645). Наиболее известный труд Гроция – «О праве войны и мира» (1625). Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различия дозволенного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое. Развивая концепцию естественного права, Гроций создал основы международного права, которым руководствуются в отношениях между собой отдельные государства. Его наработки в этом направлении в дальнейшем оказали влияние на идею международного права, которые были воплощены в наше время (ООН, Лига Наций и т. п.).
Дальнейшее развитие философия права получила в творчестве английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679). В противоположность Аристотелю, утверждавшему, что одни люди по природе – рабы, а другие – господа, и догмату христианской религии, возведенному в краеугольный принцип феодально-сословной идеологии, о том, что люди равны лишь перед Богом, Гоббс утверждал, что все люди равны от рождения, поскольку «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Свою теорию Гоббс изложил в знаменитой книге «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), ставшей впоследствии основой английской политической и правовой мысли.
Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной жизни, то есть, как свободу делать все, что для этой цели необходимо.
«Отсюда видно, - утверждал Гоббс, - что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».
Стало быть, человек от природы имеет право на все, но это не дает гарантий безопасности. В обществе господствует принцип homo homini lupus est – человек человеку волк, что не способствует ни трудолюбию, ни усердию, ни стремлению к знаниям, а значит, препятствует развитию экономики и торговли, порождая лишь вечный страх и опасность насильственной смерти.
В таком обществе отсутствуют понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого. «Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости» - констатирует Т. Гоббс.
Страх смерти, стремление к хорошей, безопасной жизни заставляют людей искать альтернативу естественному состоянию. И такая альтернатива есть – это состояние мира. Главным условием его формирования Гоббс считал естественные законы. Главным естественным законом являются поиск мира, и следовать ему. Из этого основного естественного закона Гоббс выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира:
· в случае готовности других к миру человек обязан в интересах мира довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую он допустил у других по отношению к себе; кратко эта мысль выражена в Евангелии: «…и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
· люди должны выполнять заключенные ими соглашения;
· получивший благодеяние должен сделать так, чтобы благодетель не раскаялся в своей доброте;
· каждый должен приспосабливаться ко всем остальным;
· отмщение должно ориентироваться на благо, которое последует за ним;
· никто не должен ничем выказывать неприязнь к другому;
· каждый должен признавать других равными себе от природы;
· посредникам мира должны быть даны гарантии неприкосновенности;
· никто не может быть судьей самого себя и т. д.
Всего Т. Гоббс сформулировал 19 естественных законов. Науку об этих законах он назвал «истинной моральной философией», исследующей добро и зло в поступках индивида и общества в целом.
Согласно Гоббсу, наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство.
Концепция общественного договора и естественного права разрабатывал, и голландский мыслитель эпохи Нового времени Бенедикт Спиноза (1632-1677). В отличие от Гоббса в центр своего философско-правового учения он ставил не справедливость, а свободу.
Спиноза утверждал, что человек – природное существо, часть природы. Поэтому, с одной стороны, он подчиняется законам природы, совершающимся по необходимости, а с другой – обладает естественным правом, в соответствии с которым он свободен в своих поступках и не может делать только того, чего никто не желает. Но естественное право реализуется лишь через закон, который согласует его с природной необходимостью. Для того чтобы достичь этого согласования люди договариваются об учреждении государства. Гражданин ставит перед собой цель сохранить свои естественные права, т.е. свободу, а государство – обеспечить безопасность гражданина, т.е. защитить его свободу. Государственное право не должно ограничивать естественные права человека, оно обязано учитывать мнения большинства и строго выполнять свои же законы.
Значительный вклад в развитие философско-правовых взглядов внес Джон Локк (1632-1704), который по праву считается творцом политической доктрины либерализма. Основные его произведения «Опыт о человеческом разумении» (1686) и «Два трактата о государственном правлении» (1689), в которых проявляются идеи ограничения прав суверена, правителя, государства в целом, обосновывается необходимость либерализации права и расширения рамок прав и свобод. Основные философско-правовые идеи в учении Дж. Локка сводятся к следующему:
· общественный договор возникает не из-за страха перед самоуничтожением, а в связи с отсутствием органов для разрешения конфликтов и отправления наказаний;
· утверждается идея совершенствования, как самого общественного договора, так и власти, его реализующей, на основе принципа консенсуса;
· обосновываются неотъемлемые и непередаваемые государству права личности: на жизнь, свободу, равенство, собственность;
· закон это предписание не только для граждан, но и для власти, т.е. для всех субъектов общества. Закон должен гарантировать свободу и распространяться на всех. Свободу Локк понимал как независимость от воли другого человека и одновременно наличие для всех общих и постоянных правил поведения;
· доказывается целесообразность разделения верховной власти на законодательную и исполнительную, т.к. только в условиях их независимости можно не допустить узурпации власти.
Наиболее широкое распространение – просветительская идеология получила во Франции в XVIII в. Идеи просветительства четко выразил первый мыслитель эпохи Просвещения Вольтер(1694-1778). Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви, феодалам и аристократам.
Вольтер выдвинул концепцию «просвещенного монарха», суть который сводится к обоснованию того, что несправедливость, царящую в обществе, может исправить умный, просвещенный (образованный) правитель. В его власти установить равенство всех перед законом, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы.
Создатель первой развернутой политической доктрины Просветительства Шарль Луи Монтескье (1689-1755
Наиболее известны два его вклада в социально-философскую и правовую теорию: разработка принципа распределения власти как условия свободы и разработка теории влияния окружающей среды на политику.
В своем философском трактате «О духе законов» (1748) Монтескье формулирует важное двуединое положение о законах. Угроза войны заставляет людей в дополнение к естественным законам, создавать «человеческие законы». Этот процесс законотворчества зависит от многих факторов, но, прежде всего от нравов, обычаев, религиозных верований, численности населения и природных условий – климата, почвы, полезных ископаемых и пр. В силу преувеличения роли географической среды в правовой реальности концепция Ш. Монтескье получила наименование «философско-правовой натурализм». Духом любого закона, полагал Монтескье, должно быть право, только такие законы формируют свободу.
Французский философ и просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778), вошел в историю философско-правовой мысли как автор целого ряда оригинальных концепций – свободы и равенства, равенства и неравенства, естественного состояния и общественного договора, политического права и политических законов, общей воли и юридических законов. Наиболее полно эти концепции изложены в работе Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» (1762). Руссо считал, что институт частной собственности положил конец естественному и справедливому состоянию общества, он породил страх, войну, имущественное расслоение. Государство – это инструмент укрепления господства богатых. По мнению Руссо, богатые предложили учредить государство на основе общественного договора, предусматривавшего всеобщее равенство перед законом. Однако они обманули бедных, создав такое государство и установив такие законы, которые защищают интересы только богатых. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах – резюмирует философ.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) свои философские идеи стремился наполнить конкретным социальным содержанием, сопоставляя интересы личности гражданина с основами общественной морали, права и политики. В центре философских трудов Гельвеция лежат социально-этические и политико-правовые проблемы. По его мнению, «гениальными людьми не рождаются, а становятся» под воздействием социальной среды. Поддерживая идею природного равенства людей, он провозглашал и их правовое равенство как равенство всех перед законом.
Философско-правовые взгляды Гельвеция неразрывно связаны с идеями гуманизма. Отмечая, что «законы всесильны, они могут все», он призывал направить их действия на соблюдение и защиту интересов отдельного человека. Даже временное ущемление личного интереса во имя общественного Гельвеций считал неправомерным, однако « верховное благо» - это единство, гармония личных и общественных интересов.
Творчество французских просветителей подготовило философско-правовую почву Великой французской революции, их идеи имели прогрессивное значение для последующего развития европейской философско-правовой мысли.