Тема 2. Античная философия
Истоки всех известных философских направлений коренятся в античной философии.
Именно в древнегреческом мире философия оформилась в качестве САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СПОСОБА ПОЗНАНИЯ МИРА, отделившись от мифологии, религии и искусства. Это была исторически первая форма систематического рационального мышления на основе понятий. Именно тогда появились , были сформулированы основные философские системы, началось отличение собственно философии от других форм теоретического знания.
Ей посвящена тема 2 курса. Под античной, т.е. древней философией понимают греческую и римскую философию весьма длительного исторического периода - с 6 в. до н.э. по 5 в. н.э. За это время философия успела не только возникнуть, но и достаточно сильно усложниться и дифференцироваться. Поэтому для создания цельного представления о ней целесообразно выделить внутри античности несколько относительно равноценных стадий развития, а последние охарактеризовать через ведущие философские школы и направления. В результате античная философия разобьется на три этапа: раннюю античность (6-5 вв. до н.э.), классическую (расцвет греческой философии - 5-4 вв. до н.э.) и позднюю (эпоха Рима - с 3 в. до н.э. по 5 в. н.э.).
В ранней античности наиболее заметны милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), элейская школа (Парменид, Зенон), пифагорейская (Пифагор, Филолай), а также диалектическое учение Гераклита и атомизм Демокрита. Отличительные черты философии этого периода - космологизм (т.е. стремление понять первооснову и сущность природы, космоса, мира в целом) и онтологизм (т.е. постановка в центр рассуждений проблемы бытия). Период расцвета античной философии наиболее выразительно представлен творчеством выдающихся философов афинской школы: Сократа, Платона, Аристотеля. Это период систематизации философского знания, его строго логического оформления, включения в его орбиту проблем сущности человека, морали, политики и права. Поздняя античность (эпоха эллинизма) обогатила философию такими оригинальными философскими направлениями как стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Главный интерес философов этих школ вызывает субъективный мир личности, встроенность судьбы человека в общий (космический) порядок вещей.
Таким образом, античная философия включает в себя множество идей, учений, школ, направлений и, соответственно, их авторов, одно перечисление которых может занять немало времени. Однако, пусть Вас не смущает это, на первый взгляд, неподъемное многообразие. Все эти имена и учения достаточно легко укладываются в памяти, если не упускать из виду логику движения философской мысли, общность решаемых проблем. Какие проблемы ставят и пытаются решить античные философы?
Философия начиналась с поиска рационального ответа на вопрос, поставленный еще в мифологии – о происхождении мира. Найденное философами решение заключалось в идее ПЕРВОНАЧАЛА. Новизна идеи состояла в том, что первоначало как ПЕРВООСНОВУ (то, из чего все состоит) и как ПЕРВОПРИЧИНУ всего сущего искали не вне природы, а в ней самой. Впервые философы стремились выделить всеобщее в самих вещах вещах, что указавало на переход к к рациональному, теоретическому постижению мира. Однако на рервых порах это ВСЕОБЩЕЕ было представлено не в понятийной, а в чувственно-наглядной форме.
Так, в роли первоначала выступали :
· У Фалеса -- огонь;
· У Анаксимена – воздух;
· У Гераклита – огонь;
· У Эмпидокла – все четыре стихии разом (вода, огонь, земля и воздух),
Лишь милетский философ Анаксимандр, ученик Фалеса, почувствовал, что всеобщее в природе не может быть выражено при помощи ее части. Поэтому он ввел для обозначения первоначала особое понятие – АЙПЕРОН, что означает безграничное, беспредельное, неопределенное, но в то же время единое, вечное, находящееся в постоянном движении первоначало всего сущего.
ПИФАГОРЕИЗМ. Таким же абстрактным было учение о первоначале Пифагора – «Все есть число» Именно числа играют роль исходных сущностей, определяющих все видимые процессы и явления. Все вещи нашего мира истолковывались как «подражания» числам, а свойства вещей – как проявления тех или иных числовых соотношений и числовой гармонии.
Гераклит из г. Эфеса прославился своими диалектическими идеями. Для выражения изменчивости, подвижности и силы первоначала Гераклит использует образ огня: «Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто т из людей, но он был всегда, есть и будет вечным огнем, мерами горающимся и мерами потухающим».
Главная идея Гераклита – борьба противоположностей. Все происходит через борьбу – учит философ. ЕДИНСТВО ВСЕГО всегда подразумевает различия и противоположности : искусство в подражание природе создает целостные изображения, смешивая различные краски, а смешение разных голосов создает музыкальную гармонию. Так космос в целом: «прекраснейшая гармония» созданная противопожными стихиями, качествами, стремлениями. Борьба противоположностей инициирует постоянные изменения. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» - но изменения в мире вовсе не хаотичны, а подчинены определенному порядку – ЛОГОСУ. Логос – многозначное понятие – ЗАКОН, ИДЕЯ, ПОРЯДОК, СУДЬБА. Гераклит использует понятие логос как понятие упорядоченности, закономерности хода вещей в мире, направляемого внутренним источником – борьбой противоположностей.
ЭЛЕЙСКАЯ школа ПАРМЕНИД и ЗЕНОН попытались логически прояснить сложившиеся философские представления. Парменид впервые выработал философское понятие «бытия» - это все, о чем можно сказать – это есть, существует. А небытие – есть? Если признать, что «небытие – есть», то получается логическая ошибка – то, чего нет, (небытие), существует!? Верным должно быть суждение Парменида: «Бытие есть, небытия – нет»
Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). А если ничто не возникает и не исчезает, то , следовательно, ничего не изменяется, не движется. Бытие неподвижно! Аналогичным образом выводятся и другие характеристики БЫТИЯ: оно неделимо и едино (не множественно).
Выводы Парменида блестяще логически обосновал его ученик ЗЕНОН Элейский, сформулировавший ряд АПОРИЙ (неразрешимых противоречий). Наиболее знаменитыми являются «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стрела», «Стадион». Пока Ахиллес будет преодолевать вновь возникшую разницу в расстоянии, черепаха, хоть немножко, но проползет. А поскольку любой отрезок в принципе делим до бесконечности, то любому сколь угодно малому отрезку, отделяющего Ахиллеса от черепахи, можно поставить в соответствии еще меньший, на который черепаха успевает продвинуться вперед, пока ее будут догонять. И в итоге, несчастному Ахиллесу чтобы догнать черепаху, придется за конечное время преодолеть бесконечное число отрезков, что невозможно. А, следовательно, догнать черепаху – нельзя!
А апории «Дихотомия» (деление пополам) доказывается, что движение не может даже начаться, не нарушив правила логики. Ведь чтобы преодолеть какое-то расстояние, нужно пройти сначала его половину. А чтобы преодолеть половину, необходимо пройти половину половины – и так до бесконечности, ибо пределов делимости нет! Значит, получается что преодолевая любой конечный отрезок, мы преодолеваем бесконечное количество его частей за конечное время, а это – невозможно. Поэтому мыслить движение без противоречия (конечная бесконечность) невозможно. А то, что нельзя мыслить – не существует. Следовательно, движения как такового в бытии нет. Как нет и делимости, множественности и конечности.
Но как же быть с тем, что мы реально видим и чувствуем в окружающем нас мире, где все прекрасно движется и делится без проблем? Или МИР совсем не такой, каким мы его воспринимаем? Да нет, вообще-то он именно такой. Но МИР по сути своей (сущности) иной. Сущность мира, бытие его, то есть то, что позволяет ему существовать, радикально отличается от чувственно воспринимаемого его облика. И вот это – настоящее, подлинное бытие мира открывается только в мышлении. Парменид: «Одно и то же есть мысль и бытие».
Таким образом элейские философы впервые четко поставили проблемы различения бытия и становления, сущности и явления, чувственного и рационального в познании.
Парадоксы Зенона довольно быстро получили свое (временное) разрешение в учении ДЕМОКРИТА (430-370 гг.до н.э.) из г. Абдеры. Демокрит предложил, что основу мира, его первоначало, состовляют атомы – мельчайшие, неделимые, непроницаемые невидимые частицы. Они отличаются друг от друга по форме (круглые, кубические и т.д.) весу, порядку (АВС и СВА) и местоположению. Как из немногих букв любого алфавита можно составить бесконечное количество самых разных слов, так и из пусть ограниченного набора атомов, благодаря различным их сочетаниям, можно получить все разнообразие космоса. Эти исходные постулаты помогли Демокриту разрешить многие философские проблемы:
· Демокрит согласен с элеатами в том, что чувственно воспринимаемый мир не совпадаем с его сущностью. Истинный мир- мир бытия. Но бытие – это атомы. А небытие? Пустота, в которой они они движутся.
· Кроме того, атом неделим. Следовательно – предел делимости существует! Поэтому конечный отрезок нельзя делить до бесконечности. И тогда Ахиллес догонит и перегонит черепаху..
· Неделимость атома означает и его прнципиальную неразрушимость. А если нельзя разрушить, то и нельзя создать! Итог – бытие (материя) несотворимо и неуничтожимо.
Одна из них - проблема первоначала. Что составляет первооснову мира (или проще говоря: из чего все состоит)? Из чего все рождается и во что превращается после гибели? Практически каждый из античных философов отвечает на этот вопрос. У милетцев в роли такого первоначала выступают природные стихии, у Демокрита - атомы, у пифагорейцев - числа, у Платона - идеи и т.д. История античной философии - это история последовательных предложений различных вариантов ответа на вопрос о первоначале.
Или возьмем другую “сквозную” для античности проблему: проблему бытия. Ее четко ставит глава элейской школы Парменид. “Бытие есть, небытия нет”. Ведь “небытие” - это то, чего нет. Значит, о нем нельзя сказать, что оно “есть”. А раз небытия нет, то, следовательно, ничто не возникает и не исчезает (исчезнуть - значит уйти в небытие, но его ведь нет). А невозможность возникнуть и исчезнуть, в свою очередь, означает, что ничто не изменяется, не движется. Значит “бытие” неподвижно. Аналогично Парменид выводит и другие характеристики бытия: оно едино, неделимо и т.д. Выводы Парменида остроумно подтвердил его ученик Зенон. Нельзя мыслить движение, множественность, делимость и пр. без противоречия. На сколько частей можно разделить любой отрезок? Вроде бы на бесконечное количество - предела делимости не видно. Но отрезок-то конечен! Как же конечный отрезок может состоять из бесконечного количества частей? Получаем логическое противоречие, и, чтобы его снять, вынуждены признать (по логике элеатов) неделимость, а значит и единство и неизменность бытия. Так была поставлена проблема фундаментальных характеристик бытия.
Античные философы бросились на поиски ее решения, более совместимого со здравым смыслом. Самое, пожалуй, удачное решение нашел Демокрит. Он предположил, что основу мира составляют атомы - мельчайшие неделимые частицы. Поскольку атом по определению неделим, то предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности. Следовательно, и множественность, и делимость, и движение можно мыслить без противоречия. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи). Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть - это пустота, в которой движутся атомы.
Другое решение проблемы бытия предложил Платон. Единство, неделимость, неизменность он нашел в мире идей. Значит идеи (эйдосы) - это и есть подлинное бытие. А все то, что движется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный мир - это небытие.
Таким образом, и проблема бытия оказывается общей для всех философских учений античности. Отталкиваясь от содержания этих проблем (равно как и проблем морали, идеального государственного устройства) и логически воспроизводя различные способы их решения, можно воссоздать вполне адекватную картину развития философии античного мира.