Помощник в решении проблем

РОЛЕВАЯ ПРИРОДА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ВИДЫ КОНСУЛЬТАНТОВ:

· Консультант по ресурсам

· Консультант по процессу

· Пропагандист (агитатор)

· Технический эксперт (специалист)

· Посредник

· Инструктор (преподаватель)

· Помощник в решении проблем

· Стратег

· Рефлексолог

· Специалист - источник информации

· Участник совместного решения проблем

· Определитель альтернатив

· Искатель фактов

· Советник

· Объективный наблюдатель

КОНСУЛЬТАНТ ПО РЕСУРСАМ

Помогает клиенту, предоставляя ему свой технический опыт и умения и делая что-либо для него и от его имени:

· поставляет информацию;

· диагностирует организацию;

· изучает степень осуществимости предложения;

· разрабатывает новую систему;

· обучает персонал новым методам;

· рекомендует организационные и другие изменения;

· предлагает замечания по новому проекту, предусмотренному руководством, и т.д.

Руководство сотрудничает с консультантом по ресурсам, но при этом может ограничиться:

· предоставлением информации по требованию,

· обсуждением достигнутого прогресса,

· принятием или отклонением предложения и просьбой о дальнейших консультациях по осуществлению проекта.

Руководство не предполагает, что консультант широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменений, хотя он и должен знать об этих аспектах.

Консультант по ресурсам старается предложить клиенту, что изменять.

КОНСУЛЬТАНТ ПО ПРОЦЕССУ

Консультант концентрируется в основном на межличностной и межгрупповой динамике, влияющей на процесс решения проблемы и изменений, и должен собрать все свои навыки и умения, чтобы помочь клиенту.

Особенности этой роли:

· метод сотрудничества,

· консультант пытается научить организацию решать проблемы, знакомя ее с организационными процессами, их вероятными последствиями и методами вмешательства для стимулирования изменений,

· консультант предлагает свои методы, подходы и оценки организации-клиенту, чтобы она сама могла проводить диагностику и устранить собственные проблемы,

· предлагает как изменять,

· помогает клиенту пережить процесс изменений и решить проблемы человеческих отношений по мере их возникновения.

В этой роли важной функцией консультанта является обеспечение обратной связи.

ПРОПАГАНДИСТ (АГИТАТОР)

В роли пропагандиста консультант пытается влиять на клиента.

Особенности этой роли:

· он защищает или «продает» организации систему планируемых изменений

· исполняется до начала всей работы.

Имеются два совершенно разных типа пропаганды:

1) позиционная («контактная») — роль, при которой консультант пытается воздействовать на клиента, чтобы он выбрал определенные ценности, принял определенное решение;

2) методологическая — роль, при которой консультант воздействует на клиента, чтобы он активно решал проблемы и использовал для этого определенные методы.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ (СПЕЦИАЛИСТ)

Роль, при которой консультант, посредством специальных знаний, умений и профессионального опыта оказывает особые услуги клиенту.

Особенности этой роли:

· клиент в основном отвечает за определение целей консультирования, консультант выполняет директивную роль, пока клиент не примет какой-либо подход.

· требует от консультанта существенных знаний.

· консультант воспринимается как специалист по организации процесса внедрения изменений в группе, т.е. как неформальный руководитель. Выступая в этой роли, консультант должен направлять работу группы и фактически руководить ей, чтобы добиться качественного результата.

· выполняется в организациях с демократическим стилем управления, где первый руководитель способен воспринять конструктивную критику со стороны своих подчиненных и передать часть своих полномочий консультанту.

ПОСРЕДНИК

Роль, в которой консультант выступает «буфером» между высшим руководством фирмы и сотрудниками, т.к. многие решения непосредственно отражаются на работниках организации и затрагивают их интересы (например, увеличение или сокращение штата, изменение требований к квалификации персонала, необходимость его обучения).

Особенности этой роли:

· в процессе сотрудничества с консультантом высшее руководство компании-клиента формулирует свои намерения в отношении будущего организации и свои представления о ее целях.

· консультант воспринимается персоналом более спокойно.

ИНСТРУКТОР (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ)

Роль направлена на организацию периодического или постоянного инструктажа или обучения в пределах «системы клиента» когда решение проблемы требует новых навыков или действий.

Особенности этой роли:

· необходимо, чтобы консультант обладал навыками преподавателя-методиста и умел развивать потенциальные возможности других,

· некоторые только издают учебный материал, а компании сами используют его с учетом особенностей организации,

· в других компаниях консультанты сами участвуют в процессе внедрения изменений и обучают сотрудников компании-клиента,

· консультант может обучать на опыте или инструктировать и непосредственно делиться информацией,

· стимулирует и проводит разъяснительную работу,

· оценивает какого рода тренинги необходимы для решения данной проблемы,

· планирует и разрабатывает тренинги,

· выступает в качестве инструктора или преподавателя,

· помогает другим в обучении.

Преимущества этой роли:

дает клиенту навыки и уверенность в осуществлении действий иным, чем обычно, образом.

ПОМОЩНИК В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ

Роль помощника подразумевает синергетический (совместный) подход к сотрудничеству с клиентом и дополнению его действий в процессах восприятия, познания и выработки мероприятий, необходимых для решения проблемы.

Консультант помогает:

· сохранять объективность на стадии диагноза;

· выделять и определять реальные зависимые и независимые переменные, которые воздействуют на причину возникновения проблемы и, в конечном итоге, будут влиять на ее решение;

· взвешивать возможные альтернативы;

· классифицировать характерные причинные связи, которые могут влиять на альтернативы;

· синтезировать и разрабатывать программу действий для эффективного решения проблемы.

Особенности этой роли:

· выступая в роли помощника, консультант способствует достижению консенсуса при соблюдении разумного баланса между открытостью и творческой конфронтацией членов группы;

· консультант участвует в принятии решения на равных правах.

СТРАТЕГ

Роль стратега заключается в подсказывании дополнительных вариантов стратегических действий, которые в противном случае не были бы приняты во внимание.

РЕФЛЕКСОЛОГ

Роль консультанта в стимулировании клиента к принятию решений, наводя его на размышления вопросами, которые могут помочь прояснить или изменить данную ситуацию.

Особенности этой роли:

· Консультант в этой роли выступает как «надзиратель», а также «философ».

· Консультант должен обладать способностью к анализу дилемм, так как использующая его организация, очевидно, столкнулась с ситуацией, которая представляется неразрешимой.

· Консультант должен выявить природу имеющейся ситуации и определить глубинную причину ее возникновения.

Наши рекомендации