Помощник в решении проблем
РОЛЕВАЯ ПРИРОДА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ВИДЫ КОНСУЛЬТАНТОВ:
· Консультант по ресурсам
· Консультант по процессу
· Пропагандист (агитатор)
· Технический эксперт (специалист)
· Посредник
· Инструктор (преподаватель)
· Помощник в решении проблем
· Стратег
· Рефлексолог
· Специалист - источник информации
· Участник совместного решения проблем
· Определитель альтернатив
· Искатель фактов
· Советник
· Объективный наблюдатель
КОНСУЛЬТАНТ ПО РЕСУРСАМ
Помогает клиенту, предоставляя ему свой технический опыт и умения и делая что-либо для него и от его имени:
· поставляет информацию;
· диагностирует организацию;
· изучает степень осуществимости предложения;
· разрабатывает новую систему;
· обучает персонал новым методам;
· рекомендует организационные и другие изменения;
· предлагает замечания по новому проекту, предусмотренному руководством, и т.д.
Руководство сотрудничает с консультантом по ресурсам, но при этом может ограничиться:
· предоставлением информации по требованию,
· обсуждением достигнутого прогресса,
· принятием или отклонением предложения и просьбой о дальнейших консультациях по осуществлению проекта.
Руководство не предполагает, что консультант широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменений, хотя он и должен знать об этих аспектах.
Консультант по ресурсам старается предложить клиенту, что изменять.
КОНСУЛЬТАНТ ПО ПРОЦЕССУ
Консультант концентрируется в основном на межличностной и межгрупповой динамике, влияющей на процесс решения проблемы и изменений, и должен собрать все свои навыки и умения, чтобы помочь клиенту.
Особенности этой роли:
· метод сотрудничества,
· консультант пытается научить организацию решать проблемы, знакомя ее с организационными процессами, их вероятными последствиями и методами вмешательства для стимулирования изменений,
· консультант предлагает свои методы, подходы и оценки организации-клиенту, чтобы она сама могла проводить диагностику и устранить собственные проблемы,
· предлагает как изменять,
· помогает клиенту пережить процесс изменений и решить проблемы человеческих отношений по мере их возникновения.
В этой роли важной функцией консультанта является обеспечение обратной связи.
ПРОПАГАНДИСТ (АГИТАТОР)
В роли пропагандиста консультант пытается влиять на клиента.
Особенности этой роли:
· он защищает или «продает» организации систему планируемых изменений
· исполняется до начала всей работы.
Имеются два совершенно разных типа пропаганды:
1) позиционная («контактная») — роль, при которой консультант пытается воздействовать на клиента, чтобы он выбрал определенные ценности, принял определенное решение;
2) методологическая — роль, при которой консультант воздействует на клиента, чтобы он активно решал проблемы и использовал для этого определенные методы.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ (СПЕЦИАЛИСТ)
Роль, при которой консультант, посредством специальных знаний, умений и профессионального опыта оказывает особые услуги клиенту.
Особенности этой роли:
· клиент в основном отвечает за определение целей консультирования, консультант выполняет директивную роль, пока клиент не примет какой-либо подход.
· требует от консультанта существенных знаний.
· консультант воспринимается как специалист по организации процесса внедрения изменений в группе, т.е. как неформальный руководитель. Выступая в этой роли, консультант должен направлять работу группы и фактически руководить ей, чтобы добиться качественного результата.
· выполняется в организациях с демократическим стилем управления, где первый руководитель способен воспринять конструктивную критику со стороны своих подчиненных и передать часть своих полномочий консультанту.
ПОСРЕДНИК
Роль, в которой консультант выступает «буфером» между высшим руководством фирмы и сотрудниками, т.к. многие решения непосредственно отражаются на работниках организации и затрагивают их интересы (например, увеличение или сокращение штата, изменение требований к квалификации персонала, необходимость его обучения).
Особенности этой роли:
· в процессе сотрудничества с консультантом высшее руководство компании-клиента формулирует свои намерения в отношении будущего организации и свои представления о ее целях.
· консультант воспринимается персоналом более спокойно.
ИНСТРУКТОР (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ)
Роль направлена на организацию периодического или постоянного инструктажа или обучения в пределах «системы клиента» когда решение проблемы требует новых навыков или действий.
Особенности этой роли:
· необходимо, чтобы консультант обладал навыками преподавателя-методиста и умел развивать потенциальные возможности других,
· некоторые только издают учебный материал, а компании сами используют его с учетом особенностей организации,
· в других компаниях консультанты сами участвуют в процессе внедрения изменений и обучают сотрудников компании-клиента,
· консультант может обучать на опыте или инструктировать и непосредственно делиться информацией,
· стимулирует и проводит разъяснительную работу,
· оценивает какого рода тренинги необходимы для решения данной проблемы,
· планирует и разрабатывает тренинги,
· выступает в качестве инструктора или преподавателя,
· помогает другим в обучении.
Преимущества этой роли:
дает клиенту навыки и уверенность в осуществлении действий иным, чем обычно, образом.
ПОМОЩНИК В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ
Роль помощника подразумевает синергетический (совместный) подход к сотрудничеству с клиентом и дополнению его действий в процессах восприятия, познания и выработки мероприятий, необходимых для решения проблемы.
Консультант помогает:
· сохранять объективность на стадии диагноза;
· выделять и определять реальные зависимые и независимые переменные, которые воздействуют на причину возникновения проблемы и, в конечном итоге, будут влиять на ее решение;
· взвешивать возможные альтернативы;
· классифицировать характерные причинные связи, которые могут влиять на альтернативы;
· синтезировать и разрабатывать программу действий для эффективного решения проблемы.
Особенности этой роли:
· выступая в роли помощника, консультант способствует достижению консенсуса при соблюдении разумного баланса между открытостью и творческой конфронтацией членов группы;
· консультант участвует в принятии решения на равных правах.
СТРАТЕГ
Роль стратега заключается в подсказывании дополнительных вариантов стратегических действий, которые в противном случае не были бы приняты во внимание.
РЕФЛЕКСОЛОГ
Роль консультанта в стимулировании клиента к принятию решений, наводя его на размышления вопросами, которые могут помочь прояснить или изменить данную ситуацию.
Особенности этой роли:
· Консультант в этой роли выступает как «надзиратель», а также «философ».
· Консультант должен обладать способностью к анализу дилемм, так как использующая его организация, очевидно, столкнулась с ситуацией, которая представляется неразрешимой.
· Консультант должен выявить природу имеющейся ситуации и определить глубинную причину ее возникновения.