Проблема истины в философии

Ни одна наука, кроме философии, не решает вопрос о том, что такое истина и каковы ее критерии, в то время, как непосредственная цель познания – это достижение истины. Вопрос об истине – заостренная форма вопроса о сущности человеческого познания, способности человека познавать мир и самого себя. Истина – адекватное, правильное отражение действительности.

С позиций объективного идеализма Гегеля истина – объективный процесс самопознания логической идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей. По Гегелю, логическая идея в конце концов достигает абсолютной истины, приходит к абсолютному тождеству с собой. Абсолютная истина как тождество идеи с самой собой представляла по Гегелю вечное движение, жизнь.

Для субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собственных ощущений, в каком бы варианте эта трактовка не возникала.

Существует несколько точек зрения, что же все-таки является критерием истины.

1). С точки зрения прагматизма критерием истины является польза. Но истина не всегда приносит пользу, а иногда и вовсе вредит. Поэтому вряд ли этот критерий можно назвать критерием истины.

2). С точки зрения неопозитивистов 20 века критерием истины является принцип верификации. Они по существу свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. С точки зрения неопозитивизма в эмпирических науках имеют смысл те утверждения, которые могут быть верифицируемы, т.е. выведены из «атомарных фактов», «капель опыта». Фактически они предлагали все теории разбить на предложения и их проверить. Этот принцип ограничен, т.к. с этой позиции оказывались необъяснимыми многие положения частных наук. И вообще сам этот принцип не проверяется на опыте.

3). Поппер: принцип фальсификации. Он считал, что нужно находить данные, опровергающие данную теорию. А если таковых не найдется, то теория истинна.

4). Принцип когерентности, или принцип непротиворечивости. С этой точки зрения теория должна быть внутренне непротиворечивой. Однако этот принцип ограничен, т.к. могут существовать ненаучные теории, которые будут внутренне непротиворечивы.

5). Для наук типа математики и логики неопозитивизм выдвинул принцип конвенциализма, согласно которому смысл имеют те утверждения науки, которые соответствуют принятым между учеными соглашениям, конвенциям. Так, конвенциями являются математические аксиомы. Однако конвенциализм игнорировал тот неопровержимый факт, что в конечном счете любые теоретические соглашения, претендующие на научную значимость, должны иметь объективные основания. Математ. аксиомы отнюдь не являются чисто конвенциальными продуктами: они отображают свойства и отношения объективного мира.

Марксизм: критерий истины – опыт. Практика - универсальный критерий истины.

Существует 4 вида истины.

Объективная истина

Объективная истина – это такое содержание нашего знания, которое не зависит от нашего сознания.

Оценивая знания, их значение для человека, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности, объективному положению дел или являются ошибочными, ложными. Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены для нас смысла. Индивиды, группы, классы могут какое-то время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления. Однако если ошибочные взгляды и выступают «организующей формой человеческого опыта», они не приобретают от этого истинности и приводят к отрицательным результатам.

Конкретная истина

Конкретная истина. Всякая объективная истина конкретна. Конкретное – это действительность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений и т.д. конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. изолированное, отдельное, изолированное, отвлеченное.

Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования. Конкретная истина – это знание, полученное на основе изучения ограниченной области бесконечного мира, это знание конкретного предмета в конкретных условиях. Истина всегда конкретна, т.к. это знание конкретного предмета и она всегда ограничена конкретной исторической эпохой.

Наши рекомендации