Этика субъективистская и этика объективистская
Что с точки зрения гуманистической этики мы должны ответить тем, кто отказывает человеку в способности самому устанавливать объективно значимые нормативные принципы?
1 Вспомните знаменитое высказывание Протагора — см. часть 1,подразд. 1.2.1. — А. П.
Одна из школ гуманистической этики принимает вызов и соглашается с тем, что ценностные суждения не имеют объективной значимости и представляют собой не что иное, как произвольные предпочтения или желания индивидов. С этой точки зрения, например, выражение "свобода лучше рабства" описывает просто различие во вкусах, но не имеет объективной значимости. Ценность в этом смысле определяется как "некое желаемое благо", и желание определяет ценность, а не ценность определяет желание. Такой радикальный субъективизм по самой своей природе несовместим с идеей, что этические нормы должны быть универсальны и применимы ко всем людям. Если бы такой субъективизм был единственным типом гуманистической этики, тогда и в самом деле мы столкнулись бы с необходимостью выбора между этическим авторитаризмом и полным отказом от общезначимых норм...
К примеру, если я собираюсь построить железную дорогу, то я должен строить ее в соответствии с принципами физики. Во всех ремеслах система объективно значимых норм составляет теорию практики (прикладную науку), основанную на теоретической науке. Хотя и существуют разные способы достижения значительных результатов в любом ремесле или искусстве, тем не менее нормы ни в коем случае не могут быть произвольными: их нарушение чревато либо ничтожным результатом, либо полной неспособностью достичь желаемой цели.
Но не только медицина, инженерия или живопись являются искусством; сама жизнь есть искусство, в сущности самое важное и в то же время самое трудное и сложное искусство для человека. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность, то есть процесс развертывания и осуществления всех потенций человека. В искусстве жить человек одновременно художник и модель, скульптор и мрамор, врач и пациент.
Гуманистическая этика, которая принимает, что "добро" — это то, что хорошо для человека, а "зло" — то, что для него плохо, предполагает, что, для того чтобы знать, что же именно хорошо для человека, необходимо понять его природу. Гуманистическая этика есть прикладная наука "искусства жить ", основанная на теоретической "науке о человеке ". Здесь, как и в других искусствах, наибольшие достижения ("добродетели") пропорциональны знаниям в области науки о человеке, а также приобретенным навыкам и практике. Однако нормы могут быть выведены из теории только при условии, что выбран определенный вид деятельности и поставлены определенные цели. Так,
условием для медицинской науки является цель излечения болезней и продления жизни; не будь ее, все ее (медицины) нормы были бы лишены смысла. В основе любой прикладной науки лежит аксиома, являющаяся результатом акта выбора (см. матем. прил. II [89]. — А. П.), а именно утверждение цели деятельности в качестве желаемой. Однако аксиома, лежащая в основе этики, отлична от аксиом, лежащих в основе других искусств. Мы могли бы вообразить себе культуру, в которой люди не хотели бы заниматься живописью или строить мосты, но невозможно вообразить такую культуру, в которой люди отказывались бы жить. Тяга к жизни присуща любому живому существу, и человек не может не хотеть жить, независимо от того, что он думает по этому поводу. Выбор между жизнью и смертью скорее, кажущийся, чем реальный; реальный же выбор — это выбор между хорошей и плохой жизнью.
Небезынтересно было бы задаться вопросом, почему в наше время утрачено понятие жизни как искусства. Складывается впечатление, что современные люди полагают, будто обучение необходимо лишь для овладения искусством чтения и письма, что обучение гарантирует возможность стать архитектором, инженером или квалифицированным рабочим, но что жизнь — дело столь простое и обычное, что и учиться здесь нечему. Именно потому, что каждый "живет" по-своему, жизнь представляется людям той сферой, где каждый считает себя специалистом, знатоком. Но это вовсе не потому, что человек до такой степени овладел искусством жить, что утратил ощущение всех жизненных трудностей. Как раз то, что в жизни превалирует отсутствие подлинных радости и счастья, совершенно исключает подобное объяснение. Сколько бы ни акцентировало современное общество внимание на счастье личности, ее интересах, оно приучило человека к мысли, что вовсе не его счастье (или, используя теологический термин, спасение) является целью его жизни, а служебный долг или успех. Деньги, престиж и власть — вот стимулы и цели. Человек пребывает в иллюзии, что он действует в своих собственных интересах, тогда как в действительности он служит чему угодно, только не своим собственным интересам.
Для него важно все, кроме его собственной жизни и искусства жить. Он живет для чего угодно, только не для себя.
Если этика действительно составляет корпус норм для достижения успеха в искусстве жить, то ее наиглавнейшие принципы должны вытекать из природы жизни вообще и человеческой жизни в частности.
Обобщая, можно сказать, что природа всякой жизни — это ее сохранение и утверждение. Любому живому организму присуще врожденное стремление к сохранению своего существования: именно этот факт позволил психологам сформулировать идею "инстинкта" самосохранения. Первая "обязанность" организма — быть живым.
"Быть живым" — это динамическое, а не статическое понятие. Существование и раскрытие специфических сил организма — это одно и то же. Все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей. Отсюда цель человеческой жизни следует понимать как раскрытие его сил и возможностей в соответствии с законами его природы.
Однако не существует человека "вообще". Хотя основные качества человека свойственны всем представителям рода человеческого, тем не менее каждый человек всегда индивидуален, уникален, отличен от других. Он отличается особенностями черт характера, темпераментом, талантом, склонностями, так же как отличаются отпечатки его пальцев от отпечатков пальцев других. Он может превратить свои возможности в действительность только путем реализации своей индивидуальности. Долг быть живым означает то же, что и долг стать самим собой, развить свои возможности до зрелого состояния, сформировать свою личность. Итак, добро в гуманистической этике — это утверждение жизни, раскрытие человеческих сил. Добродетель — это ответственность по отношению к собственному существованию. Злом является помеха развитию человеческих способностей; порок — это безответственность по отношению к себе.
Таковы принципы объективистской гуманистической этики.
Перевод Е. А. Жуковой
Б. Хофф 1 ДЭ ПЯТАЧКА[112, 108-115]
(фрагмент)
В книге "Дом на пуховой Опушке" Пятачок говорит, что "Тигра был ужасно прыгучий, и у него была такая манера здороваться, что у вас потом всегда были полны уши песку, даже после того, как Кенга скажет: "тигра, деточка, осторожно!" — и поможет вам встать". По словам Кролика, это "такой Тигра, который сам лучше вас все знает, и, если вы говорите ему, куда надо идти, он прибегает туда первым, а когда вы туда доберетесь, его и след простыл, и вам даже некому гордо сказать: "Ну вот, мы у цели!".
Александр Поуп 2 дал очень точный его портрет, когда писал, что "некоторые люди не могут ничему научиться, потому что слишком быстро все схватывают". Психолог назвал бы Тигру "импульсивной личностью", а мы добавим, что это животное с несгибаемыми прихотями и размякшей внутренней дисциплиной.
В то время как учения, распространенные на Западе, склонны поддерживать тигриное отношение к жизни, учения Востока видят его опасность. Так, например, в "Дао дэ цзин" говорится:
Ураганный ветер не дует все утро,
Сильный дождь не идет весь день.
Они — порождение неба и земли,
И если даже небо и земля
Не могут поддерживать кипучую деятельность долго,
То как можешь ты?
* * * Стоя на цыпочках, теряешь равновесие. Делая крупные шаги, быстро устаешь.
Стараясь произвести впечатление, проявляешь свою серость. Выражая довольство собой, демонстрируешь пустое тщеславие. Хвастаясь, вызываешь презрение. Преувеличивая свои заслуги, ускоряешь свое падение.
1 Бенджамен Хофф пишет о героях знаменитой книги английского писателя А. Милна "Винни-Пух и Все-Все-Все", известной русскому читателю в переводе Б. Заходера. 1Александр Поп (Поуп) (1688-1744) — английский поэт.
Тот, кто следует Путем, относится ко всему этому, Как к избытку пищи, лишнему багажу. Это не приносит счастья. Поэтому, следуя Путем, Избегай всего этого.
Не старайся завоевать мир силой,
Ибо сила лишь вызывает противодействие.
Там, где проходит армия, вырастают колючки.
За великой победой следуют годы бедствий.
Делай только то, что необходимо,
Не прибегая к насилию.
* * * Неразумно кидаться туда и сюда. Задыхаясь, перенапрягаешь свой организм. Слишком большая трата энергии Приводит к быстрому истощению. Это не Естественный Путь. Все, что не согласуется с Дао, Не может длиться долго.
Испортить дело можно разными способами. На Западе полным-полно Тигров — суперчемпионов, неустанных искателей немедленного успеха. Запад боготворит их, потому что они такие Прыгучие и Заводные. Возможно, даже чересчур заводные — как заведутся, так не остановишь. Похоже, в наше время надо быть не Истинной Личностью и даже не Героем, а неким взвинченным Суперменом, чья жизнь состоит сплошь из восклицательных знаков — вполне в духе Тигры: "Быстрее сверхскоростной ракеты!", "Мощнее самого мощного локомотива!"...
Тигры далеко не всегда такие, какими кажутся. У них, как правило, независимый и целеустремленный вид, но на самом деле они находятся в плену у окружающей действительности, которая заставляет их бросаться туда-сюда за очередными приманками. Может показаться, что энергия из них бьет ключом, но на самом деле склонность к непрерывному движению и погоня за сенсациями — это форма духовной лености. Как недвусмысленно демонстрирует их поведение, Тигры не управляют своей жизнью.
К сожалению, в обществе, которое превозносит, поощряет и награждает импульсивность, очень легко стать нетерпеливым, нерасчетливым, легкомысленным Тигрой. Реклама уговаривает нас купить то-то и то-то и испортить себе все, что можно.
"Ведь вы этого достойны", — говорит она. (Возможно, так оно и есть, но нам все-таки хочется верить, что мы достойны чего-то лучшего.) Витрины магазинов рассчитаны на то, чтобы пробудить в нас желание купить товар. В телесериалах, ток-шоу и журналах перед нами крутится целый калейдоскоп образов, пробуждающих в нас импульсы самого сомнительного свойства. Практически все — от причесок до стиля жизни — преподносится как некий наркотик, который доставит нам немедленное облегчение и удовлетворит все наши желания. Если у вас будет автомобиль именно этой модели, одежда этого стиля, подружка этих параметров и романтическое приключение этого типа, счастье вам обеспечено. Вас будут любить. Вы станете Личностью. А те, кто не может приобрести всего вышеперечисленного, обречены на жалкое прозябание.
На самом же деле те, кто может все это приобрести, обречены на неизбежное разочарование. Как говорил Оскар Уайльд, "На свете есть только две трагедии. Первая — не получить того, чего хочешь. Вторая
— получить это". А в древней Персии существовало проклятие: "Да сбудутся немедленно все твои желания!"
В двенадцатой главе "Дао дэ цзин" Лао-цзы объяснил, к чему приводит тигриная любовь ко всему сенсационному:
Из-за пяти цветов слепнут глаза.
Из-за пяти тонов глохнут уши.
Из-за пяти вкусов теряет чувствительность язык.
Гонки и охота сводят человека с ума.
Америка, с одной стороны, становится Царством Иа-Иа, а с другой — превращается в Тиграленд. Вот уж поистине шизофренический синдром! Головы американских детей настолько перенапряжены и искалечены мелькающими перед их глазами с тигриной непоседливостью телевизионными шоу, компьютерными играми и задачками, рассчитанными на немедленную реакцию левого полушария, что многие из них неспособны сосредоточиться на чем-либо дольше пяти минут. Все большее число учителей убеждается, что научить таких детей чему-либо невозможно. Если сознание ребенка не может схватить что-либо сразу же, то он уже никогда не поймет этого. Но даже если
он и схватит что-либо, то все равно не поймет, потому что мгновенное схватывание информации и ее понимание — разные вещи.
Возможно, наши дети смогут найти работу, устроившись техниками и лаборантами к китайцам, японцам и корейцам, которые, похоже, к тому времени будут владеть почти всем на земле, потому что они, в отличие от нас, учат детей сосредоточенности.
В первую очередь Тиграм следовало бы усвоить, что если они не научатся управлять своими импульсами, то импульсы будут управлять ими (вспомните спор Сократа и Калликла — см. комментарий к фрагменту диалога Платона "Горгий". — А. П.). За сколько бы дел Тигры ни хватались, работа никогда не приносит им удовлетворения, потому что оно приходит лишь тогда, когда человек достигает намеченной цели упорным трудом.
Комментарий
Текст дает представление о философии даосизма, возникшей в древности на Востоке. Книга "Дао дэ цзин" — классический текст даосизма, приписываемый легендарному мудрецу Лао-Цзы (VI в. до н. э.). В книге говорится о "пути (дао) и добродетели", причем речь идет об отношении дао к жизни человека, особенно правителя. Язык не в состоянии адекватно выразить сущность дао. Оно безымянно, поскольку все имена означают нечто определенное, дао же есть верховный принцип по ту сторону всех различий — "путь природы и жизни".
"Мерило человека — земля, мерило земли — небо, мерило неба — дао, мерило дао — оно само". Поэтому правильный путь мудреца и мудрого правителя состоит в том, чтобы позволить дао руководить собой, внутренне освободившись от всякой эгоистической деятельности.
Мудрец действует через "недеяние". Оно заключается не в полной бездеятельности, а в том, что мудрец не совершает никаких попыток не необходимого вмешательства в происходящее. Чем меньше человек старается планировать, руководствуясь собственным желанием, тем полнее вещи следуют дао.
"Дао во веки веков есть недеяние, и все же ничто не остается несделанным".
Мудрец живет в простоте и действует посредством мнимой слабости. Поэтому его часто сравнивают с водой: она полезна всем живым
существам, но несмотря на ее мягкость, ничто жесткое не причинит ей вреда.
Второй значительный представитель даосизма Чжуан-Цзы (IV в. до н. э.) стремится поколебать ложную уверенность людей в своих мыслях, указывая на относительность опыта и шкалы ценностей. Знаменитый пример — "сон о бабочке": "Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди цветов в свое удовольствие и вовсе не знала, что она — Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я — Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он — бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие. Вот что такое превращение вещей!"
Чжуан-Цзы показывает и ограниченность языка: дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках. Постижение дао возможно лишь на мистическом пути, о котором говорят образами. Дух должен обрести покой — ведь незамутненной бывает только неподвижная вода. Он должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер дао понесет его, словно лист [62, 25](сравните со знаменитым стихотворением П. Верлена "Осенняя песня" [89, гл. 6]). Сопоставьте "сон о бабочке" с основоположением философии Декарта (Мыслю, следовательно, существую). Попробуйте, основываясь на этих двух исходных пунктах, охарактеризовать различие между западным (рационалистическим) и восточным (мистическим) мировоззрениями. Соотнесите с комментарием к стихотворению Ф. Тютчева " Silentium!".
И. Иртеньев 1 ЛЕСНАЯ ШКОЛА [7, 271]
Шел по лесу паренек, Паренек кудрявый, И споткнулся о пенек, О пенек корявый.
И про этот про пенек, Про пенек корявый Все сказал, что только мог, Паренек кудрявый.
Раньше этот паренек Говорил коряво. Научил его пенек Говорить кудряво.
1987
ТИК-ТАК[7, 274]
На столе часы стоят, Но на первый только взгляд. На второй — они идут, Отмеряя ход минут.
Отмеряя ход минут, По столу часы идут, Вот до краешка дойдут И оттуда упадут.
На пол часики упали
И лежат. На третий взгляд.
1 Иртеньев Игорь Моисеевич (род. 1947) — русский поэт.
А на первый, как вначале Было сказано, стоят.
Это что ж это такое? И на что ж это похоже? Ведь лежать не можно стоя И стоять не можно лежа.
Можно ж нервный тик Заработать так. Тик-Так.
1992
Комментарий
В подглаве 4.3.2 (часть 1) шла речь о каламбурах. Каламбур — это игра слов, основанная, в частности, на том, что одинаково звучащие слова могут иметь различный смысл {кудрявый паренек — кудрявая речь, корявый пенек — говорить коряво). Зачастую каламбуры придают поэтической речи ироническую окраску.
Б. Заходер 1 ОБРАЗ И ПОДОБИЕ[49, 232]
Вот родословие Адама:
когда Богсотворил человека,
по подобию Божию создал его...
Бытие, 5, 1
"По своєму подобию Творец
Нас сотворил", —
Оно, конечно, лестно.
Но в чем же — это сходство, интересно?
Пора бы разобраться наконец!
Господь — Предвечен. Мы, увы, — поденки. Всевышний Он. Мы, в основном, подонки. Он — всемогущ. А человек так слаб... Он — Господин. А я — лукавый раб... Он — Всеблагой. А я порой так злобен... Чем может быть наш брат Ему подобен? Чем Духу может быть подобна плоть? Непостижимо! (Как и сам Господь!)...
Так бился я в сомнениях греховных.
Искал ответа у отцов духовных —
И внял Господь.
Упала пелена.
Мне Истина открылась.
Вот она:
Нас сотворил Творец. ТВОРЕЦ. И, стало, Нас творческое с Ним роднит начало. В том, кто творит, — всегда есть образ Божий, Будь ты какой угодно гнусной рожей!
1Заходер Борис Владимирович (род. 1917) — русский поэт, прославленный переводом (вернее, пересказом) книга английского писателя А. А. Милна "Винни-Пух и Все-Все-Все".
ПЕСЕНКА О ЛАМПОЧКЕ [49, 254]
Лампочка любит светиться, А человек — суетится. Лампочка перегорает, А человек — умирает...
Миром ли он потрясает Или в бирюльки играет, Губит он — или спасает, Он все равно умирает...
— Так ни к чему суетиться? -Да,
Ни к чему суетиться.
Что же нам делать, ребята?
— Если сумеем — светиться...
Комментарий
Соотнесите этот шутливый текст с воззрениями христианского Средневековья, согласно которым добро и красота суть воплощения Бога, а Бог есть свет (см. часть 1, подразд. 2.3). Вспомните также о том, как Ю. Шрейдер определяет смысл человеческой моральности — это обожение или теозис, и о красноречивом названии процитированного в подразд. 2.2 трактата Фомы Кемпийского "О подражании Христу". Человек должен стать подобным Богу из любви к Нему.
"Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божьим", — С. Аверинцев цитирует греческого христианского автора II в. Иринея [1].
Сопоставьте стихотворение со словами Христа из Нагорной проповеди: "Любите врагов ваших... да будете сынами Отца Вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..."
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Наверное, эту книгу следовало бы назвать "Проблемы (или вопросы) этики и эстетики" (вспомните еще раз многократно упомянутый эпиграф из Гете к части 1). Каждый раз, когда человеческая мысль формулирует действительно важный вопрос, ответ на него бывает двойственным.