Методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни
Практика структурно сложна. Ее составные части: материально-производственная деятельность (создание материальных благ), социальная деятельность (общественные преобразования), научно-лабораторная (производство научных идей) и обыденная деятельность (удовлетворение каждодневных потребностей). Они образуют определенные сферы общественной жизни. И одновременно это подсистемы общества, существующие по своим законам. Необходимость их изучения, регулирования и управления объясняет данную функциональную зависимость.
Потребность и интерес человека к совершенствованию среды своего обитания, аккумулированные в практике, делают ее еще и целью познания. Данная функция обусловлена тем, что для человека всегда важно облегчить свой труд, увеличить его производительность, повысить результативность, а для этого необходимо знать противоречия и сущность сложных видов деятельности, обеспечивать ее прогрессирование. Человечество стремится уменьшить число процессов, которые используются стихийно, и увеличить эффективность своих связей с природой и обществом. Полученные знания, проверенные опытно-экспериментальным путем, человек использует в жизнедеятельности, поэтому можно утверждать, что у практики есть еще и пятая функция – быть сферой приложения знаний. В своем единстве знания позволяют совершенствовать практическое поле деятельности и доказывают неразрывность теории и практики в бытии общества.
Рассматривая характеристики познания, невозможно обойти вниманием вопрос о его методах.
Метод – это способ достижения цели, совокупность правил познавательной и практическойдеятельности. Учение о методах познания начинает формироваться в XVII в. в связи с интенсивным развитием наук и необходимостью в еще большей мере увеличить отдачу научного познания, повысить темпы прироста научного знания.
Современная методология (греч. methodos – путь к чему-либо, logos – учение, т.е. учение о способах познания) накопила большое количество сведений о различных методах и классифицирует их применительно к существующим уровням познания – теоретическому и эмпирическому.
Эмпирический (опытный) уровень – это накопление фактов об объекте опытным путем.
Теоретический уровень базируется на эмпирическом и представляет собой осмысление результатов эмпирических исследований, проникновение в сущность объекта и характер его связей. Применительно к этим уровням действуют различные методы познания. Классификация выявляет возрастание степени их сложности.
Существует группа частных методов, применяемых на эмпирическом уровне, – наблюдение (целенаправленное восприятие), эксперимент (создание искусственных условий функционирования объекта), измерение (анализ количественных характеристик объекта), сравнение (сопоставление свойств), описание (фиксация фактов и их систематизация), объяснение (раскрытие причин бытия исвязей объектов). Их применение воплощается в результатах, формах опытной деятельности, к числу которых относятся: экспериментальныефакты (констатация существования объектов и характера их проявлений), экспериментальные понятия (наиболее общая, первичная систематизация фактов), экспериментальные законы (сведение понятий в систему). Они служат основой для дальнейшего развития и углубления знаний.
Вторая группа методов – особенная (специфическая). Такое обозначение основывается на возможности использовать эти методы как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях. К ним относятся:
анализ – мысленное разложение объекта на части для выявления его специфичности;
синтез – мысленное объединение элементов для определения общего;
индукция – движение мысли от частного к общему;
дедукция – процесс движения от общего к частному;
аналогия – выявление сходства;
аксиоматизация – принятие общепринятых положений науки как исходных без доказательств;
абстрагирование – мысленное выделение какого-либо свойства без акцента на связях;
формализация – абстрагирование формы от содержания;
моделирование – воспроизведение свойств одного объекта на другом для удобства изучения, экспериментирования;
обобщение – создание системы знаний.
Результаты применения этих методов выражаются в формах проблем и гипотез.
Проблема (греч. problema – задача, которую нужно разрешить) – это противоречие между полученными научными фактами и невозможностью объяснить их на основе имеющихся знаний.
Гипотеза (греч. hypothesis – предположение) – вероятностное знание, являющееся одним из способов разрешения проблемы, научно обоснованное предположение.
Эти формы представляют собой осознание и формулирование вариантов последующих решений.
Более высоким классом методов, использованных только на теоретическом уровне, является группа общенаучныхметодов (применяемых во всехнауках). К ним относятся:
системно-структурный метод – рассмотрение объекта, имеющего структурную организацию, с помощью упорядоченного множества;
восхождение от абстрактного к конкретному – движение от неполных знаний к многоаспектному знанию, от простейших определений к более сложным понятиям;
единство логического и исторического – изучение объекта с момента его возникновения по периодам становления и анализ объекта в наиболее развитом состоянии;
математизация – использование математических показателей для исследования количественных характеристик.
Результатами применения общенаучных методов являются знания в форме идей, которые помогают выйти за рамки гипотетического знания, а затем сформировать понятия (наиболее общие сведения о предмете). Новые понятия классифицируются, со временем из их числа выделяются основные. Они занимают позицию категорий, связь которых образует законы, а связь последних – закономерности. Они выступают основой теорий (систем обобщенных знаний о тех или иных сторонах действительности). Теории в своем единстве создают научные дисциплины, система которых образует научную картину мира – комплексные знания о закономерностях Вселенной. На современном этапе формирование научной картины мира возможно на основе всеобщего, диалектического метода, который носит универсальный характер и применяется и в философии, и в частных науках. Его характерной особенностью является рассмотрение материального мира как основополагающего образования, детерминирующего идеальное, и изучение его в возникновении и разрешении противоречий, в постоянном количественном и качественном обновлении.
Все методы познания имеют общие черты:
направленность к общей цели постижению истины;
результативность в достижении цели;
детерминируемость – причинную обусловленность использования;
проверяемость – результативность применения одного метода можно проконтролировать несколькими другими;
эффективность – за счет получения не только основных, но и дополнительных результатов;
экономичность – достижение результатов с наименьшими затратами.
Эти методы общепонятны, теоретически и исторически выверены и выступают как объединяющее начало теории и практики. Практика результативна при наличии действительно научной теории, которая может быть объективной только на основе научной методологии. Формы познания демонстрируют структуру знания, в них фиксируются результаты, полученные с помощью методов.
Таким образом, акты познания, как и любое разумное действие, подчиняются регулятивным принципам. Без их использования невозможно достичь правильного результата. Научно обоснованный подход – это система методов. По существу, методы – суть функциональное проявление теории, ее практическое применение. Иначе говоря, метод – это теория в действии, процедурная сторона познания.
Понятие общества.
Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей.
В диалектическом аспекте под обществом понимают фиксированные этапы его развития (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое). В более узком смысле общество рассматривается как отдельный комплекс (украинское общество, английское общество и т.д.). Понятие «общество» достаточно многозначно. Его трактуют как:
- специфическую часть природы;
- совокупность людей;
- выражение социальной формы движения;
- характеристику общественной жизни в целом.
Общество представляет собой взаимодействие сфер (материально-производительной, экономической, социальной, политической, правовой, духовной), систему связей и отношений.
Изучением общества занимается целый ряд наук, каждая из которых рассматривает свой спектр вопросов:
1. Социология выясняет механизм общественных процессов, закономерность сосуществования социальных общностей.
2. Экономика анализирует создание, воссоздание, распределение и потребление материальных благ.
3. Политология – выявляет характер политических процессов в общественном устройстве, властные отношения и закономерности политической жизни.
4. Правоведение – исследует деятельность правовых учреждений и систему нормативности в общественных отношениях.
5. Экология изучает многоаспектность взаимоотношений общества и природы.
6. Этика – рассматривает моральные и нравственные регуляции общественной жизни.
7. Педагогика делает объектом анализа принципы и характер системы воспитания, просвещения, обучения, образования, функционирующие в обществе.
8. Социальная психология – наука о законах общения, деятельности и поведении людей, обусловленности их включения в социальные общности и группы, а также социально-психологические особенности этих групп.
9. Предметом эстетики является изучение закономерностей эстетического освоения действительности, творчества по законам красоты.
Социальная философия обобщает и систематизирует результаты всех наук об обществе, прогнозирует его развитие в дальнейшем.
В истории философских учений наблюдается смена трактовок особенностей общественной жизни.
Во времена античности Платон утверждал, что общество возникает вследствие необходимости удовлетворять человеческие потребности. Аристотель объяснял его появление наличием у людей особого «социального инстинкта». В этот период понятия «общество» и «государство» отождествлялись. Разнообразие отношений и зависимостей объяснялось исходным неравенством способностей у людей и в связи с этим – их различной ролью в обществе.
В период Нового Времени (XVII-XVIII вв.) появляются теории общественного договора (Гоббс, Руссо), где общество представлено созданной людьми системой контроля над их поступками, ограничивающей личную свободу.
Гегель критиковал эту идею и выдвигал концепцию гражданского общества. Под «гражданским обществом» он понимал систему производственных и экономических отношений, которая представляет собой фиксацию всеобщей зависимости.
Кант считал общество результатом действия всеобщих законов, постепенно гармонизирующих мир.
И. Бентам подчеркивал фиктивность понятия «общество», так как человеческие личности понимаются только лишь как его составные части.
Марксистское понимание базировалось на приоритете в обществе производственных отношений, возникновение которых объективно. Различные общественные системы рассматривались как естественно-исторический процесс смены одних периодов развития другими.
XIX—XX вв. принесли многообразие позиций в понимании сущности общественного устройства.
Э. Дюрнгейм видел в обществе некое «моральное единство».
К. Ясперс представляет общество как неповторимую комбинацию событий, задающую историческую уникальность определенной человеческой судьбе.
А. Тойнби, отрицая объективный характер законов общественного существования, утверждал, что они формируются по принципу «вызова и ответа». В ответ «на вызов» природы люди совершенствуют свои жилища, строят дамбы, дороги и т.д.
Ему принадлежит идея создания теоретической модели общества.
Модель – это аналог объекта, воспроизводящий его свойства. Суммируя имеющиеся разработки, можно теоретическую модель общества обозначить следующим образом:
- человек и его многообразные потребности;
- интересы, способствующие выражению потребностей;
- деятельность, благодаря которой происходит удовлетворение потребностей и образование общественного (материального и духовного) производства;
- материальное производство, возникающее как результат деятельности многих поколений;
- экономическая сфера, осуществляющая распределение, обмен и потребление созданных производством материальных благ;
- социальная сфера, закрепляющая положение людей во всех видах деятельности и общественных сферах;
- политическая сфера, обеспечивающая незыблемости власти;
- правовая сфера, исполняющая защитные функции господствующей формы собственности;
- духовная сфера, производящая духовные ценности для удовлетворения потребностей людей.