Понимание и объяснение

Понимание — основная категория философской герменевтики, или теории и практики истолкования текстов. Понимание относится к процедурам функционирования научного знания. Оно не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой.

Понимание связывается с осмыслением («сутью дела»), т.е. осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реальное овладение в смыслах, практическое овладение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность.

Понимание выступает в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога.

Понимание неотделимо от самопонимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией, хотя все это есть в акте понимания.

Объяснение — важнейшая функция научного познания, цель которой — выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения.

В современной методологии широкой известностью пользуется дедуктивно-монологическая модель научного объяснения, в которой объясняемое явление подводится под определенный закон. В качестве законов рассматриваются не только первичные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.

В области социально-гуманитарных наук используется так называемое рациональное объяснение, когда при объяснении поступка некоторой исторической личности анализируются мотивы, которыми она руководствовалась, стремясь показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным.

Существует телеологическое (интенциональное) объяснение, которое указывает не на рациональность отсутствия, а на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие.

Литература

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 2001.

2. Губин В. Д. Онтология: Проблемы бытия в современной европейской философии. М., 1998.

3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М.,2001.

4. Кохановский В. П. Философия и методология нации. Ростов-на-Дону, 1999.

5. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

6. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. 2-е изд., доп. М., 1998.

7. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

8. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. Ч. 1. М., 1991. Разд. 2—4.

9. Основы философии в вопросах и ответах. 2-е изд. перераб. и доп. Ростов-на-Дону, 2002. Разд. III-VI, IX-X.

10. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

11. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М.,2001.

12. Спиркин А. Г. Философия. М., 2001.

13. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.

14. Философия. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону, 2002. Гл. III-VI, IX—XI.

Раздел 3: Социальная философия

Лекция 13: Понятие человека

1. Проблема человека в философии.

2. Человек и природа.

3. Концепции происхождения человека.

Наши рекомендации