Специфика философского рассмотрения человека. Трансформация образа человека в истории мысли
Философская антропология раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческого существования, выявляется его место и возможности деятельности в мире.
Хотя философская антропология в качестве самостоятельного раздела сформировалась только в 18 веке, проблема человека всегда находилась в центре философского осмысления мира. Причем философская антропология в первую очередь акцентирует свое внимание на изучении человека и человечества как целого, как рода, в отличие, например, от культурной антропологии, занимающейся изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур. Но философская антропология может включать в себя и изучение человека как индивидуальности, как содержание личностно-человеческого существования или экзистенции. При этом на протяжении истории своего развития философия не только фиксировала создаваемый ей образ человека и его проблемы, но и вырабатывала идеал человека будущего, заявляя в той или иной мере, о своей особой роли в осуществлении этого процесса, в частности, при формировании понятий о сущности человека, выработке концепций антропосоциогенеза, в развитии творческих способностей человека и их реализации, а также находя свое проявление в системе гуманистических принципов и нравственной жизни человека.
Таким образом, философская антропология охватывает широчайший круг вопросов и проблем, связанных с человеком, его жизнедеятельностью, среди которых можно назвать следующие. Что есть человек? Какое место он занимает в мире? Является ли он случайной игрой космических стихий, бездушной природы или сыном Божиим? Какова его природа и сущность? Чем он отличается от животных? Является ли человек разумным существом или руководимым влечениями и страстями? Существует ли свобода человека и в чем она может проявляться? В чем смысл жизни человека? И множество других вопросов ставит философская антропология, к сожалению, до сих пор не находя на них окончательных, и исчерпывающих ответов. Мыслители каждой новой эпохи дают свои варианты, исследуют различные нюансы, пытаясь заново осмыслить место человека в этом мире.
В эпоху Нового времени образ человека антропоцентричен. Бог постепенно смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит не только в Бога, но и в себя. Глаза, в течение веков обращенные на небо, обратились внутрь человека. Главной сферой человеческой деятельности становится познание, через экспериментальную науку. Миром управляют разумные законы, следовательно человек способен их познать и использовать для своего блага. Таким образом, христианская идея движения истории к Царству Божьему была секуляризирована в идею исторического прогресса.
Именно в Новое время на смену тристической концепции происхождения человека приходит антропосоциогенез, объясняющий процесс возникновения и развития человека с помощью таких факторов как труд, язык, сознание и нравственность. Но здесь немало загадок. Например, т.н. «недостающее звено» в эволюции человека. Американские генетики считают, что все люди на земле произошли от одной праматери и было это около 350 тысяч лет тому назад. Но человек начал расселяться по земле лишь 100 тысяч лет тому назад. Где же он блуждал 250 тысяч лет? Человек плохо приспособлен к существованию в земных условиях. На планете нет другого существа, столь уязвимого от климатических условий и капризов погоды. Суточный ритм человека не 24, а 30 часов, т.е. его биологические часы не соответствуют земным ритмам.
Все это породило инопланетарную версию происхождения человека. «Это мир чужд человеку. Не здесь он появился, не здесь он приобрел мощнейший мыслительный аппарат, который используется лишь на 10%. Не может природа быть столь нерациональной», - утверждают представители данной версии.
В 19-м веке, получила распространение трудовая теория происхождения человека, которая утверждает, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности развивался мозг, достигалось все более тесное сплочение людей и возникла потребность в общении. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление, - считают представители данной теории, - есть решающие факторы превращения человекоподобной обезьяны в человека.