Формирование и развитие научно-философского понятия материи
Раздел № 2.
ЧЕЛОВЕК - СОЗНАНИЕ - ПОЗНАНИЕ
ТЕМА 2.1
БЫТИЕ И МАТЕРИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Вы будете изучать:
· философское учение о бытии и материи;
· философское осмысление научных взглядов на структуру материи;
· философское понимание проблем пространства и времени;
Цели темы:
· проследить постоянное обновление взглядов философов на развитие представлений о бытии и материи;
· познакомить с современной философской картиной объективного мира;
· дать основные понятия философской онтологии;
· представить смысл основных проблем философской онтологии.
После изучения темы вы сможете:
· иметь представление о таком разделе философии, как онтология;
· понимать причину изменений представлений о мироустройстве;
· ориентироваться в современных научных теориях строения мира;
· различать типы философских позиций в понимании объективного мира.
ЛЕКЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 2.1
БЫТИЕ И МАТЕРИЯ
Введение
Проблема бытия принадлежит к так называемым «вечным вопросам» философии, поскольку она касается наиболее существенных параметров человеческой жизни, а следовательно, и мировоззрения человека. Вопрос о сущности бытия, способах и формах его существования рассматривался уже философами Древнего мира. Так, древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления. Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.
В современной философской мысли также существуют противоположные взгляды относительно сущности бытия. Так, экзистенциализм, который обрел значительное влияние в 20—60-е годы XX в., объектом философии признает внутреннее бытие человека, которое имеет название экзистенция. Экзистенция — это иррациональное в мире человека, составляющее его неповторимость и противостоящее «предметному бытию». Неотомисты высшей реальностью признают «чистое бытие», понимая его как божественное первоначало, имеющее духовное содержание. Представители неопозитивизма считают, что отношение мышления к бытию является псевдопроблемным, поскольку философский анализ не распространяется на объективную реальность, а ограничивается лишь непосредственным опытом или языком.
Современная материалистическая философия понимает бытие как такую категорию, которая охватывает все сущее — как материальные, так и духовные феномены. Бытие не отождествляется и не сводится лишь к материальным образованиям, а включает в себя и мир человеческого духа, все духовные явления, которые своей сути являются идеальными. Вместе с тем следует помнить, что бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:
бытие природы, которое детализируется и в свою очередь разделяется на:
Ø бытие девственной природы (т. е. Бытие вещей процессов, которые существуют независимо от человека и его деятельности)
Ø и на бытие рукотворной природы (или бытие вещей процессов, созданных людьми).
Природа безгранична в пространстве, времени и вечна. Вторая, или очеловеченная природа зависима от первой. С одной стороны, во второй природе воплощен материал первой, иными словами объективная, первичная реальность, с другой — в ней воплощены труд, воля и знания человека, его душа. Вторая природа — это орудия и условия работы, средства связи, потребности человеческого духа — все то, что составляет цивилизованное бытие, материальную и духовную культуру;
Бытие человека, в котором для удобства анализа следует выделить:
Ø телесное существование человека как части природы
Ø и специфическое человеческое бытие.
Человек является частью природы и в этом отношении подчиняется действию ее законов. Наличие тела предопределяет смертность человека, он втянут в диалектику бытия — небытия и, как все тела природы, проходит состояния возникновения, становления и гибели. Человеческое тело, как и все тела природы, подвержено действию закона сохранения вещества и энергии, т. е. Его составляющие переходят в другие состояния естественной природы. Для существования человеческого тела необходимо повседневное его воспроизведение (питание, защита от холода и других опасностей). Материализм уделяет этим фактам первоочередное внимание, считая, что материя первична, а дух, сознание — вторично. Для того чтобы мыслить, необходимо обеспечить жизнь человеческому телу. Отсюда — необходимость сохранения жизни, самосохранения человека и выживания человечества, а это выражается в потребности иметь питание, одежду, жилье, чистую окружающую среду; бытие духовного, которое существует как индивидуализированное духовное и объективное (внеиндивидуальное) духовное.
Бытие индивидуализированное духовное — это внутренний мир человека. Он охватывает сознательное и бессознательное. При таком подходе (который, кстати, не является единственным)дух — понятие, тождественное индивидуальному сознанию, а в узком понимании — это мышление. Сознание — это способность головного мозга человека целенаправленно отражать бытие мира, преобразовывать его в образы и понятия. Оно существует как невидимый процесс впечатлений, ощущений, переживаний, мыслей, а также идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов. Сознание имеет необратимый характер, быстротечный и неоднородный. По форме этот процесс хаотичен, но вместе с тем у него есть определенный порядок, устойчивость, структура, та или иная степень дисциплины и воли. Сознание человека является одновременно и его самосознанием, т. е. Осознанием своего тела, мыслей и чувств, своего отношения к другим людям и своего положения в обществе, т. е. самосознания. Самосознание — это своеобразный центр нашего сознания. Специфика индивидуального сознания — в его смертности, но некоторые его части преобразуются во внеиндивидуальную духовную форму, а также становятся достоянием других людей. В поступках объективируются фрагменты человеческого сознания, по ним судят о замыслах, мотивах, целях, идеях людей.
Специфика внеиндивидуального духовного бытия состоит в том, что его элементы сохраняются, совершенствуются и свободно перемещаются в социальном пространстве и времени; бытие социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и бытие самого общества. Каждый человек непрерывно вступает в контакт с другими людьми, является членом разных социальных групп: семьи, производственной общности (коллектива), нации. Таким образом, он существует в тесной связи с другими индивидами. Вся деятельность людей осуществляется в рамках, присущих данному социуму общественных отношений: политических, правовых, экономических, моральных и др. Диалектика социального бытия более детально будет рассмотрена в теме «Философский анализ общества». Итак, категория «бытие» — это предельно общая философская абстракция, которая объединяет по признаку существования разнообразнейшие явления и процессы природы, человеческие общности и отдельных людей, социальные институты, уровни, формы и состояния человеческого сознания. И хотя эти явления и процессы относятся к различным сферам бытия, все они объединены определенной общей основой. Но можно ли говорить о единстве беспредельно разнообразного мира? Отвечая утвердительно на этот вопрос, мы приходим к представлению об общей основе всего сущего. Об этой основе и пойдет речь в следующем параграфе.
Формирование и развитие научно-философского понятия материи
Попытки решить вопрос об общей основе всего сущего исторически привели к возникновению понятия субстанции (от лат. Substantia — сущность). Под субстанцией понимали некую общую первичную основу всех вещей, которая является их последней сущностью. Если разные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она только изменяет форму своего бытия, переходит из одного состояния в другое. Она — причина самой себя и основа всех изменений, наиболее фундаментальный и устойчивый пласт реальности.
Философы старались решить и вопрос о количестве субстанций. Возникли учения, которые получили названия дуализм и монизм. Дуализм (от лат. Dualis — двойственный) — это принцип философского объяснения сущности мира, который исходит из наличия в нем двух первооснов (субстанций) — духа и материи, идеального и материального. Учения, которые объясняют мир через одну субстанцию, называются монистическими. В системе монизма возможно построение идеалистической или материалистической картины мира, в зависимости от того, что считается первоосновой — дух или материя.
Что же такое материя? Этимология слова «материя» происходит от латинского materia — вещество. Тем не менее, содержание понятия «материя» в истории философии неоднократно изменялось, развивалось в соответствии с развитием естествознания и самой философии. Выделяют следующие этапы формирования представления о материи.
Первый этап охватывает эпоху античной философии, В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, например, отмечая, что вода необходима растениям, животным и людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил основой всех вещей воду. Гераклит видел основу в огне, порождающем Солнце, звезды и другие тела. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов. Итак, с точки зрения античных философов, материя — это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы.
Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI-XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» как сумма определенных неизменных свойств.