Формирование неклассических технических наук

На современном этапе стали явными по меньшей мере четыре области кризиса инженерии: поглощение ее нетрадиционным проектированием, поглощение инженерии технологией, осознание отрицательных последствий инженерной деятельности, кризис традиционной научно-инженерной картины мира.

Если инженерное (техническое) проектирование имеет дело с разработкой процессов, описанных в естественных или технических науках, то другие виды проектирования (архитектурное, градоcтроительное, дизайнерское, организационное и т.д.) разрабатывают помимо таких процессов и другие – описанные в опыте или даже априорно задаваемые (желаемые). Инженер все чаще берется за разработку процессов, не описанных в естественных и технических науках и, следовательно, не подлежащих расчету. Проектный подход в инженерии привел к резкому расширению области процессов и изменений, не подлежащих расчету, не описанных в естественной или технической науке. Эта область содержит процессы трех видов: влияние на природные процессы (например, загрязнение воздушной среды, изменение почвы, разрушение озонного слоя, тепловые выбросы и т.п.), трансформация деятельности и других искусственных компонент и систем (например, инфраструктурные изменения) и воздействие на человека и общество в целом (например, влияние транспорта или ЭВМ на образ жизни, сознание, поведение человека).

Еще более значительное влияние на развитие инженерии, а также расширение области ее потенциальных "ошибок", т.е. отрицательных или неконтролируемых последствий, оказывает технология. Являясь на первых порах всего лишь одним из аспектов изготовления технических изделий и сооружений, технология, понимаемая в узком смысле, способствовала постепенному осознанию и выявлению операциональных, деятельностных и социокультурных составляющих инженерной деятельности. В последние десятилетия реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком контексте. Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологическими процессами, операциями и принципами (в том числе и новыми) и тем состоянием науки, техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными социальными и культурными процессами и системами – с другой, существует тесная взаимосвязь.

С развитием технологии происходит кардинальное изменение механизмов и условий прогресса техники и технических знаний (дисциплин, наук). Главным становится не установление связи между природными процессами и техническими элементами (как в изобретательской деятельности) и не разработка и расчет основных процессов и конструкций создаваемого инженерами изделия (машин, механизмов, сооружений), а разнообразные комбинации уже сложившихся идеальных объектов техники, сложившихся видов исследовательской, инженерной и проектной деятельности, технологических и изобретательских процессов, операций и принципов. Можно предположить, что технология в промышленно развитых странах постепенно становится той технической суперсистемой (техносферой), которая определяет развитие и формирование всех прочих технических систем и изделий, а также технических знаний и наук.

В рамках современной технологии сложились и основные демиургические комплексы, включая и "планетарный", т.е. воздействующий на природу нашей планеты. Постановка инженерных задач определяется теперь не столько необходимостью удовлетворить ближайшие человеческие желания и потребности (в энергии, механизмах, машинах, сооружениях), сколько имманентными возможностями становления техносферы и технологии, которые через социальные механизмы формируют соответствующие этим возможностям потребности, а затем и "техногенные" качества и ценности самих людей. В связи с этим можно говорить и о более сложном процессе формирования особого типа современного человека с научно-технической ориентацией.

Отрицательные последствиях инженерной деятельности вносят свой "вклад" в три основные вида кризиса: разрушение и изменение природы (экологический кризис), изменение и разрушение человека (антропологический кризис) и неконтролируемые изменения второй и третьей природы: деятельности, организаций, социальных инфраструктур (кризис развития).

Настоятельная культурная проблема нашего времени – учесть влияния на первую природу самой человеческой культурной активности. Действительно, традиционное понимание природы исходит из убеждения, что человеческая деятельность (познавательная, инженерная, производственная) не изменяет параметры и характеристики природы, поскольку исходит как раз из ее законов. Ф. Бэкон говорил, что природу мы побеждаем, подчиняясь ей, ее законам. Но в XX столетии выяснилось, что человеческая культурная деятельность достигла таких масштабов, что стала влиять на саму окружающую человека природу, менять ее характеристики и законы. Следовательно, понятие природы должно быть изменено, природой должны считаться не только первая природа, но и симбиоз первой природы и человеческой деятельности (культуры), т.е. естественно-искусственное целое.

Сегодня приходится пересматривать все основные составляющие традиционной научно-инженерной картины мира, включая саму идею инженерии. В частности, в эту идею входит и представление о том, что все проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом, можно решить опять же научно-инженерным, рациональным способом. Вряд ли это так. Нужно учесть, что в социуме деятельности принадлежат различным культурным подсистемам и в этом плане подчиняются логике их жизни, в частности ценностным отношениям. Особенностью же жизни культурных подсистем, в отличие от рационально организованной деятельности, является взаимодействие, борьба разноориентированных, иногда противоположных сил и ценностей. В этом плане реализация отдельных актов деятельности, не учитывающая бытие других деятельностей, может не только не приводить к нужным результатам, но и давать результаты, противоположные ожидаемым.

К середине XX столетия в сфере научно-технических дисциплин произошли существенные изменения, позволяющие говорить о становлении качественно нового неклассического этапа, характеризующегося новыми формами организации знаний. Современные комплексные (неклассические) научно-технические дисциплины обладают особенностями, отличающими их от классических технических наук, но имеющими параллели в пеклассическом естествознании. Прежде всего к таким особенностям относится комплексность проводимых в них теоретических исследований. В классических технических науках теория строилась под влиянием определенной базовой естественно-научной дисциплины, и именно из нее первоначально заимствовались теоретические средства и образцы научной деятельности. В современных научно-технических дисциплинах такой единственной базовой теории нет, так как они ориентированы на решение комплексных научно-технических задач, требующих участия представителей многих научных дисциплин, группирующихся относительно единой проблемной области. В них, однако, разрабатываются новые специфические методы и собственные средства, которых нет ни в одной из синтезируемых дисциплин и которые специально приспособлены для решения данной комплексной научно-технической проблемы. В основе такого синтеза лежит сложная задача координации, согласования, управления и организации различных деятельностей, направленных на решение этой проблемы, поэтому объектом комплексного исследования является качественно новый деятельностный объект, как, например, в системотехнике объектом исследования и организации становится деятельность, направленная на создание и обеспечение функционирования сложной технической системы, которая, будучи создана, не только включается в человеческую деятельность как удовлетворяющая определенную потребность, но и замещает собой эту деятельность.

Аналогию между неклассическими естественно-научными и научно-техническими дисциплинами можно провести по той роли, которую играет в них научная картина мира. Эту функцию по отношению современным научно-техническим дисциплинам выполняет чаще всего системный подход. Современные неклассические научно-технически дисциплины включают в себя сложную совокупность различных типов знания и методов, поэтому первым условием эффективной организации теоретического исследования в них является необходимость реконструкции той единой действительности, в которой возможно целостное видение объекта исследования и проектирования. В научно-технических дисциплинах, имеющих системную ориентацию, именно системнаякартина мира выполняет функцию методологического ориентира в выборе теоретических средств и методов решения комплексных научно-технических задач, а также позволяет экстраполировать накопленный в данной дисциплине опыт на будущие проектные ситуации.

Одной из наиболее важных с точки зрения философии особенностей современных научно-технических дисциплин выступает их явно выраженная методологическая ориентация, поскольку не существует образцов и прецедентов такого комплексного исследования. Методология в них может выступать в функции теории ввиду неразработанности общих теоретических средств, особенно на первых этапах развития этих дисциплин.

Наконец, в отличие от классических технических наук, которые предметно ориентированы на определенный класс технических систем (механизмов, машин, радиотехнических устройств, радиолокационных станций и т.д.), комплексные научно-технические дисциплины проблемно ориентированы на решение комплексных научно-технических задач определенного типа: системотехнических, эргономических, градостроительных, дизайнерских и т.п., хотя объект исследования в них может частично совпадать.

Гуманитарная ориентация, характерная для современных комплексных научно-технических дисциплин, означает изменение профессионального взгляда на мир, смену идеалов и норм научного познания. Каждая в отдельности исследовательская позиция рассматривается как ограниченная и односторонняя, а применение стандартных теоретических средств к решению конкретных научно-технических задач не является в данном случае адаптацией методов и подходов, заимствованных из других наук, поскольку используемый теоретический аппарат трансформируется и дорабатывается применительно к новым задачам. В результате формируются новые области исследования, где тесно переплетаются научно-технические и инженерные аспекты, которые, однако, уже не будут лишь прикладными разделами какой-либо математической, физической, экономической или иной теории, а органически включаются в структуру новой комплексной дисциплины. Постоянное обсуждение правомерности постановок проблем, обращение к истории науки, искусства, культуры за образцами, их переосмысление, анализ методологических оснований комплексного исследования являются в данном случае не следствием незрелости науки, а ее вполне нормальным состоянием.

Именно синтез различных точек зрения, в том числе и ставших достоянием истории, обеспечивает развитие этих дисциплин, их специфику по тношению к включенным в их состав элементам других теорий, поэтому современные комплексные научно-технические дисциплины не могут формироваться, отпочковываясь от базовой естественной, технической или какой-либо иной науки, как было на первых этапах становления технических наук. Сегодня это возможно лишь в результате широкого научного движения, конкретизации и доработки общих методологических понятий и представлений, а также обобщения на их основе практики применения научных знаний различных теорий в процессе решения комплексных научно-технических задач. Таким образом, в этих дисциплинах на первый план выходит проблема теоретико-методологического синтеза знаний.

Нормы и идеалы организации теоретического знания различны не только для естественных, общественных и технических наук, но существенно отличаются и для разных семейств научно-технических дисциплин, которые в настоящее время представляют собой широкий спектр весьма различных дисциплин — от самых абстрактных, таких, как теория электрических цепей и теория автоматического регулирования, до весьма специализированных научно-методических дисциплин, типа теории электрических машин. Эти дисциплины не могут ориентироваться лишь на какой-либо один идеал организации научного знания. Первые технические науки ориентировались на естественно-научные идеалы и нормы научного исследования, прежде всего на физическую картину мира. Сегодня появились научно-технические дисциплины, которые более близки к

общественным наукам, как, например, эргономика, дизайн, инженерно-экономические исследования, или используют методы и представления не физики, а других естественных наук - химии, биологии, геологии, или же связаны с прикладной математикой, как, например, исследование операций. Наконец, сформировалось целое семейство кибернетических и системно-ориентированных дисциплин. И хотя в этих дисциплинах реализуются различные методологические образцы организации научного знания, все они представляют собой именно научно-технические дисциплины, направленные на решение разных классов научно-технических задач.

При формировании новых научно-технических дисциплин на методической основе цель создания единого и даже комплексного теоретического исследования в принципе не ставится. У такого рода научных направлений как бы ускользающий объект исследования, поскольку в них изучаются методы решения определенного класса задач, но это не означает, что в данном случае не проводятся теоретические исследования. Совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем в определенной проблемной области консолидируется в рамках единого подхода к их решению на общей методической основе, но без создания единого математического аппарата и обобщающих теоретических схем. Функцию последних выполняют, как правило, системные или какие-либо другие общенаучные, например кибернетические, представления и понятия, постоянная отнесенность к которым и гарантирует целостность и специфичность теоретического исследования, проводимого каждый раз новыми теоретическими средствами. Именно к такого рода дисциплинам относится системный анализ, который характеризуется не специфическим аппаратом и методами, как правило, заимствованными из других наук, а особыми принципами и подходом к организации теоретического исследования слабоструктурированных проблем, возникающих прежде всего в сфере управленческой деятельности.

При построении технической теории по типу комплексного теоретического исследования первоначально имеет место некоторый достаточно общий конкретно-методологический подход с универсальной сферой применения, которая постепенно специфицируется относительно определенной проблемной области - комплексной научно- технической проблемы. В принципе для решения такой проблемы привлекаются любые теории, знания и методы, над которыми надстраивается слой обобщающих теоретических схем и соответствующий им математический и концептуальный аппарат. Отдельные теоретические средства, методы и дисциплины, включенные в комплексное исследование, хотя и перерабатываются, переосмысляются, вместе с тем продолжают сохранять самостоятельность и развиваться обособленно. Именно к такому типу дисциплин относится системотехника.

Современная техническая теория, в отличие от классической технической теории, ориентируется не на какую-либо одну базовую естественную науку, из которой черпаются естественнонаучные представления, методы и средства математики, а на методологические представления и понятия (системные, кибернетические и др.) и «универсальные» средства компьютерного имитационного моделирования. Поэтому процесс построения современной технической теории ускоряется, поскольку связан с адаптацией этих уже развитых «универсальных» представлений и схем.

В качестве эмпирического базиса современной технической теории выступает научно-методический слой: прецеденты, рецептурные знания, списочные структуры, которые, однако, являются не просто готовыми рецептами предстоящей инженерной деятельности, как в традиционной инженерной практике, а одновременно и теоретико-методологической рефлексией, самоопределением современной инженерной деятельности и проектирования. В отличие от традиционной инженерной деятельности, в современных научно-технических дисциплинах рецептурное знание уже не лежит вне теории, а, напротив, вплетено в саму ткань комплексного теоретического исследования. Кроме того, рецептурно-технологическое описание и предписание к осуществлению исследовательской и проектной деятельности становится особым идеализированным представлением процедур этой деятельности.

Существенно изменилась и область применения знаний неклассических технических наук. Если научные знания технических наук классического типа используются в основном в таких видах инженерной деятельности, как изобретение и конструирование, а также в традиционном инженерном проектировании, то знания комплексных научно-технических дисциплин, как правило, необходимы в нетрадиционных видах инженерной деятельности (например, в системотехнике) и в нетрадиционном проектировании.Системотехника – это проектирование, конструирование и приведение в действие сложных групп связанных компонентов, которые должны работать совместно в заданных условиях и объединены некоторым типом взаимодействия или взаимозависимости с целью образовать самосогласованное и интегральное целое. Чтобы спроектировать сложную систему, состоящую из нескольких более простых систем, требующих знаний в различных областях науки и техники и взаимодействующих определенным образом, нужны специалисты в каждой из этих областей. Требования, предъявляемые к эффективности такой системы, определяют высокие требования к способностям и квалификации ее проектировщиков. Когда одна группа разработчиков работает над одной частью системы, другая - над другой, а третья пытается соединить эти части в единое целое, то получающаяся в результате система обнаруживает, как правило, значительные дефекты и не может работать в соответствии со своим предназначением. Такой результат указывает на то, что взаимосвязь между различными частями должна была рассматриваться на ранних стадиях проектирования. Из этой потребности и возникла в 1960-х годах концепция системотехники. Системотехника делает упор на целостную систему, отдавая ей приоритет перед ее подсистемами. При проектировании сложных систем в соответствии с этим подходом можно выделить, вообще говоря, пять стадий: предварительное исследование, создание модели системы, исследование этой модели, проектирование и конструирование прототипа. Предварительное исследование посвящается изучению граничных условий задачи и желаемых характеристик различных подсистем, а также экономической стороне проекта. Точно формулируются назначение системы и основные требования к ней. Изучаются источники информации и аналогичные системы, включая влияние на них внешних условий и помех. Наконец, оценивается совместимость системы с условиями окружающей среды и экономическими требованиями. На второй и третьей стадиях создается модель системы и проводится ее компьютерное моделирование, позволяющее оценить влияние каждой подсистемы на работу остальных. Оценивается также влияние различных параметров на эффективность системы. На последних двух стадиях разработка завершается, причем используется широкий диапазон научных и технических знаний и средств. После завершения проектирования строится прототип системы. Если испытания прототипа проходят успешно, то делается вывод о завершении разработки системы. В описанном выше процессе всегда приходится идти на компромисс между требованиями к разным подсистемам и их характеристикам. Поэтому при проектировании сложной системы специалист, работающий над какой-либо подсистемой, должен быть осведомлен как о системе в целом, так и о проблемах, возникающих при разработке остальных подсистем. Такой подход, при котором тщательно исследуются и моделируются все части системы в их взаимосвязи, часто позволяет выявить способы оптимизации и упрощения системы в целом. Обычно это приводит к системе, которая оказывается эффективнее, дешевле и надежнее системы, спроектированной без применения такого подхода. В последние десятилетия сформировался особый вид деятельности – социотехническое проектирование, в которую системотехника входит как один из составляющих элементов.

Возникновение и функционирование неклассических технических теорий выявило очевидную несостоятельность тезиса о ценностно-нейтральном характере научной деятельности. Соответственно, среди философских проблем науки и техники одна из ведущих на сегодняшний день – проблема этики.Инженерная этика концентрируется на поведении инженера и на выработке этических норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Вопросы для контроля и самопроверки:

1. Каковы особенности неклассических технических теорий?

2. Назовите причины появления неклассических технических теорий.

3. Перечислите особенности неклассических технических теорий в их сравнении с классическими теориями.

4. Как неклассические технические теории связаны с развитием инженерной деятельности?

Глоссарий

Инженер - специалист с техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства, его функциональных свойствах, системах контроля и программирования, технологии изготовления этого средства (продукта), методах наладки и испытаний самого средства и его материального воплощения, и осуществляющий руководство и контроль над изготовлением продукта. Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений, например, оптимизация проектного решения, оптимизация технологии и т. п. Разработка принципиально новых решений (в т. ч. изобретений) составляет малую часть инженерного труда, но наиболее значимую.

Инженерное дело, инженерия - дисциплина, профессия, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование законов и природных ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества. Иначе инженерия - это совокупность работ (услуг) прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие инжиниринговые услуги и консультации. Инженерное дело реализуется через применение как научных знаний, так и практического опыта (инженерные навыки, умения) с целью создания (в первую очередь проектирования) полезных технологических и технических процессов и объектов, которые реализуют эти процессы. Услуги по инженерии могут выполнять как НПО, так и независимые инжиниринговые компании. Такие организации предлагают комплекс коммерческих услуг (инжиниринговых услуг) по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, который включает в себя инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчётно-аналитического характера, по подготовке технико-экономических обоснований, выработке рекомендаций в области организации производства и управления.

Информационные ресурсы - различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации.

Информационный процесс — последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или её носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов.

Конструирование– вид инженерной работы, которая осуществляется в различных областях человеческой деятельности: в проектировании технических систем, дизайне, моделировании одежды и др. В технике конструирование является обязательной составной частью процесса проектирования и связано с разработкой конструкции технической системы, которая затем материализуется при изготовлении на производстве. Конструирование включает анализ и синтез различных вариантов конструкции, их расчёты, выполнение чертежей и др. Разработка вариантов конструкции обычно связана с постановкой и решением задач технического творчества. На уровне конструирования происходит реализация технической идеи в рамках опытно-конструкторской разработки, которая связана с постановкой и решением задач технического творчества. В процессе конструирования создается чертёж технического изделия или системы, рассчитываются конкретные технические характеристики и фиксируются специфические условия реализации (характер материала, производительность, степень экологичности, экономическая эффективность и др.). Результат конструкторской разработки – техническое изделие, готовая конструкция. Конструирование сочетается с разработкой соответствующих технологических условий, т.е. методов и технических условий реализации конкретной модели. Поэтому конструирование связано с технологией, которая выявляет механизм организации процесса по производству конкретного изделия

Научно-техническая революция (НТР) - наиболее масштабный по своим экономическим и организационным параметрам и последствиям этап интеграции науки и производства, неоднократно происходивший в истории человечества. Приходящаяся на 50 - 60 гг. 20 в. и продолжающаяся до сих пор, научно-техническая революциясвязана с главным признаком - превращением науки в непосредственную производительную силу. В результате последней возник качественно новый в истории человечества тип экономики -инновационная экономика, в которой началом и определяющим элементом всего экономического цикла являются научные знания и их эффективное использование во всей экономической цепочке «производство – продажа - потребление». системное развитие техники на научной основе. В русле этой общей тенденции в некоторых отраслях производства (например, в горнодобывающей промышленности) обнаруживается стремление к отказу от пооперационного дробления технологического процесса вообще, что создает предпосылки для создания новых неантропоморфных технологий.

Технология- в широком смысле совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства. В более узком смысле - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до настоящего времени. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Техногенный тип цивилизации основан на машинной технике, широком развитии науки, машинном труде, рыночных отношениях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Характерные черты: изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; научно-техническая революция, изменившая взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; обновление искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность; возрастающая динамика социальных связей, на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Эволюция западных обществ в XIX-XX вв. обнаруживает фундаментальную противоречивость, дуализм механизмов детерминации, присущих техногенной цивилизации. С одной стороны, ее высшая цель - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем - превращает человека и социальную организацию отношений между людьми в простые функции, орудия эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободной деятельности людей в обществе не может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от императивов технологии и экономической эффективности. В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных аксиоматических критериев выделяют различные типы цивилизаций. В большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).

Технический прогресс - взаимообусловленное, взаимостимулирующее развитие науки и техники. Понятие было введено в 20 в. в контексте обоснования, использующего потребительное отношение к природе, и традиционной научно-инженерной картины мира. Цель технического прогресса определяется как удовлетворение постоянно растущих потребностей человека; способ удовлетворения этих потребностей - реализация достижений естественных наук и техники. В техническом прогрессе различаются предпосылочный этап медленного опытного и независимого друг от друга развития науки и техники и этап научно-технических революций, первая из которых приходится на 16-17 вв. В настоящее время концепция технического прогресса подвергается серьезной критике в связи с общим переосмыслением ценностей современной техногенной цивилизации.

Технические революции - качественные изменения в развитии техники, захватывающие всю техносферу, а не ее отдельные элементы. Иногда различают технические революции. - т. е. качественные скачки в развитии вещных технических средств и технологические революции - качественные скачки в развитии технологии преобразования вещества, энергии или информации. В этом смысле одной из первых технических революций считается создание каменных орудий труда, а технологических - овладение огнем. Наиболее значимыми техническими революциями в вещно-техническом значении были переходы от орудийной техники к машинной, а от машинной - к автоматизированной. Иногда говорят о технических революциях, связанных с овладением силой пара, электричества, атомной энергии, с появлением и развитием космической техники, иначе говоря - выделение того или иного исходного пункта технической революции зависит от выбора оснований периодизации истории техники. Специфика техники, ее опосредующее положение между человеком и природой, между людьми в структуре социума, имеет следствием то, что техническая революция предполагает коренные изменения в характере и масштабе воздействия на природу и общественную жизнь. В плане воздействия на природу выделяют два скачка такого рода: 1) неолитическая революция, связанная о переходом от собирательства к земледелию, обеспеченному соответствующими средствами труда; 2) революция, вызванная появлением машинного производства, в ходе которой масштаб воздействия общества на природу скачкообразно возрос благодаря принципиально новым техническим средствам и стал сопоставим с масштабом геологических и даже космических процессов. В социальном плане под технической революцией понимаются изменения в технике, которые оказались одним из оснований качественного преобразования социума, независимо от того, вся техносфера была при этом преобразована или же какой-то ее существенный элемент.

Философия техники – область философии, предметом которой является общая структура и закономерности функционирования и развития техники и технического знания как системы познавательной деятельности, социального института и основы инновационной деятельности современного общества. Важными задачами философии техники являются изучение взаимоотношения философии и техники, исследование философских оснований и философских поблеем различных отраслей технического знания как научных дисциплин и научных теорий, взаимодействие науки, культуры и общества.

Литература по курсу:

1. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие - М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Митчем К. Что такое философия техники?- М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. - М.: Гардарики, 2006.

4. Степин B.С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.

5. Философия техники: история и современность. Монография. Институт философии Российской академии наук. Отв. редактор: В. М. Розин. – М.:1997.

6. Философские проблемы науки и техники. Хрестоматия. Магнитогорск, МГТУ, 2015.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….…….3

Тема 1. Возникновение и основные проблемы философии техники……………………...…….4

Тема 2. Проблема сущности и смысла техники ……..…………..…………….………………....7

Тема 3. Технические науки как самостоятельная область научного знания………………......11

Тема 4. Формирование технических наук………………...…………………………...................17

Тема 5. Специфика инженерной деятельности ………………...…………………..……….…..22

Тема 6. Формирование неклассических технических наук ………………………….………....30

Глоссарий……………………………………………………………………………….………….36

Литература по курсу…………………………………………………………………………...…..39

Наши рекомендации