Тема 3.3. Экономика и культура 9 страница
Рублёв Андрей (ок. 1360/70- ок. 1430) – русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Иконы и фрески Рублёва отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона «Троица»). Участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-27), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е гг.). Рублёву приписывают фрагменты фресок Успенского собора в Звенигороде, иконы из Звенигорода, ряд миниатюр.
«Русские сезоны» – выступления русских оперных и балетных трупп за границей, организованные Дягилевым [Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) – российский театральный и художественный деятель] и Бенуа [Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – российский художник, историк искусства, художественный критик и режиссёр. Художественный руководитель «Русских сезонов» (1908-11)]. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. [Участвовали: композиторы – Римский-Корсаков (см. «Могучая кучка», опера); Рахманинов (см. симфония); Глазунов (см. симфония). Певец Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – бас, выдающийся представитель русского реалистического исполнительского искусства. Создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Среди лучших партий – Борис («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто), а также Мельник («Русалка» А.С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки). Художники – Бенуа (Александр Николаевич в «Русских сезонах» кроме руководства представлял и своё творчество. В живописи, графике, театральных работах (напр., «Версальская серия» и др.) тонко передавал стиль прошедших эпох; Лев Самуилович Бакст (наст. фам. Розенберг) (1866-1924) – живописец, график, театральный художник. Как декоратор «Русских сезонов» занимался стилистикой античных и восточных мотивы, создавая утончённо-декоративное фантастическое зрелище; Александр Яковлевич Головин (1863-1930) – живописец и театральный художник, декоратор «Русских сезонов». Балетмейстер Михаил Михайлович Фокин (1880-1942) – выдающийся реформатор балетного театра нач. XX в. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и др.), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека. Поставил: «Шопениана» на музыку Шопена (1908), «Петрушка» И.Ф. Стравинского (1911), и др. Танцовщицы – Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1881-1931) – артистка балета. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса (см. опера); Тамара Платоновна Карсавина (1885-1978) – артистка балета. Сестра философа Льва Карсавина. Исполняла главные партии в постановках М.М. Фокина; Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962) – артистка балета, яркая представительница русской школы классического танца. В «русские сезоны» поставлены оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (см. «Могучая кучка», Опера); «Псковитянка» Римского-Корсакова (см. «Могучая кучка», опера), «Князь Игорь» А.П. Бородина (см. «Могучая кучка», опера); балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (см. опера) и др.]. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа «Русский балет Дягилева».
Русский стиль – псевдорусский стиль, тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре XIX-XX вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации («узорчатый» XVII в. или более древние, московско-кремлёвские, новгородские, псковские или владимиро-суздальские образцы). В 30-х гг. XIX в. возник «русско-византийский» стиль (архитектор Тон – см. оружейная палата). С 1870-х русский стиль развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу [напр., один из основоположников «русского стиля» в архитектуре Виктор Александрович Гартман (1834-73) – «Студия» в Абрамцеве, 1872; а также архитектор Иван Павлович Ропет (наст. имя и фам. Иван Николаевич Петров) (1845-1908) – «Терем» в Абрамцеве, 1873]. Своё отражение этот стиль нашёл в работах архитектора Владимира Осиповича Шервуда (1833-97) – представителя эклектизма: Исторический музей (1875-81) в Москве и памятник гренадёрам-героям Плевны (1887) в Москве). Русский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями – от архитектурного романтизма перв. пол. XIX в. до стиля модерн. Понятие «русский» стиль употребляется также и в тематическом смысле по отношению к художественным мотивам национального пейзажа, истории, фольклору [напр., в искусстве Васнецова (см. передвижники) или Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942) – графика и театрального художника, писавшего иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства].
Семь чудес света – памятники, сооружённые в ряде государств древнего мира и ставшие историческими достопримечательностями, так как отразили характерные культурные достижения своей эпохи. К ним относят: 1) древнеегипетские пирамиды [напр., Пирамида в Гизе египетского фараона IV династии Хеопса (Хуфу, 27 в. до н.э.) – крупнейшая (высота 146,6 м) в Египте]; 2) храм Артемиды в Эфесе (ок. 550 до н.э.), который сжёг Герострат; 3) Мавзолей в Галикарнасе [(лат. mausoleum от греч. Mausoleion) – монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (сер. IV в. до н.э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке. В XX в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В.И. Ленина в Москве, 1929-30; Хо Ши Мина в Ханое, 1975)]; 4) террасные, т. н. «висячие сады» Семирамиды в Вавилоне [с именем царицы Ассирии Семирамиды (правила в конце IX в. до н.э.) традиция ошибочно связывает сооружение этих садов, которые были созданы в VI в.]; 5) стáтуи Зевса в Олимпии (ок. 430 до н.э.); 6) стáтуя Гéлиоса в Рóдосе [т.н. «Колóсс рóдосский» (ок. 292-280 до н.э.) – древнегреческая бронзовая статуя (высотой ок. 32 м) бога солнца Гелиоса, покровителя о. Родоса]; 7) маяк в Александрии (ок. 280 до н.э.). Каждый из этих памятников имеет сложную историю. Из семи чудес света сохранились лишь древнеегипетские пирамиды.
Серебряный век – термин, употребляющийся для обозначения периода развития русской культуры от нач. XX в. вплоть до Революции 1917 г. Для этого периода был характерен отказ от традиционных взглядов на искусство, имевших хождение в XIX в. В культура зародились такие течения и направления, как символизм, акмеизм, т.н. «русский авангард» (см. авангардизм), декаданс, модернизм и др. Плюрализм художественных течений, движений, направлений, существование различных творческих групп и объединений, тем не менее, показал то общее, что у них было (напр., во многих случаях отказ от философского материализма, утилитаризма [(от лат. utilitas – польза, выгода) – социальный принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели] и позитивизма [(франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – вера в бесконечный рост науки и научной рациональности], а также возврат к тому, что было заложено в творчестве Пушкина и романтизме «золотого века»).
Символизм (франц. symbolisme от греч. symbolon – символ) – влиятельное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., проникнутое таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов (т.е. знаков, образов, воплощающих какую-либо идею), а также иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. [Философско-эстетические принципы символизма заложили: немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр (1788-1860) – представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» (1844-59, рус. пер. 1903) сущность мира представлена как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни; немецкий философ-пессимист Эдуард Гартман (1842-1906). В главном сочинении «Философия бессознательного» (1869, рус. пер. 1902) основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало – мировую волю; мыслитель-иррационалист Фридрих Ницше (см. «аполлоническое» и «дионисическое»); а также немецкий композитор Рихард Вагнер (см. опера)]. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременнýю идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» Красоту, символисты выразили неприятие позитивизма (см. серебряный век), тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» – сакральное (священное) действо, выходящее за пределы искусства. [Основные представители символизма. В европейской литературе: Поль Верлен (1844-96) – французский поэт-символист. Ввёл в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сб. «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881) и др.; Поль Валери (1871-1945) – французский поэт. Основные темы философской лирики («Юная Парка», «Морское кладбище», «Очарования») – размышления о бессилии разума адекватно воспринять реальность и о природе творчества, и др.; Артюр Рембо (1854-91) – французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) – «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и заострённо-прозаическая конкретность образов в сочетании с пророческим пафосом; Стефан Малларме (1842-98) – французский поэт-символист. Для его драматических поэм «Иродиада» (1867-69), «Удача никогда не упразднит случая» (1897), сборника «Стихотворения» (1887), проникнутых мотивами одиночества и бессилия перед жизнью, характерно стремление к передаче «сверхчувственного» в поэзии; Морис Метерлинк (1862-1949) – бельгийский драматург, лауреат Нобелевской премия (1911), поэт (писал на французском языке). Его символистская поэтика выражала протест против приземлённости натурализма. Пьесы «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (1902), знаменитая «Синяя птица» (1908) и др. В русской литературе: Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершённость образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» – «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» – «Городу и миру», 1903; «Stephanos» – «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913) и др.; Блок; Андрей Белый (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) – один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сб. эссе «Золото в лазури», 1904). В сб. «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности и др., Вячеслав Иванович Ивáнов (1866-1949, с 1924 в Италии) – выдающийся русский поэт-символист и философ, теоретик культуры. Считал, что всякая культура в своём поступательном развитии проходит две эпохи – «критическую» и «органическую». Они отличаются друг от друга: если первая характеризуется обособлением и индивидуализмом, то вторая, напротив, отличается синтетической целостностью миросозерцания. Центральное место в «органической» культуре занимает театр мистерии, который полностью соответствует принципам «вселенской соборности». Путь к этому искусству и культуре прокладывает символизм. Всенародное же искусство возможно, по Ивáнову, только как мифотворчество. Прообразом такого искусства он считал искусство древности. Основные идеи о культуре изложены в работах: ст. «Эллинская религия страдающего бога» (1904); сб. ст. «По звёздам» (1909); сб. ст. «Борозды и межи: Опыты эстетические и критические» (1916); сб. ст. «Родное и вселенское» (1917); кн. «Переписка из двух углов» (совм. с М. О. Гершензоном, 1921); кн. «Дионис и прадионисийство» (1923) и др.; Фёдор Кузьмич Сологуб (наст. фам. Тетерников) (1863-1927) – поэт и писатель. Сб. стихов «Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма. В романе «Мелкий бес» (1905) гротескное изображение русской провинциальной жизни. В европейском изобразительном искусстве: Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец и график. Характерные для поэтики символизма и экспрессионизма мотивы одиночества, тревоги, смерти, острая выразительность образов получают у художника трагическое звучание («Крик», 1893); Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) – литовский живописец и композитор. Символические картины (циклы «Соната солнца», «Соната весны», оба 1907) погружены в мир сказки, мечты, фантастических видений, музыкальных ритмов и др. В русской живописи: Врубель (см. модернизм); Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) – живописец. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы («Водоём», 1902; и др.); и др. Близко к символизму творчество Гогена (см. постимпрессионизм) и мастеров группы «Наби» (см. постимпрессионизм), а также графика английского рисовальщика Обри Бердсли (1872-98), написавшего болезненно хрупкие рисунки, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к «Саломее» Оскара Уайльда, 1894)].
Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – 1) высшая форма инструментальной музыки; музыкальное произведение для симфонического оркестра. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. XVIII - нач. XIX вв. [Осн. представители: Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) – австрийский композитор, представитель венской классической школы, написал 104 симфонии и др. музыкальные произведения; Вольфганг Амадей Моцарт (1756-91) – австрийский композитор, представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, написал св. 50 симфоний и др. музыкальные произведения; Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – немецкий композитор, пианист и дирижёр, представитель венской классической школы, создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии) и др. музыкальные произведения, из которых наиболее известны инструментальные сонаты (среди них т.н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805)]. У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии [Осн. представители: Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор, создатель 9 романтических симфоний и др. музыкальных произведений; Феликс Мендельсон (1809-47) – немецкий композитор, дирижёр, пианист и органист, основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг), автор многих симфонических произведений (в т.ч. «Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфонической увертюры «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825) и др.] и программные симфонии [Осн. представители: Гектор Берлиоз (1803-69) – французский композитор, дирижёр, создатель романтической программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки; стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов: «Фантастическая симфония» (1830), «Траурно-триумфальная симфония» (1840) и др.; Лист (см. неоромантизм); Лео Делиб (1836-91) – французский композитор. Его «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876) – первые в западно-европейской музыке симфонизированные балеты; оказали влияние на развитие музыкально-хореографического искусства. Опера «Лакме» (1883) и др.]. Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы XIX-XX вв. [Иоганнес Брамс (1833-97) – немецкий композитор, его симфонизм отличает органическое сочетание венско-классических традиций и романтической образности; создал 4 симфонии и др. музыкальные произведения, наиболее известные среди них – сочинения для фортепиано (в т.ч. «Венгерские танцы», 4 тетради, 1869-80); Антон Брукнер (1824-96) – австрийский композитор, органист, педагог, один из крупнейших симфонистов XIX в., написал 11 симфоний и др.; Густав Малер (1860-1911) – австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. В музыке Малера проявились тенденции позднего романтизма и черты экспрессионизма, обусловленные трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. 10 симфоний, симфонии для солистов и оркестра «Песнь о Земле» (1908), вокальные циклы, в т.ч. для голоса с оркестром («Песни об умерших детях», 1904, и др.); Сезар Франк (1822-90) – французский композитор, органист, педагог, представитель музыкального романтизма. Написал симфонические поэмы «Эолиды» (1876), «Проклятый охотник» (1882) для оркестра; «Джинны» (1884) и «Симфонические вариации» (1885) для фортепиано с оркестром и др.; Антонин Дворжак (1841-1904) – чешский композитор и дирижёр, один из основоположников чешской музыкальной классики, написал 9 симфоний (1865-93), симфонические поэмы и другие музыкальные произведения. Наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония «Из Нового света», 1893; «Славянские танцы» для оркестра, 1-2-й циклы, 1878-87; концерты); Ян Сибелиус (1865-1957) – финский композитор, глава национальной музыкальной школы. Крупнейший симфонист. 7 симфоний, программные оркестровые сочинения, в т.ч. симфонические поэмы «Финляндия» (1899), «Дочь Севера» (1906), «Тапиола» (1926) и др.]. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: Бородин (см. «Могучая кучка», опера); Чайковский (см. опера); Александр Константинович Глазунов (1865-1936) – композитор и дирижёр, один из продолжателей традиций «Могучей кучки» и П.И. Чайковского. Автор монументальных симфонических произведений. Наиболее известны его балеты «Раймонда» (1897), «Барышня-служанка» (1898), «Времена года» (1899) и др.; Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915) – композитор и пианист, один из самых сложных отечественных музыкальных сочинителей. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремлённости к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряжённость тонуса, диапазон образов от одухотворённо-идеальных, утончённых до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра и др.; Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943, с декабря 1917 жил за рубежом, с 1918 – в США) – композитор, дирижёр и крупнейший представитель мирового пианистического искусства. В его творчестве с особой силой воплощена тема родины. В музыке романтический пафос сочетается с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания – с ритмической энергией. «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утёс» (1893), поэма «Остров мёртвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904) и др.; Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950) – композитор и педагог, один из крупнейших русских композиторов-симфонистов. Создал 27 симфоний и др. музыкальных произведений; Прокофьев (см. опера); Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-75) – композитор, автор опер, балетов, оперетт, а также 15 симфоний (1925-71), вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (1964) и других музыкальных сочинений, в которых современными средствами инструментальной музыки выражен протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветлённая лирика; Арам Ильич Хачатурян (1903-78) – композитор и дирижёр. В его мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Кроме 3 симфоний (1934-47) создал балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), написал музыку к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (1941) др.]. 2) В обыденном языке симфония – гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов и т.п.
Социалистический реализм – термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом [(от лат. postulatum – требование) – утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое её средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы] социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, устранявшие на долгие годы из духовной жизни народа произведения А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др. Это администрирование в культуре стимулировало создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам. К концу 80-х гг. принцип социалистического реализма становится историко-литературным термином.
Субкультура (от лат. sub – второстепенный и культура) – культура групп, объединений в пределах более крупного культурного образования; трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоёв и возрастных групп, является мировоззренческой дифференциацией внутри молодежного движения.
Сюрреализм (франц. surrealisme – букв. сверхреализм) – направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации и др.), а его методом – разрыв логических связей, заменённых свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивался в русле дадаизма и вошёл в качестве составной части в постмодернизм [Осн. представители: Андре Бретóн (1896-1966) – французский писатель, один из основоположников сюрреализма. («Манифест сюрреализма», 1924, котором выделил три базовых принципа своей живописи: 1) автоматизм; 2) использование т.н. «обманок» и 3) сновидческие образы). В декларациях 1930-х гг. и в книгах «Аркан 17» (1945), «Лампа в часах» (1948), не принимая буржуазную культуру, утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом; Макс Эрнст (1891-1976) – немецкий и французский художник. Примыкал к дадаизму, после 1924 работал во Франции и США, выдвинувшись в число крупнейших представителей сюрреализма. В 1920-е гг. изобрел особую технику сюрреалистического коллажа, соединяя в больших сериях – «романах-коллажах» фрагменты гравюр XIX в. в причудливо-провокационных комбинациях. В картинах Эрнста, тесно связанных с традицией немецкого романтизма, сочетается живая и неживая природа, часто погруженная в некий «первобытный» пейзаж. Создавал также скульптуры, напоминающие грозных древних идолов; Филипп Супó (1897-1990) – французский поэт-сюрреалист. Сборник галлюцинаторных стихотворений в прозе «Магнитные поля» (1920, в соавторстве с А. Бретоном). Лирика 1917-73 гг. собрана в книге «Стихи и стихотворения»(1977), и др.; Тристан Тцара (наст. имя Сами Розеншток) (1896-1963) – французский поэт. В 20-30-е гг. примыкал к дадаизму и сюрреализму («Эссе о положении поэзии», 1931). Сборники «Завоеванные полдни» (1939), «Дозволенный плод» (1956); Ганс (Жан) Арп (1887-1966) – швейцарский и французский художник и поэт, один из зачинателей дадаизма, затем перешёл к синтезу сюрреализма и абстракции, создавая живопись, графику, коллажи и скульптуру, где преобладают «биоморфные», т.е. подражающие ритмам природы фантазии; Жоан Мирó (1893-1983) – испанский живописец, скульптор, график. С утончённым декоративизмом имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам («Женщина и птица в лунном свете», 1949)]. С 1930-х гг. главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придаётся видимая предметно-пластическая достоверность [Художники: Сальвадор Дали (1904-89) – испанский живописец. Картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность («Пылающий жираф», 1935; «Постоянство памяти», 1931); а также примкнувший к сюрреалистам Ив Танги (1900-55) – французский художник-самоучка. Завоевал известность своими фантастическими пейзажами, где реальные мотивы океанских далей и берегов сочетаются с миром странных существ и форм, подобных ожившей морской гальке; и др.].
Тайлор Эдуард Бернетт (1832-1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Как и Спенсер – создатель эволюционной школы в этнографии и истории культуры. [Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике – сторонник утилитаризма. Внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры]. Тайлор утверждал, что прогресс культуры осуществляется благодаря тому, что все народы, на каком бы уровне развития они не находились, вносят в неё свой вклад. Развитие культуры уподоблял биологическому развитию.
Театр (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой. Виды сценического действия – драматическое, комедийное, танцевальное, или музыкальное произведение, пантомима [(от греч. pantomimos – букв. всё воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика), кукольное. [Истоки театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры – гистрионы (странствующие комедианты), жонглёры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, XVI-XVII вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах]. Произведение театрального искусства – спектакль (франц. spectacle – театральное представление) – создаётся на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссёра (в балете – балетмейстера и дирижёра, в опере, оперетте – режиссёра и дирижёра) и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника. [Родословная русского театра восходит к крепостным театрам. Возникли в кон. XVII в., получили распространение в кон. XVIII - нач. XIX вв. преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актёров вошли в историю русского театра (П.И. Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова и др.). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены. Выдающие деятели русского театра: Константин Сергеевич Станиславский (наст. фамилия Алексеев) (1863-1938) – великий театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра; оказал значительное влияние на русский и мировой театр XX в.; основатель (совместно с В.И. Немировичем-Данченко) МХАТа (Московский Художественный академический театр, 1898). Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссёрского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актёрского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Разработал методологию актёрского творчества, технику органичного перевоплощения в образ (т.н. «система Станиславского»). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актёрского переживания. Поставил пьесы: А.П. Чехова, где сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901), Гаев («Вишнёвый сад», 1904); М. Горького – Сатин («На дне», 1902) и др.; Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) – режиссёр, актёр, педагог. Один из реформаторов театра. Развивал символическую концепцию «условного театра» («Сестра Беатриса» М. Метерлинка и «Балаганчик» А.А. Блока, 1906). Утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность («Дон Жуан» Мольера, 1910, и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском театре и др.). Разработал особую методологию актерского тренажа – биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. В 1920-38 руководил театром в Москве (с 1923 Театр им. Мейерхольда) и существовавшей при нём школой. Поставил спектакли: «Мистерия-буфф» (1918, 1921) и «Клоп» (1929) В.В. Маяковского, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922), «Лес» А. Н. Островского (1924), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926) и др.].