Современная наука о структурной организации реальности.
Структура (от лат. structura – строение) – это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов (частей) качественно определённого сложного целого, который обеспечивает его целостность при различных изменениях. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Она фиксирует состояние системы в данный момент. Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают её качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры системы.
Так, в структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, Метагалактики. Тайны строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди ещё не познали.
Живая природа включает два уровня: биологическую и социальную жизнь. На биологическом уровне в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК – присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют функции по хранению и передаче генетической информации); белки; клетки и одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения и животные); популяции (совокупности особей одного вида, например, стая волков); биоценозы (совокупности популяций, находящихся в определённой связи между собой и окружающей средой, например, лес); биосфера – глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов.
На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, социальные группы, классы, расы, нации и т.д.
Элемент (от лат. elementum – первоначальное вещество) – относительно самостоятельная, качественно определённая составная часть сложного целого, рассматриваемая в его пределах как неделимая.
Система (от греч. systema – составленное из частей) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность, единство. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка. К наиболее сложным системам относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определённой цели, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру (живые, социальные системы). Системы также делятся на материальные и идеальные (абстрактные). К первым относятся системы неорганической природы, живые системы, социальные системы. Идеальные системы являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов. Используются и другие основания классификации систем.
2.Динамическая организация реальности: движение, развитие, покой.
Уже первыми философами древности был обнаружен и осмыслен тот факт, что в мире существуют и взаимодействуют две тенденции – изменчивости любых вещей и их устойчивости. «В одну и ту же реку, - говорил, например, Гераклит, - нельзя войти дважды», поскольку она уже в чём-то изменилась к моменту нашего повторного вхождения в неё. Однако тот же Гераклит добавляет, что река «изменяясь, покоится», т.к. при всех её изменениях она всё же остаётся вполне определённой, именно этой, а не другой рекой. Для обозначения этих тенденций в философии и были выработаны два понятия – движение и покой.
В современной философии понятие «движение» обозначает всеобщее свойство всех явлений изменяться, непрерывно переходить из одного состояния в другое. Движение – способ бытия мира, т.е. мир, и любое входящее в него явление, могут существовать только в постоянном движении, изменении. Движение абсолютно.
Понятие же «покой» обозначает всеобщее свойство явлений обладать относительной устойчивостью, определённостью. Такое свойство присуще любому явлению и всему миру до тех пор, пока они существуют. Каждое явление, так или иначе, в чём-то сохраняется в процессе изменения, не теряя своей индивидуальности. Иначе вещи, подчиняясь абсолютному закону движения, перестали бы существовать как качественно определённые явления, «расплылись» бы в своём бытии. Поэтому способ бытия мира состоит не только в одном движении, но и в покое, точнее – в целостном единстве движения и покоя.
Бесконечное многообразие движений, реализующихся в мире, можно сгруппировать в определённые типы движения. Существует два типа движения: 1.Движение как сохранение вещества, когда происходят только количественные изменения. 2.Движение как развитие, переход вещества от одного качества к другому, от старого качества к новому.
К основным формам движения относят механическое (перемещение макротел в пространстве), физическое (тепловые, электрические, магнитные процессы), химическое (взаимодействия атомов и молекул), биологическое (развитие и функционирование живых организмов) и социальное (развитие общества) движение материи. Между всеми формами движения существует тесная взаимосвязь: низшие формы входят в высшие, но высшие формы не сводятся к низшим.
В реальной действительности один и тот же объект может участвовать в разных формах движения одновременно: человек, например, представляет собой единство физических, химических, биологических, духовных и социальных процессов, являясь носителем соответствующих форм движения.
Итак, движение – это изменения вообще. Одним из типов движения является развитие – закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. Выделяют три основных вида развития: а)прогрессивное – когда явление становится в ходе развития более совершенным, приобретает новые ценные свойства и возможности (развитие человечества); б)регрессивное – когда в результате развития явление становится менее совершенным, утрачивает ряд свойств, присущих ему ранее (процесс старения, алкогольная деградация, переход от демократии к диктатуре); в)нейтральное развитие – когда новые явления примерно равны по своим возможностям прежним (большинство процессов в неорганической природе, застойные явления в экономике и других сферах жизни общества).
В жизни каждого человека наблюдаются обычно все три вида развития – восходящее (де-
тство, юность, молодость), нейтральное (зрелость), нисходящее (старость), то есть, эти ра-
зновидности развития взаимосвязаны, могут переходить друг в друга.
Общей философской теорией развития является диалектика. Она представляет собой систему принципов, законов, категорий.
Принципы диалектики. Диалектика основана на двух принципах – всеобщей связи и развития. Принцип всеобщей связи фиксирует следующую мысль: любой предмет или явление, так или иначе, связан со всем миром (зависит от него) и в то же время обособлен от него (в какой-то степени не зависит от этого мира). В мире, следовательно, нет как абсолютно зависимых, так и абсолютно независимых вещей: каждая из них есть конкретное единство отношений связи и обособленности с окружающими их другими вещами и явлениями. Этот принцип носит всеобщий характер, распространяется на любое явление реальности.
Связи и обособленности могут быть самых различных видов: необходимые и случайные, внутренние и внешние, существенные и несущественные. Однако для науки и практики, прежде всего, важно обнаружить в мире связи особого рода – те, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер. Такие связи принято называть законами. Законы бывают разные, они отличаются степенью общности: частные (действуют в ограниченных сферах, например, законы биологии); общие (действуют в больших регионах, например, законы физики); всеобщие (присущи всему миру, например, законы диалектики).
Принцип развития характеризует динамику всех вещей и явлений реальности, их постоянную изменчивость. Он говорит о том, что любое явление в мире развивается – это означает, что с ним происходят закономерные необратимые качественные изменения. Этот принцип носит всеобщий характер: развиваются объекты неживой и живой природы, человек и общество, материальная и духовная культура человечества.
Принципы всеобщей связи и развития не только характеризуют объективный мир, но и служат исходными установками человеческого мышления. Быть диалектиком – это как раз и означает уметь рассматривать каждую вещь или явление в их связи, зависимости с другими объектами и ориентироваться на познание процесса развития изучаемой вещи.
Свою конкретизацию эти принципы находят в законах диалектики.
Законы диалектики. Традиционно эти законы делятся на основные и неосновные.
К основным законам диалектики относят закон единства и борьбы противоположностей.
Он говорит о том, что любому объекту присущи внутренние и внешние противоречия, т.е.
единство и взаимодействие каких-то противоположных друг другу компонентов, свойств, тенденций (например, образование и разложение молекул, жизнь и смерть, наследственность и изменчивость, противоположные интересы различных социальных групп и т.д.).
Именно эти противоречия, с точки зрения этого закона, и есть источник всякого процесса развития. Этот закон ориентирует человека, изучающего ту или иную вещь, на познание противоречий, объективно присущих ей.
Вторым законом диалектики считается закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, который раскрывает механизм развития. Его содержание выражается с помощью следующих категорий: 1) качество – специфическая определённость вещи, система её существенных свойств; 2) количество – внешняя определённость вещи (величина, размеры, масса, объём, возраст и т.п.); 3) мера – границы, в которых вещь остаётся сама собой, её качественная специфика не изменяется; 4) скачок – переход от старого качества к новому.
Смысл закона состоит в том, что количественные изменения рано или поздно нарушают её меру и вызывают переход от старого качества к новому, простейший примеры - изменение агрегатных состояний вещества, превращения химических соединений. Этот закон ориентирует человека на поиск меры любого явления и её использование в практических целях.
В качестве третьего основного закона диалектики выступает закон отрицания.
Его содержание сводится к следующему:
1. в процессе развития прежние качества или состояния вещей сменяются (т.е. отрицаются) новыми. При этом некоторые компоненты и свойства старых явлений сохраняются в новом качестве – это называется преемственностью.
2.возникшие новые качества (выступившие в роли отрицания) рано или поздно устаревают и сами уступают место (отрицаются) более современным состояниям и свойствам вещей (т.е. новейшему). Развитие, таким образом, есть цепь отрицаний, следующих друг за другом.
3. в результате повторных отрицаний в развитии может произойти « возврат к прошлому», т.е. повторение на новых стадиях процесса свойств и признаков прежних этапов. Развитие есть поэтому сочетание общего движения вперёд и относительного возврата «назад». Графически это можно представить в виде спирали. Наглядным примером может служить периодическая система элементов Д.И.Менделеева, где в каждом периоде металлические свойства сначала постепенно отрицаются, но потом возвращаются снова в начале следующего периода.
Этот закон ориентирует человека на бережное отношение к прошлому, на рациональное использование всех положительных моментов из прежних качеств. Предупреждает человека о возможности возврата к некоторым идеям, теориям, предположениям прошлого, которые могут возродиться заново и наполниться современным содержанием.
Неосновные законы диалектики. Философская картина развития может быть дополнена с помощью парных категорий диалектики.
Причина и следствие. Закон причины и следствия говорит о том, что любое явление или его свойство есть следствие той или иной причины. Беспричинных явлений в мире не бывает. Следствие же, в свою очередь, может выступить причиной новых явлений и событий – таким образом, развитие любого предмета или явления есть длинная цепь причинно-следственных связей и переходов.
Возможность и действительность. Любое развивающееся явление обладает тем или иным набором возможностей. Одни из них превращаются в действительность, другие, менее реальные, как бы отходят на задний план и, не будучи использованными, становятся уже невозможностью. Таким образом, с точки зрения данного закона, развитие есть переход от одной действительности к другой за счёт реализации определённых возможностей, присущих прежней действительности. Новая действительность обладает и новыми возможностями, часть которых будет реализована развивающимся явлением.
Необходимость и случайность. Необходимость – это явление, которое в данных условиях становится реальностью обязательно, так как это вытекает из внутренней природы этого явления (смена времён года, потребность в питании живых существ). Случайность – это явления, которые в данных условиях могут произойти, а могут и не произойти, что определяется неким стечением обстоятельств. Любой процесс развития есть сложное переплетение необходимых и случайных черт и событий.
Часть и целое. Целое – это система взаимодействующих элементов, обладающая новыми качествами, отсутствующими у отдельных элементов. Часть – это составной элемент данного целого. Взаимодействуя между собой, части создают структуру целого, придают ему определённость, устойчивость. Целое зависит от своих частей, но играет ведущую роль по отношению к ним: каждая часть несёт на себе отпечаток целого. Развитие, следовательно, есть целостный процесс устойчивого взаимодействия своих частей, где каждая часть выполняет определённую роль, влияя на развитие целого и изменяясь сама в результате этого развития.
Содержание и форма. Эти понятия связаны с категориями части и целого. Содержание явления – это совокупность всех его составных частей. Формой же называют способ организации и существования данного содержания. Содержание всегда как-то оформлено, т.е.
организованно, а форма содержательна, т.е. компонует тем или иным способом составные части явления. В развитии содержание более подвижно, изменяется быстрее, чем форма и определяет специфику последней. Форма же более устойчива и влияет на развитие содержания – ускоряет его (если соответствует содержанию) или, наоборот, замедляет (если противоречит ему).
Таким образом, диалектика даёт общую картину любого реального процесса развития и предлагает метод философского мышления для его анализа.