Проблема соотношения универсального и единичного в христианской философии средневековья
Актуальная философская проблема средневековой философии — это проблема соотношения общих абстрактных понятий или универсалий и единичных, конкретных понятий.
Существует древнее философское наблюдение, что человек воспринимает органами чувств только единичные вещи.Но вместе с тем в речи и мышлении человека большую роль играют и общие понятия или универсалии. В универсалиях или понятиях общего порядка выражаются общие свойства предметов. Вопросы «Что такое общее?», «Общее- это только слово, термин или же общее существует реально, само по себе?» широко обсуждались в средневековой философии. Значение этих споров в том, что в ходе обсуждения смысла и значения понятий общего и конкретного сформировались такие основные течения средневековой философии, как номинализм и реализм. При этом оба течения давали диаметрально противоположный ответ на вопрос о сравнительной значимости универсальных и индивидуальных понятий.
К лагерю номиналистов относятся философы-схоласты Иоанн Росцеллин, Вильям Оккам. Они полагали, что истинны только конкретные понятия, отражающие единичные вещи. Общее существует только лишь в уме человека. Например, понятие «белизна» - это всего лишь пустое сотрясание воздуха, так как существуют конкретные белые вещи, как и пусто понятие «плод», так есть конкретное яблоко или апельсин.
В противоположность номиналистам философы-реалисты считали, что реальны и первичны лишь общие понятия или универсалии, а единичные и конкретные вещи производны от универсалий. К реалистам относится и Фома Аквинский, который полагал, что универсалии существуют до единичных вещей, они как идеальные предобразы вещей. В силу того, что универсалии или предобразы первичны, порождены самим Богом, то единичные вещи случайны, конкретные понятия неопределенны и смутны.
Концептуализм, что означает «соединять», является компромиссом между универсализмом и номинализмом. Так концептуалист теолог-схоласт Дунс Скот полагает, что единичная вещь представляет собой единство общего и частного, что означает, что общее существует реально, но только в самих вещах, отражая их сущность.
Вопросы для повторения и дискуссионного обсуждения:
1. С чем связано понижение социального статуса философии в эпоху европейского средневековья?
2. Обоснуйте положение, что средневековая философия теоцентрична по своему характеру и содержанию
3. Чем обосновывал Ф. Аквинский возможную гармонию веры и разума? Возможна ли вообще гармония разума и веры?
4. Что логичного и рационального в философии Ф.Аквинского?
5. В чем проявляется преемственность политической теории Аристотеля и социально-философских взглядов Фомы Аквинского?
6. Каковы достоинства и недостатки в доказательствах существования Бога, выведенных Ф. Аквинским?
7. В чём принципиальная разница между номинализмом и реализмом?
8. В чём позитивное значение средневековой христианской философии?
9. Что означает афоризм 4 века н.э. Аврелия Августина, известного как обоснователя христианского вероучения «Верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»?
10. Поясните высказывание Фомы Аквинского «Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге»?
11. Каковы сходство и различие античной и средневековой философии?
12. Как решалась в философии Фомы Аквинского проблема соотношения веры и знания?
13. Каковы основные доказательства бытия Бога в философии Ф. Аквинского?
Задания для контроля:
Задания пониженной сложности:
1. Таблица. Особенности средневековой христианской философии
Особенности средневековой христианской философии | Содержание особенности |
1. Иррационализм | |
2. Теоцентризм | |
3. Религиозность | |
4. «Служанка богословия» | |
5. Наличие духовного сана у философа |
2. Определить принадлежность приведенных понятий к определенным средневековым философам:
томизм, Град Божий, доказательства существования Бога, вторая природа человека, гармония веры и разума, град земной, «служанка богословия», первопричина, свобода человека, человек как существо религиозное.
Задание средней сложности:
Таблица. Соотношение универсального и отдельного в христианской философии средневековья
Направление | Представители направления | Понятие общего (универсального) | Понятие конкретного (отдельного) | Значение течения |
Номинализм | ||||
Реализм |
Задания повышенной сложности:
1. Работа над терминологией:
Объясните следующие понятия средневековой христианской философии:
Теоцентризм, теология, Бог, Страшный суд, томим, неотомизм, схоластика, патристика, богословие, разум, душа, дуализм человека, вера, гармония веры и разума, номинализм, реализм, универсалии, единичное понятие.
2. Сравнительная таблица. Античная и средневековая философия
Эпоха | Проблема бытия | Проблема человека | Проблема общества | Проблема познания |
Античность | ||||
Средневековье |
Темы рефератов:
1. Библейское учение как основа христианской философии средневековья
2. Проблема человека в христианской философии средневековья
3. Бог как центральная категория христианской философии средневековья
4. Средневековые христианские мыслители о смысле истории
5. Средневековые христианские мыслители о смысле человеческой жизни
6. Проблема человека и природы в христианской философии средневековья
7. Философские открытия средневековых христианских мыслителей
8. Гармония веры и разума в учении Фомы Аквинского
Тема №6. Мусульманская философия средних веков
1. Особенности мусульманской философии
2. Аль-Кинди и аль-Фараби как родоначальники мусульманской философии
3. Философия ибн-Сины
4. Философия суфизма