Тема 2.1. Античная философия, философия Средних веков и Эпохи Возрождения
Информационно-справочные издания
Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001-2002. Современная западная философия: словарь. - М., 1991. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
Перечень вопросов с вариантами ответов
Раздел 1. Введение в курс философии
Тема 1.1. Философия как социокультурный феномен
1. Мировоззрение — это:
а) особый тип верования;
б) особый способ индивидуального переживания человеком своего существования в мире;
в) совокупность представлений о мире, система принципов, эталонов и убеждений, определяющих отношение к действительности.
2. Историческими типами мировоззрения являются:
а) мифологическое;
б) нравственное;
в) религиозное;
г) политическое;
д) художественное;
е) научное;
ж) философское.
3. Главное отличие мифологического мировоззрения от религиозного состоит:
а) в менее системном выражении содержания;
б) в менее определенной логической структуре;
в) в антропоморфности.
4. Термин «философия» первым стал употреблять:
а) Фалес:
б) Гераклит:
в) Сократ;
г) Пифагор.
5. Философия возникла:100%
а) в III-II в.в. до н.э.;
б) в IV-III в.в. до н.э.;
в) в V-IV в.в. до н.э;
г) в VII-VI в.в. до н.э.;
д) в I-II. в.в. н.э.
6. Философия возникла в:
а) первобытном обществе;
б) рабовладельческом обществе;
в) феодальном обществе;
г) традиционном обществе;
7. Философия возникла из:100%
а) религии;
б) шаманства;
в) мифологии;
г) магии.
8. Предметом философии является:
а) Бог и Человек;
б) живая и неживая природа;
в) мир в целом, человек, отношение человека и мира;
г) Природа и общество.
9. В структуру философского знания входят:
а) мифология;
б) онтология;
в) криптология;
г) гносеология;
д) аксиология;
е) праксиология;
ж) антропология.
10. Онтология – это: 100%
а) учение о природе;
б) учение о бытии;
в) учение о причинах;
г) учение об обществе.
11. Гносеология – это:
а) учение о познании;
б) уче6ие о бытии;
в) учение о природных явлениях;
г) учение о душе.
12. Аксиология – это:
а) учение природе вещей;
б) учение об обществе;
в) учение о ценностях;
г) учение о числах.
13. Антропология – это: 100%
а) учение о причинах;
б) учение о ценностях;
в) учение о природных явлениях;
г) учение о человеке.
14. Праксиология – это:
а) учение о первопричинах;
б) учение о душе;
учение о человеческой практике;
г) учение о числах.
15. История философии изучает:
а) биографии знаменитых философов;
б) исторические события в самом общем виде;
в) возникновение и развитие философских идей.
16. Возникновение философии обусловлено:
а) отделением умственного труда от физического;
б) накоплением теоретического знания;
в) зарождением науки;
г) необходимостью нового объяснения мира;
д) совокупностью отмеченных событий.
17. Предмет философии – это: 0%
а) «вечные проблемы» (проблемы жизни и смерти, смысла человеческой жизни, добра и зла, счастья и т.д.);
б) структура мироздания и место в ней человека;
в) наиболее общие законы развития реальности;
г) отношение материи и духа;
д) отношение свободы и необходимости в жизни человека и общества;
е) содержание отмеченных аспектов философствования в их единстве.
18. Философия впервые возникла:
а) в Древнем Египте;
б) в Древнем Китае;
в) в Древнем Вавилоне;
г) в Древней Индии;
д) в Древней Греции.
19. Философия – это:
а) особая система знаний;
б) особый тип мировоззрения;
в) особая форма общественного сознания;
г) совокупность отмеченных аспектов в их единстве.
.
20. Основными социальными функциями философии являются:
а) познавательная;
б) примирительная;
в) мировоззренческая;
г) аксиологическая;
д) разъяснительная;
е) идеологическая;
ж) праксиологическая.
Раздел 2.Философия в исторической динамике культуры. Исторические типы философии
Тема 2.1. Античная философия, философия Средних веков и Эпохи Возрождения
1. Основными философскими школами «ранней классики» были:
а) афинская школа;
б) милетская школа;
в) пифагорейская школа;
г) элейская школа;
д) карфагенская школа;
е) школа атомистов.
2. Первоосновой мира Фалес считал:
а) огонь;
б) воздух;
в) воду.
г) апейрон.
3. Анаксимандр ввел в философский обиход понятие:
а) архэ;
б) апейрон;
в) психе;
г) катарсис.
4. Родоначальник античной диалектики:
а) Гераклит;
б) Демокрит;
в) Сократ;
г) Платон.
5. Первоосновой мира пифагорейцы считали:
а) воду;
б) огонь;
в) числа;
г) воздух.
6. Античными атомистами были:
а) Левкипп;
б) Пифагор;
в) Демокрит;
г) Софокл;
д) Лукреций Кар.
7. Предметом философии у софистов были:
а) человек и природа;
б) человек и Бог;
в) человек и общество.
8. Главными проблемами философии Сократа были:
а) проблемы космоса и вечного движения;
б) проблемы круговорота в природе;
в) проблемы морали и познания.
9. Платон является автором учения:
а) о материи;
б) об идеях;
в) о логосе.
10. Философия Платона это: 100%
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
г) стихийный материализм;
д) наивный материализм.
11. Согласно учению Аристотеля, материя является: 100%
а) пассивной;
б) активной;
в) мертвой.
12. В целом античную философию можно характеризовать, как:
а) теоцентризм;
б) антропоцентризм;
в) космоцентризм.
13. В эпоху средневековья определяющей философской идеей была:
а) идея Смысла;
б) идея Бога;
в) идея Разума.
14. Монотеизм – это:
а) отождествление Бога с природой;
б) отрицание существования Бога;
в) единобожие;
г) многобожие.
15. Политеизм – это:
а) отрицание существования Бога;
б) многобожие;
в) единобожие.
16. Креационизм – это:
а) идеология культа силы;
б) идея творения Богом мира и человека;
в) учение о «конце света».
17. Теоцентризм – это: 100%
а) идея творения Богом мира и человека;
б) единобожие;
в) учение, в котором Бог центральное понятие и главная реальность.
18. Патристика - это:
а) учение о любви к отечеству;
б) учение "отцов церкви";
в) идея об общественном благе.
19. Схоластика – это:
а) синтез религиозных догматических идей с рационалистической методикой;
б) синтез мистических учений и рационального знания;
в) синтез философии и науки.
20. В эпоху Возрождения возрождалась:
а) идея Бога;
б) идея бессмертия;
в) идея права;
г) идеи Нового завета;
д) идеи Античности.
21. Антропоцентризм – это:
а) учение о грехопадении человека;
б) учение, в центре которого выступает человек;
в) учение о происхождении человека.
22. Пантеизм – это: 0%
а) культ языческого бога Пана;
б) отождествление Бога с природой (Бог и Природа - одно и то же);
в) учение, в котором Бог есть центр мира.
23. Христианская церковь осуждала взгляды Дж.Бруно за:
а) атеизм;
б) пантеизм;
в) деизм.
24. В эпоху Возрождения считалось, что наиболее полно духовный мир человека развивают такие области знания, как:
а) математика;
б) литература;
в) физика;
г) философия;
д) риторика.
25. Гуманизм – это:
а) проповедь любви к человеку;
б) совокупность знаний в области литературы, истории, философии, риторики;
в) идейно-политческое и философское течение провозглашающего человека высшей ценностью и конечной целью общественного развития.
Тема 2.2. Самоопределение философии в новоевропейской культуре.
1. Характерными особенностями Нового времени является:
а) развитие искусства;
б) развитие производства;
в) появление новых религий;
г) бурное развитие науки.
2. В Новое время центр европейской философии смещается в область:
а) онтологии;
б) праксиологии;
в) гносеологии;
г) аксиологии.
3. Основные направления в гносеологии Нового времени:
а) интуитивизм;
б) логицизм
в) эмпиризм;
г) рационализм.
4. Эмпиризм – это:
а) религиозная ересь в Средние века;
б) направление в гносеологии, признающее опыт главным источником знания;
в) направление в гносеологии, отрицающее познаваемость мира.
5. Главный принцип эмпиризма:
а) основным источником истинного знания является опыт ;
б) опытное знание носит частный, а не общий характер;
в) опытное знание субъективно по своему содержанию;
г) опытное знание противоречит разуму.
6. Родоначальником эмпиризма является:
а) Г.Лейбниц;
б) И.Ньютон;
в) Б.Спиноза;
г) Ф.Бекон.
7. Общей задачей всех наук, согласно Ф.Бэкона, является:
а) постижение истины;
б) созерцание природы;
в) увеличение власти человека над природой.
8. Метод Ф.Бэкона:
а) рационалистический;
б) метафизический;
в) эмпирический.
9. Индукция – это:
а) метод поиска ошибок в вычислениях;
б) логический метод перехода от частного знания к более общему;
в) психическое состояние неопределенности и растерянности.
10. Рационализм – это:
а) экономное расходование материальных и других ресурсов;
б) направление в гносеологии, признающее разум основным источником истинного знания;
в) метод математического доказательства.
11. Главный принцип рационализма:
а) разум произвольно конструирует знание о мире;
б) разум - основной источник истинного знания ;
в) разум контролирует всю деятельность человека.
12. Дедукция – это:
а) логический метод перехода от более общего знания к частному;
б) произвольное конструирование мыслей в процессе размышления;
в) логический метод перехода от частного знания к более общему.
13. Механицизм - это:
а) учение о простейших механизмах и приспособлениях;
б) отработанные до автоматизма движения при выполнении работы;
в) перенесение принципов механики на сферу биологических, социальных и духовных процессов.
14. Эпоха Просвещения исторически охватывает:
а) XVII век;
б) XVIII век;
в) XIX век.
15. Основными представителями европейского Просвещения были:
а) Д.Дидро;
б) Н.Макиавелли;
в) Ж.Ж.Руссо;
г) Б.Паскаль;
д) Вольтер.
16. Главным идеями просветителей были:
а) идея справедливости ;
б) идея равенства людей ;
в) идея изначальной испорченности человека ;
г) идея добра.
17. Сенсуализм – это:
а) учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания;
б) древнеиндийский способ погружения в нирвану;
в) учение о переселении душ.
18. Сциентизм – это:
а) отрицание познаваемости мира;
б) выражение недоверия научному знанию;
в) признание только научного знания наивысшей культурной ценностью цивилизации.
19. Центральным ядром всех концепций эпохи Просвещения является убеждение:
а) в решающей роли разума, знаний для исправления общественных отношений:
б) в возврате к христианским заповедям;
в) в возврате к первозданной природе человека.
20. Главной причиной человеческих бедствий философы-просветители считали:
а) человеческую лень;
б) эгоизм;
в) невежество;
г) мракобесие;
д) религиозный фанатизм.
21. Главная проблема, которую хотя разрешить просветители:
а) проблема разума и веры;
б) проблема бедности и социального неравенства;
в) проблема совмещения корыстных интересов отдельного индивида «высшими», «природными», качествами человека вообще.
22. Совершенствование человека, по мнению просветителей, возможно путем:
а) совершенствования религии;
б) совершенствования морали;
в) совершенствования разума;
г) совершенствования условий жизни.
23. Социальные отношения, согласно просветителям, должны быть приведены в гармоническое соответствие:
а) с заповедями Бога;
б) с закономерностями окружающей среды:
в) с человеческой природой.
24. Основным средством установления гармонии человека с природой, согласно просветителям должно стать:
а) обращение к заповедям Христа;
б) совершенствование человеческого разума путем просвещения;
в) обращение к традициям предков.
Тема 2.3. Немецкая классическая философия
1. Родоначальником немецкой классической философии был:
а) Гегель;
б) И.Кант;
в) Г.Фихте
г) Шеллинг;
2. Философию И.Канта можно охарактеризовать, как:
а) материализм;
б) объективный идеализм;
в) субъективный идеализм.
3. И.Кант преимущественно разрабатывал проблемы:
а) онтологии;
б) гносеологии;
в) этики и эстетики;
г) социологии.
4. И.Кант является автором учения:
а) о «вещи в себе»;
б) о «сверхчеловеке»;
в) об «идеальном государстве».
5. Источниками знания, согласно учению И.Канта, являются:
а) чувства;
б) рассудок;
в) разум;
г) все перечисленные источники.
6. В теории познания И.Кант:
а) расширил границы человеческого разума;
б) сузил границы человеческого разума;
в) не касался проблемы границ человеческого разума.
7. Согласно И.Канту, человеческому познанию доступны:
а) «вещи, какие они есть сами по себе»;
б) «вещи, какими они нам являются»;
в) «вещи, какими мы их желаем видеть».
8. «Вещи в себе», согласно И.Канту – это:
а) «вещи», существующие в сознании у человека;
б) «вещи», какими они представляются познающему субъекту;
в) «вещи», такие, какими они существуют сами по себе, не зависимо от познающего субъекта.
9. Явления («вещи для нас») – это:
а) «вещи», какими они являются субъекту в процессе познания;
б) «врожденные вещи» (идеи), которые существующие у субъекта до опыта;
в) «вещи», существующие сами по себе, не зависимо от субъекта.
10. Позицию И.Канта в гносеологии можно охарактеризовать, как:
а) агностицизм;
б) нигилизм;
в) оптимизм;
г) скептицизм.
11. Агностицизм – это: 100%
а) отрицание возможности познать вещи, такими, какие они есть в действительности;
б) отрицание начала мира.
в) отрицание универсальных понятий добра и зла.
12. В учении о нравственности И.Кант сформулировал:
а) принцип свободной человеческой морали;
б) нравственный категорический императив;
в) принцип непротивления злу насилием.