Действительно ли мир таков, каким он нам кажется?
Обычно мы даже не задумываемся о том, что наше восприятие мира и сам мир как таковой могут между собой отличаться. Многие философы остерегают нас от предвзятости, пытаются в нас пробудить критическо-пытливое отношение к самому процессу нашего познания мира, осмысления жизненного опыта. Другие мыслители и вовсе утверждают, что познание мира таким, какой он есть, вне производности, зависимости от особенностей нашего восприятия, невозможно.
Данные наук подтверждают, что такое сомнение, такой критический анализ познавательного процесса вполне обоснован. Например, человек ни видит, ни слышит, ни обоняет, ни осязает абсолютно всего, что вокруг него находится. Наши органы чувств воспринимают ощущения лишь в определённом диапазоне волновых частот, а то, что выходит за его пределы, мы не воспринимаем. Мы видим все привычные нам цвета радуги, но не видим инфракрасного и ультрафиолетового излучения. В то же время некоторые насекомые, например муравьи, пчёлы, ночные бабочки видят ультрафиолетовое излучение, что некоторые мыслители выдвигают как аргумент в пользу того, что наша картина мира неполна и не может претендовать на более точную, даже чем у насекомых. Однако насекомые не видят многих других цветов, их зрительное восприятие менее полное и чёткое, чем у человека. Они воспринимают только то, что важно для их выживания и жизнеобеспечения.
Точно также человек не воспринимает все звуковые волны, наш слух ориентирован на восприятие лишь определённого их диапазона. Человек сильно уступает животным в восприятии запахов (достаточно вспомнить собак-ищеек). Некоторые животные и птицы используются в предсказании повышения сейсмической активности или перемены погоды. Действительно, в этом отношении человеческое восприятие уступает животным, но можно ли поэтому говорить о том, что картина мира человека неадекватна?
Известно, что человек воспринимает внешний мир не как абсолютную его копию, а субъективно, в «очеловеченной» форме. Однако субъективность нашего внутреннего мира, нашего способа восприятия содержит в себе достаточную информацию об объективном мире. Хотя объективные свойства вещей и явлений в сознании преломляются через призму особенностей нашего восприятия и осмысления, тем не менее, информация о них не утрачивается, а содержится в нём в субъективной форме.
Неполнота восприятия человеческими органами чувств всей действительности и субъективность процесса её осмысления не является серьёзным недостатком для человека. Эволюция создала нас такими, что мы воспринимаем всё жизненно необходимое, наиболее важное для нас. И этого достаточно чтобы достоверно судить о процессах, которые вокруг нас происходят. Ведь человек познаёт и такую свою ограниченность, а значит, благодаря разуму, он способен преодолевать её, находить те ниточки, которые подводили бы его к пониманию самой сути происходящего. Нам незачем знать как выглядит ультрафиолет, у нас нет необходимости чувствовать запахи каждого вещества, слышать волны космического масштаба, видеть электроны и кварки – все эти упущения нашей природы восполняются разумом, способным разрабатывать научную методологию для обнаружения и познания всего того, что бы могло пригодиться в общечеловеческой практике.
В то же время тот факт, что мы не видим слишком малые объекты и не воспринимаем очень тонкого плана волны, вибрации и энергии, поднимает проблему экстрасенсорики как возможности существования людей, обладающих необычно развитой чувствительностью неизученной до конца природы. Хотя большинство учёных относятся к этому феномену предвзято негативно, в то же время многие из демонстрируемых необычных способностей вполне были бы объяснимы свойствами квантовой реальности как энерго-информационного поля (например, эффектом нелокальности) и способностью через него считывать нужную информацию об объекте.
К другим философским проблемам, которые наиболее волнуют умы мыслителей с давних времён, относят такие вопросы как: В чём заключается сущность человека? Существует ли у него душа? В чём сущность любви, каковы её виды? Что есть добро, а что есть зло? Существует ли объективный критерий их различения? В чём заключается оптимальная формула справедливости? Каким должно быть наилучшее общественное и государственное устройство? Возможно ли в принципе создать совершенные условия для жизни общества? Существует ли какой-либо предел делению вещества на составляющие или не существует ничего неделимого, каждая частица бесконечно делима? Вечен ли наш мир? И если мир вечен, то что означает эта вечность, как её понимать? Быть может всё повторяется, когда-то уже было, т.е. мир развивается по неким циклам? В чём сущность жизни и как она зародилась? И многие другие.
Круг вопросов философской проблематики неисчерпаем. Чем более меняется и усложняется жизнь, чем больше в науке совершается открытий, тем больше возникает поводов для вдумчивого осмысления и дискуссий.
Вопросы и задания
1. В чём заключается научная формулировка основного вопроса философии?
2. Каковы три смысла понятия первичности?
3. Какие подходы возможны к решению вопроса о первичности материи или сознания?
4. Какие три основных монистических решения вопроса о первичности? В чём их суть?
5. Кто такие агностики и в чём их отличие от нигилистов?
6. К какому решению основного вопроса философии вы бы себя отнесли? Аргументируйте вашу позицию.
7. Как вы понимаете в чём заключается случайность?
8. Как вы понимаете определение свободы как познанной необходимости?
9. В чём, по-вашему, заключается смысл жизни? Аргументируйте свой ответ.
10. Какие философские проблемы вам наиболее интересны и почему?