Структура познания. Субъект и объект познания
Познание как форма активного отношения человека к миру представляет собой сложное, структурно организованное явление. Основные структурные элементы познания:
- объект познания (что познается?);
- субъект познания (кто познает?);
- механизм, средства познания (как происходит процесс познания?);
- цель познания (зачем познаем?).
Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности этих составляющих необходимо для определения сущности познавательного процесса.
В основе познавательной деятельности – взаимодействие субъекта и объекта.
Субъект познания – это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – это та часть объективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Субъект и объект познания – это парные категории, диалектически взаимосвязанные между собой. Познавательная деятельность и ее результат представляют собой единство объективного и субъективного: познание объективно по своему содержанию, т.к. отражает процессы и явления, существующие независимо от человеческого мышления, и субъективно по своей форме, т.к. его носителем является только человек, т.е. субъект.
В разных философских учениях субъект и объект познания понимаются по-разному. В объективном идеализме признается существование мышления вне человека и до человека; субъектом познания здесь признается высшее объективное духовное начало, творящее и познающее действительность, а познавательная деятельность человека подчинена этому подлинному субъекту. Например, в учении Гегеля абсолютная идея оказывается и субъектом, и объектом познания (…). В субъективном идеализме сознание человека рассматривается как единственная реальность, выступает субъектом и объектом мышления и познания, т.е. является субъектом самого себя. В механистическом материализме XVII – XVIII вв. (Дж. Локк, Т.Гоббс) объект рассматривался как нечто существующее независимо от субъекта, а субъект – как отдельный человек, обладающий способностью созерцания и мышления и пассивно воспринимающий объект.
В диалектическом материализме познание рассматривается как общественное явление. Знание не является результатом деятельности отдельного человека, изолированного от общества, оно невозможно без опоры на знания, накопленные в общественном опыте и вне общественной практики. Гносеологический субъект имеет социальную природу, это человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры общества. История науки приводит примеры гениальных ученых и их учений, но они в своих научных построениях опирались на опыт и знания многих предшествующих поколений. Поэтому в гносеологии субъект рассматривается в безличной форме – это человек не как отдельно взятый индивид, а как обобществленное человечество, как общество в целом. Гносеологию интересуют не личностные характеристики ученого, а содержание знания, его отношение к действительности, процесс его развития.
4. Практика: понятие, виды и роль в познании.
Познавательная деятельность находится в диалектическом единстве с общественной практикой. Практика в широком смысле слова - это материально-предметная целенаправленная деятельность человека, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов.
Практика охватывает все сферы человеческого бытия. Основными видами практики являются:
- материально-производственная деятельность,
- научная деятельность,
- социально-преобразующая деятельность (деятельность в социальной, политической, духовной сферах общественной жизни);
- хозяйственно-бытовая деятельность;
- художественное творчество.
По своему содержанию и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер, поэтому в гносеологии под практикой понимают не предметную деятельность отдельного человека, а совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии.
По отношению к познанию практика выполняет несколько основных функций:
1) является основой, источником познания: практика дает необходимый фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению и обобщению, т.е. через практику объект связан с субъектом:;
2) является мотивом (стимулом), движущей силой познания, т.к. практические потребности побуждают человека к познавательной деятельности;
3) является целью познания, т.е. способом приложения знаний. Конечная цель познания – не знания сами по себе, а практическое их применение, преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, для гармонизации его отношений с природой;
4) является критерием истинности знаний, т.к. только на практике проверяется достоверность знаний.