Ньютоновская научная революция

Классическое естествознание

Период: XVI—XVIII века

Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.

Обусловленность:

Отражение в трудах:

  • Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.

Основные изменения:

  • Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях
  • Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях
  • Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса.
  • Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов
  • Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
  • Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.

Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания.

Эйнштейновская революция

Период: рубеж XIX—XX веков.

Обусловленность:

  • Открытия:
    • сложная структура атома
    • явление радиоактивности
    • дискретность характера электромагнитного излучения
  • и др.

Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ – система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

В фундаментальных областях исследования развитая наука, как правило, имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется не тогда, когда они были открыты, а в более позднюю историческую эпоху). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразном согласовании с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с доминирующими смыслами универсалий культуры. Такое согласование обеспечивают философские основания науки. В их состав входят наряду с обосновывающими постулатами также идеи и принципы, которые определяют эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку научной картины мира и нормативных структур науки, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, благодаря которой они обретают признание и включаются в культуру. Философские основания гетерогенны: они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности. Философские основания науки не тождественны общему массиву философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

Формирование философских оснований науки и их изменение требуют не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Они осуществляются путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, конкретизации исходных философских идей, их уточнения, формирования новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретными науками осуществляется совместно философами и учеными-специалистами. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности является важнейшим аспектом философии и методологии науки. В историческом развитии науки особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований, сыграли выдающиеся ученые, соединявшие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор, Вернадский и др.).

Гетерогенность философских оснований не исключает их системной организации. В них можно выделить по меньшей мере две взаимосвязанные подсистемы: во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (категории «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случайность», «пространство», «время» и т.п.); во-вторых, эпистемологическую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов.

Философские основания классической науки акцентировали онтологическую проблематику, а эпистемологические категории развивали с позиций идеала истины как точной картины «объекта самого по себе», исключающей ссылки на субъект и операции его деятельности. Эти характеристики философских оснований были общими как для науки 17–18 вв., когда в ней доминировали установки философии механицизма, так и для классической науки 19 в., когда сформировалась дисциплинарная структура науки и философские основания стали гетерогенными (в физике и технических науках этой эпохи философия механицизма еще сохраняла свои позиции, в биологии и социальных науках она была вытеснена эволюционной парадигмой).

В неклассической науке кон. 19 – 1-й пол. 20 в. акцент был перенесен на гносеологическую проблематику, а новые смыслы онтологических категорий вводились с учетом трактовки познания как деятельности субъекта, от характера средств и операций которой зависят получаемые знания об объекте. В современной постнеклассической науке ее философские основания центрируют внимание на проблематике социокультурной обусловленности познания, анализе его мировоззренческих предпосылок и его социально-этических регулятивов. Под этим углом зрения разрабатываются смыслы онтологических и эпистемологических категорий. Такая разработка определена доминирующими типами объектов исследования, которыми становятся сложные, исторически развивающиеся системы. В их познании важную роль начинают играть способы коммуникации познающего субъекта, включенность операций деятельности в развитие изучаемых систем, этические регулятивы, определяющие выбор возможных стратегий изменения системы. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой освоения наукой принципиально новых типов объектов и процессов. См. также ст. Наука.

23) философия и наука: проблемы соотнесения

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, что включает в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделом и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму знаний, выступающим в качестве или предпосылок, или средства, или результата научного производства. Главной функциею науки является пояснительная функция; ее основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.

Наука все больше превращается в непосредственное производственную силу. га практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение. Науки призвана во все большей степени ориентироваться уже не в о_дну только технику, но и на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей. ФиУюсофГя дает понятие и методы (понятийный аппарат) для кидження научных соблазна, Которым пользовались ученые.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе законов, открываемых в науке. Философия всегда в то или иной степени выполняли по отношении к науке функции методологии познания и мировоззренческое интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Европейская традиция, восходящая к античности, прочно связывает философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение истинного знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой даже легкомысленной мысли.

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобщей науки – само слово философия “означает” наука “. Эта наука была направлена ​​на все, что вообще было способным или говорилось способным стать объектом познания.

Первую попытку обрисовать круг задач философии перед лицом уже существовавших тогда и формуючихся конкретных наук сделал Аристотель. В отличие от отдельных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричина, первопринципа, самых общих началах бытия. ее теоретическая мощь представилась Аристотелю неизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение.

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрел влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность. В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия – это суррогат науки, имеющий право на существование в то периоды, когда еще не сложилось зрелой научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются ущербным. Провозглашается, что зрелая наука – самая себя философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать

Запутанный философские вопросы, Которые будоражили умы в течение столетий.
Философское мышление через свой ​​личностный характер и отсутствие эмпирических критериев Философия, в отличие от науки, размышления о Т ^ ансцендё ^ гн ^ трансцендентности философии: Отправная точка философии – миф, его осмысление. Преемственность мысли сближает философию с наукой, и недаром, основы науки заложены также в Древней Греции.

Философские построения могут базироваться на научных данных, но могут опираться на религиозные основы. Между наукой и религией мало общего. Связующим звеном между наукой и религию выступает философия.

Таким образом, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них много общего, но существуют и существенные различия. Поэтому философноне можно однозначно причисли к науке, и, наоборот, нельзя отвергать ее научность. (Философия – отдельная форма познания, имеющая искать основное, проявляющая себя в то моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях или достаточно маленький, или вообще отсутствует.

В искусстве преобладают чувства, в науке – ум. Философия синтезирует индивидуальный и агрегирующий подходы, ум и чувства, абстрактный объективизмом искусства и веру религии. Философии нужен и холодный рационализм науки, и настроение искусства, и откровения религии.

24) динамика научного исследования

Наши рекомендации