Семинарское занятие №7. Проблема бытия. Научные, философские и религиозные картины мира
Вопросы:
1. Онтология как учение о бытии. Проблема бытия в истории мысли. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.
2. Категориально-понятийная система онтологии. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм.
3. Научные, философские и религиозные картины мира.
Обязательная литература:
1. Философия: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 2001. 576 с.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб, 1997. С. 59-152; 189-261; 369-483; 616-697.
3. Хрестоматия по истории западноевропейской философии. Барнаул, 1996.
Дополнительная литература:
1. Бердяев Н. Время и вечность// Там же с. 450-460
2. Кузьмина Т.А. Концепция сознания в экзистенциализме Сартра //Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 172-190
- Сартр Ж.П. Бытие и ничто //Философские науки, 1989. № 3.
- Соловьёв В. “Безусловное начало бытия” // Хрестоматия по философии. Учебное пособие М., Проспект. 1997. С.416-424
- Хайдеггер М, Бытие и время // Там же, с. 472-478.
- Или эти же отрывки в «Мире философии» Т.1.
7. Хайдеггер М. Время и бытие // Разговор на просёлочной дороге. М.1991.
Семинарское занятие № 8. Проблема сознания в философии.
Вопросы:
1. Проблема сознания в истории философии.
2. Основные теории сознания конца ХХ-ХХ1 века.
3. Структура сознания. Сознание и самосознание.
4. Сознательное и бессознательное. Психоаналитический подход к проблеме сознания/бессознательного. (Зигмунд Фрейд, Карла Густава Юнг).
Обязательная литература:
- Миронов В.В. Философия. М.. 2008.
- Мир философии. М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Фрейд З. «Я» и «Оно». // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси, 1991. 351-380.
2. Фромм Э. Психоанализ и дзэн-буддизм. // Что такое дзэн? Сборник. Львов, 1994. с. 15-20.
3. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 1998. с. 457-475.
4. Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация. // Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. с. 197-206.
5. Мамардашвили М. Проблема сознания и философское призвание. //Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. с. 41-46.
6. Мамардашвили М. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. с. 72-85.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие вопросы философии входят в состав онтологической проблематики?
2. Что понимается под сущностью и существованием в экзистенциализме?
3. В чём различие естественно-научного и философского подхода к пространству и времени?
4. Каковы основные философские концепции пространства и времени?
5. Какие основные уровни организации материальных системвыделяет современная наука?
6. Что сегодня понимают под материей?
7. В чём специфика социального бытия?
Тема-4. Теория познания.
Лекция -9. Основные проблемы теории познания.
План:
1. Познание как предмет философского анализа.
2. Многообразие форм познания и типы рациональности.
3. Субъект и объект познания.
4. Чувственное и рациональное в познании
Лекция -10. Проблема истины и её критериев
План:
1. Проблема истины в философии и науке. Истина, оценка, ценность.
2. Познание и практика.
Семинарское занятие № 9.
Вопросы:
1. Познание как философская проблема. Вненаучные и научные формы познания. Понимание и объяснение.
2. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании Основные формы рационального и чувственного познания.
Семинарское занятие № 10.
Вопросы:
1. Роль интуиции в познании.
2. Язык и познание. Знак, значение, смысл.
3. Роль символов, метафор, фреймов в познании
Литература:
Обязательная литература:
- Миронов В.В. Философия. М.. 2008.
- Мир философии. М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Гольдстейн М., Гольдстейн И. Как мы познаем. М., 1984. С. 15-182.
2. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
3. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2006
4. Разум и экзистенция. Санкт-Петербург, 1999
5. Сытых О.Л. Вероятное знание. Барнаул. 2000.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие вненаучные формы познавательной деятельности выделяют в современной гносеологии?
2. Какие теории истины существуют в современном философском знании?
3. Что такое интуиция?
4. Назовите основные формы чувственного и рационального познания?
Тема 5. Философия и методология науки.
Лекция 11.
План:
1. Философия и наука. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки.
2. Критерии научности.
1. Уровни и формы научного знания. Структура научного знания.
Лекция 12.
План:
- Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация
- Рост научного знания и проблема научного метода.
- Знание естественнонаучное и социально-гуманитарное.
- Научные революции и смена типов рациональности.
Семинарское занятие № 11
Вопросы:
1. Критерии научности. Наука как специализированная форма познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Основные методы познания.
2. Уровни научного познания: Эмпирическое и теоретическое.
3. Вероятное и достоверное знание.
4. Понятие истины. Истина и заблуждение в науке.
Литература:
Обязательная литература:
1. Миронов В.В. Философия. М.. 2008.
Дополнительная литература:
1. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
2. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2006
3. Разум и экзистенция. Санкт-Петербург, 1999
4. Сытых О.Л. Вероятное знание. Барнаул. 2000
5. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 6-116.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие существуют критерии научности познания?
2. Назовите основные уровни научного познания и формы знания
3. Что такое научный факт, закон, теория?
4. Что означают слова: «Факты упрямая вещь»?
5. В чём суть позитивизма и какие основные этапы в своём развитии он прошёл?
6. Чем характеризуется вероятное и достоверное знание?
Тема 6. Социальная философия и философия истории.
Лекция 13.
План:
1. Философское понимание общества и его истории.
2. Основные концепции философии истории
3. Общество как саморазвивающаяся система.
4. Источники и субъекты исторического процесса. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе.
Лекция 14.
План:
1.Динамика и типология исторического развития.
2.Многовариантность исторического развития. Культура и цивилизация.
3.Гражданское общество, нация и государство.
4.Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие.
Семинарское занятие № 12.
Вопросы:
1.Общество как объект научного исследования. Специфика социально-гуманитарного познания
2.Понятие социального бытия. Формы социального бытия. Проблема движущих сил и источников развития общества.
Семинарское занятие № 13.
Вопросы:
1. Моделирование социальных структур. Общество как система.
2. Понятие культуры и цивилизации. Диалог культур. Специфика и судьба русской цивилизации
Литература:
Обязательная литература:
- Миронов В.В. Философия. М.. 2008.
- Мир философии. М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. : Учебник. М., 1993. С. 13-225
2. Гумилев Л.Н. этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. 212 с
- Понятие истины в социогуманитарном познании. М:МФРАН, 2008
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 24-88.
- Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 7-326.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 526 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. М.. 2001.
Тема 7. Философская антропология.
Лекция 15.
План:
1. Человек и мир в современной философии.
2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
Лекция 16.
План:
- Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.
- Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса
Лекция 17.
План:
1. Смысл жизни: смерть и бессмертие.
2. Человек, свобода, творчество.
Семинарское занятие № 14
Вопросы:
1. Проблема человека в философии. Теория антропосоциогенеза её естественнонаучное и философское значение.
2. Природа и сущность человека. Социальное и биологическое в человеке.
Семинарское занятие № 15
1. Проблема жизни и смерти в философии.
2. Смысл жизни.
Литература:
Обязательная литература:
- Миронов В.В. Философия. М., 2008.
- Мир философии. М., 1991.
Дополнительная литература:
- Агацци Э. Человек как предмет философского анализа // Вопросы философии, 1989,
- № 2.
- Аристотель. Политика. Соч. в 4-х тт. М.,1984. Т.4, с. 378-386. (Или в кн.: Человек (Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,1991, с. 117-118)
- Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. http://philosophy.ru/library/catalog.html
- Гердер Ещё один опыт философии истории для воспитания человечества // Человек. М., 1991. С.387-390.
- Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. Санкт-Петербург, 1997. С. 200-204.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // : Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995 с.176-178.
- Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс социо-природных свойств // Вопросы философии. 1988 № 7. Смысл жизни: Антология. М.,1994
- Камю А. Миф о Сизифе. // Сумерки богов. М., 1989. http://philosophy.ru/library/catalog.html
- Проблема человека в западной философии. М., 1988
- Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1989.
- Шелер М. Положение человека в космосе // Мир философии. М., 1991. Т. 2. С.81-86.
Контрольные вопросы:
1. Определите понятие «смысл жизни» относительно понятий «цель», «задача», «идеал», «счастье».
2. Есть ли смысл жизни в самой жизни?
3. Определите условия возможности смысла жизни.
4. Каковы критерии ценности человеческой жизни?
5. Как проблема смысла жизни связана с возможностью смерти и бессмертия?
6. Почему А.Камю считает проблему самоубийства главной проблемой философии?
7. Сравните подходы в проблеме смысла жизни в русской и западной философии (на примере Е.Н.Трубецкого и А.Камю).
Тема 8. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.
Лекция 18.
План:
1. Философия и социология.
2. Философия социологических исследований
Литература:
1. Бороноев А.О. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции / А.О. Бороноев, А.И. Кравченко, В.П. Култыгин и др.; Подборка интервью подгот. к печати Н.В. Романовским, НА. Плотниковым. Социс. - 2003. - №9. С.3-17
2. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности.- М.: Аванти-плюс, 2003. - 336с.
3. Социология: Учебник для вузов; Рец.: З.М. Саралиева, В.И. Шамшурин , МО РФ.-СПб: Питер, 2011. - 432с.-(Учебник для вузов).
4. Социология : учебник для бакалавров, МО РФ.-М.: Юрайт, 2012. - 525 с..-(Бакалавр. Углубленный курс).