Философские задачи, проблемы и категории.
Основы Философии
Учебное пособие для учащихся
Брест 2008
Данное учебное пособие составлено преподавателем УО «Брестский государственный политехнический колледж» Черенович Д.В.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин,
Протокол № 1 от 29.08.2008 года,
Председатель Братковская О.А.
Утверждено заместителем директора по учебной работе Ратниковой Н.В.
Содержание:
Тема 1(1): Введение. Что такое философия? | 4-6 |
Тема 1(2): Философия в системе мировоззрения | 7-9 |
Тема 2(1): Философия древнего Востока. Античная философия | 10-14 |
Тема 2(2): Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения | 15-19 |
Тема 2(3): Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Философия XIX –н.XX вв. | 20-24 |
Тема 3(1): Фундаментальные понятия онтологии | 25-29 |
Тема 3(2): Онтологические атрибуты сущего | 30-34 |
Тема 3(3): Бытие человека в мире | 35-40 |
Тема 4(1): Фундаментальные принципы и понятия гносеологии | 41-43 |
Тема 4(2): Структура и динамика познавательного процесса | 44-49 |
Тема 4(3): Познание, человек, общество | 49-53 |
Тема 5(1): Проблема человека в философии и науке | 53-60 |
Тема 5(2): Философские концепции антропосоциогенеза | 60-67 |
Тема 5(3): Современная философская антропология | 67-70 |
Тема 6(1): Общество как социальная система | 70-74 |
Тема 6(2): Динамика взаимодействия элементов социальной системы | 75-77 |
Тема 6(3): Типология обществ | 78-81 |
Тема 7(1): Деятельность как способ человеческого бытия | 82-87 |
Заключение | |
Исторические типы философии (таблица) | 89-90 |
Вопросы и задания к практическим занятиям | 91-98 |
Вопросы к ОКР | 99-100 |
Литература |
Тема 1(1): Введение. Что такое философия?
Учебные цели:
Знать: понятия: философия ,двуединая задача философии ,основной вопрос философии, категории философии, предметная область философии, генезис философского знания, проблемы философии, функции философии, структура философского знания.
Характеризовать: специфику философии как социокультурного феномена; основные философские проблемы и категории; связь философии с жизнью.
Анализировать и интерпретировать: соотношение философии с наукой; роль философии в истории культуры.
Вопросы:
1.Что такое философия? Проблема начала философии. Философские задачи, проблемы и категории.
2.Место философии в системе наук.
3.Функции философии.
4.Структура философского знания.
1.Что такое философия? Проблема начала философии.
Философские задачи, проблемы и категории.
Философия (от греч.phileo – люблю, sophia – мудрость) - любовь к мудрости.
Это понятие многозначно:
Философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и его месте и роли в этом мире.
Философия – это форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Философия – наука о всеобщем. ( Г.Гегель).
Философия – система «рациональных знаний и понятий». ( И.Кант).
Философия – методологические принципы какой- либо науки (например, философия языкознания; философия истории).
Философия – отвлечённые разговоры, рассуждения по какому-либо поводу.
Генезис философии:
Впервые слово философия употребил Пифагор (580-500 г.г. до н.э.). Ввёл в оборот Платон (427-347 г.г. до н.э.). Со времён Сократа (470 – 399 г.г. до н.э.) философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.
Возникновение философии – величайшая революция в сознании людей, попытка объяснить мир с помощью разума. Ведь что было до философии? Человек интересовался миром, но был ли он в состоянии его объяснить? Долгое время действительность отражалась в сознании людей в основном в виде мифов, т.е. в фантастической форме.
Предметную область философии чётко обозначил великий немецкий философ 18 века И.Кант. По его мнению философия должна решить следующие проблемы:
1.Что я могу знать? ( вопрос о том, что может знать человек, каковы пределы (границы) его разума, как ему распорядиться своим знанием?).
2.Что я должен делать? (вопрос о том, чего не должен делать человек ни при каких условиях и если суть человека в его деяниях, то главное масштаб или смысл деятельности?)
3.На что я смею надеяться?( может ли человек надеяться насобственный труд, разум, волю, поддержку людей или лучше надеяться на Бога, внеземные цивилизации и т.д., тем более, что исход многих человеческих начинаний весьма неопределёнен?).
4.Что такое человек? ( уникальное создание Вселенной или ошибка природы, обречённая на гибель?).
Именно последний вопрос многие философы считали и считают основным вопросом философии. Другие представители философской мысли (преимущественно классической философии) основным вопросом всей философии считали вопрос: « Что первично? Материальное или духовное? И познаваем ли мир?
Итак, основные проблемы философии:
- проблема мира (объекта), его первоосновы: что первично? материальное или духовное?
- проблема человека (субъекта): что такое человек?
- проблема отношения человека к миру: познаваем ли мир?
Категории философии – предельные характеристики мира: бытие, небытие, субстанция, материя, сознание, пространство, время, движение, развитие, природа, общество ,истина, человек.